Новости Башкортостана и Уфы
93.29
+0.04
99.56
+0.2
88.17
-0.28
17+ °C
Дождь
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
17 Ноября 2021, 12:29

Фоторепортаж: как в колонии строгого режима в Башкирии отбывают наказание экс-полицейские и военные

Журналист информационного агентства «Башинформ» посетила исправительную колонию строгого режима №8 в Стерлитамаке, где отбывают наказание бывшие сотрудники судов, правоохранительных органов, в том числе военнослужащие – около 600 человек.

Ксения Калинина
Фото:Ксения Калинина

До своеобразной «экскурсии» в места не столь отдаленные, в сопровождении руководителя пресс-службы УФСИН РФ по РБ Эльзы Зариповой, зашли поздороваться к начальнику ИК-8, полковнику внутренней службы Александру Калоерову.

«К нам везут осужденных со всей России, сейчас в основном с близлежащих регионов – Оренбургской, Самарской, Саратовской областей, Татарстана. В колонии они отбывают наказание минимум месяц, максимум - 25 лет по тяжким статьям: за убийства, взятки, превышение полномочий, изнасилования, распространение наркотиков. Например, к 24 годам колонии приговорили бывшего военнослужащего внутренних войск за массовое убийство. Он с сообщником расстрелял несколько человек в армии. Осужденные у нас работают в швейном производстве, деревообработке. В ПТУ их обучают новым профессиям. Согласно уголовно-исполнительному кодексу, они обязаны трудиться. При этом получают зарплату, не ниже МРОТ. Есть и те, кто зарабатывает свыше 20 тысяч рублей. Деньги идут на их лицевой счет, но у них высчитываются суммы на алименты, иски, если таковые имеются, а также на питание, выдаваемую одежду. Колония для правоохранителей ничем не отличается от других исправительных учреждений. У нас такая же дисциплина, режим, день отбывающего наказание расписан поминутно. Кто какие погоны носил на свободе – здесь уже не имеет значения, тут все равны: звания и должности обнуляются, тут жизнь начинается с чистого листа», — рассказал Александр Калоеров.

ПРОПУСКНОЙ ПУНКТ. Как только место досмотра документов было пройдено, а телефон с сумкой остались в специальной ячейке, на руках — лишь фотоаппарат и диктофон, за спиной с грохотом захлопнулась решетка (сердце ёкнуло, руки вспотели!). Открылась железная увесистая дверь: перед глазами предстала запорошенная снегом территория тюрьмы.

Начальник третьего отряда, капитан внутренней службы Спартак Дильмухаметов сразу обратил внимание на большое футбольное поле, отметив, что не во всех исправительных учреждениях есть подобное место для спортивных игр. Чуть поодаль между корпусами под открытым небом оборудовали тренажерку, а стены украсили граффити, железные гимнастические снаряды покрылись снегом, но видно, что дорожки к ним расчищают. Также на улице размещены обтянутые железной сеткой-забором и колючей проволокой курилки. Для красоты у футбольного поля разместили колодец, а у столовой – работающий летом фонтан.

ЖИЛЫЕ КОРПУСА. Преступники живут в двухэтажных однотипных корпусах, в каждом примерно по сто человек. При общежитии есть небольшая площадка с тренажерами, место, где можно сушить одежду. На ограждениях – правила колонии: «Будьте честны и достойны доверия», «Следите за своим внешним видом», «Уважайте традиции и верования других народов» и другие.

Корпус длинный, в нем есть комната отдыха со старинными деревянными стульями, телевизор, шахматы, нарды, книги. Душевая с двумя кабинами. Комната с раковинами, где начинается утро заключенных. Помещение для приема пищи с микроволновками, холодильниками, индивидуальными шкафчиками без замков. Раздевалка с верхней одеждой, обувью и шапками – все подписано, все индивидуально. Комната для сушки одежды. Несколько спальных комнат наверху и внизу с двухъярусными железными кроватями, тумбочками и стульями, с бадьей с водой. К кровати прикреплена карточка с данными осужденного и его фотографией. Комната телефонных переговоров – это место связи с внешним миром, с родными и близкими, друзьями и коллегами. Помещение для хранения личных вещей преступников, здесь же под запись выдаются бритвенные станки из закрытого на замок шкафчика и даже ножи и ножницы. Кабинет начальника отряда с портретом президента России.

«Большинство осужденных – это военнослужащие, но есть и бывшие правоохранители, помощники судей, сотрудники ФСИН, были здесь и генерал ФСБ, полковник милиции в отставке, прокурор. В отряде №3 на данный момент 101 человек, из них на промзоне работают 74 осужденных, остальные в отряде – трудятся все, — сообщил Спартак Дильмухаметов. – Когда поступает «новенький», помогаю ему адаптироваться, смотрю, какие есть способности, обращаю внимание на его физподготовку – сможет ли справиться с работой на промзоне».

Распорядок дня. С понедельника по субботу спецконтингент встает в 06.00, ложится в 22.00. В воскресенье подъем в 07.00, отбой – в 23.00. Утром заправляют койки, в 06.20 идут на зарядку, затем умываются, завтракают по отрядам. В 09.00 – проверка. Далее большая часть осужденных идут в промзону, другие в ПТУ на учебу. Трудятся до 17.00 с перерывом на обед. Ежедневно дается 2 часа личного времени. Его тратят все по-разному: на книги, футбол, музыку, рисование. Проводится воспитательная работа, а в выходные - культурно-массовые мероприятия.

СТОЛОВАЯ. Знакомить с бытом осужденных продолжил начальник отдела по воспитательной работе ИК-8 майор внутренней службы Ильяс Даминов. Мы направились в столовую. В коридоре разместились стенды-мотиваторы по успеваемости отрядов в спорте и культурно-массовой деятельности, вешалки для одежды и раковины для мытья рук. Как раз один из отрядов пришел на обед. Осужденные друг за другом стояли в очереди за едой. На подносе уместились большая алюминиевая тарелка с супом, еще одна тарелка с блюдом «жаркое по-домашнему», а также кружка с компотом и хлеб.

«Нам ежедневно выдается норма продуктов для раскладки. Готовим исходя из меню. Фруктов нет, но ежедневно выдаются овощи в зависимости от времени года. Из сладостей – компот, кисель и чай с сахаром. Добавка не предусмотрена, все по норме», — рассказал осужденный Дмитрий, который сменил профессию правоохранителя на повара.

КЛУБ. Кроме двухэтажных благоустроенных общежитий в учреждении работает клуб на 420 мест, при котором открыто несколько творческих кружков, библиотека с электронной картотекой. Для верующих имеются православная и мусульманская молельные комнаты.

В актовом зале – музыкальные инструменты, есть собственный ансамбль, а также зооуголок с морскими свинками, кроликами и черепашками, и даже мини-водоем с рыбками. Вчерашние оперуполномоченные и срочники ухаживают за зверюшками, невольно ассоциируя их с самими собой.

«У нас есть пять кружков: изобразительный, литературный, спортивный, музыкальный и журналистский. Каждый осужденный имеет право написать заявление, и его включат в какой-то из кружков. 80% осужденных выбрали то или иное направление творческой деятельности. Они заинтересованы в том, чтобы у них время проходило быстрее, но с пользой, а не только за просмотром телевизора по распорядку дня. У кого-то открываются таланты. Например, бывшие сотрудники полиции создали музыкальную группу: пишут песни, выступают. Мы отправляем их работы на всероссийские конкурсы, например, на «Калину красную». В основном поют о маме, семье, о стремлении к свободе, о своей вине. Другие подаются в религию. У кого большие сроки, для них время тянется долго, вот они и находят для себя отдушину. Кто-то после работы занимается спортом, кто-то идет в творчество, ставят спектакли, сочиняют стихотворения, картины рисуют», - отметил Ильяс Даминов.

ТЕЛЕСТУДИЯ. Как оказалось, при каждой колонии создано собственное кабельное телевидение с корреспондентами, режиссерами, монтажерами, редакторами. В ИК-8 журналистской деятельностью занимаются 15 человек. Они снимают различные программы, готовят выпуски новостей, берут интервью, пишут статьи.

«Наши журналисты ежедневно занимаются этой работой под присмотром администрации колонии. Прошли спортивные или творческие мероприятия – это все освещается. Интернета нет, только подключение к кабельному телевидению. В студии есть компьютер с нужными программами, принтер, зеленый фон для наложения нужного изображения, видео- и фотоаппаратура», - пояснил начальник отдела по воспитательной работе ИК-8.

ЦЕНТР ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ. Кто-то отбывает наказание, имея за плечами опыт трудовой деятельности: таким, конечно, чуть легче. Но есть и те, кто ни разу не держал иголку в руках или молоток. Им труднее – приходится учиться, чтобы овладеть новой профессией. В колонии осужденные получают зарплату, работая в швейном и деревообрабатывающем производствах. Они шьют влагозащитную одежду – куртки, комбинезоны, в том числе для работников нефтяных компаний. Обрабатывают древесину, делают доски для строительства.

МЕДСАНЧАСТЬ. Здесь бывшим правоохранителям оказывают первую медицинскую помощь, проводят медосмотры, а также вакцинируют от новой коронавирусной инфекции. На безвозмездной основе можно вылечить кариес или пульпит.

«В день лечу по 10-15 пациентов. Среди жалоб – кариес, пульпит, пародонтит, хронические стадии. Лечим заболевания слизистой оболочки полости рта. Услуги бесплатные – доступная медицина», - поделился врач-стоматолог с 45-летним стажем работы Альберт Разяпов.

За здоровьем экс-полицейских и военных следят врачи-терапевты, по необходимости – узкие специалисты, за душевным здоровьем – психотерапевт.

На этом знакомство с жизнью осужденных экс-полицейских, военных, прокуроров и судей за решеткой завершилось. В целом сложилась «картинка», что исправительная колония – это своего рода «город в городе» со своими правилами, распорядком и социальными «ролями». Здесь время будто замедлилось и сложилось ощущение, словно находишься на каком-то острове, вдали от мирской суеты, без интернета и связи. Куда мы не зашли в силу ограничения по времени, так это в комнаты для свиданий, баню, парикмахерскую, магазин продуктов, ШИЗО (штрафной изолятор). Эти помещения остались «нетронутыми» объективом фотоаппарата, но ведь должны же в колонии остаться какие-то «загадки»…

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ОБ ИК-8

Предшественницей ИК-8 является воспитательная колония №2. Основана она была в Уфе еще в 1935 году, и знаменита тем, что именно здесь воспитывался с 1940 по 1942 год и добровольно ушел на фронт будущий Герой Советского Союза Александр Матвеевич Матросов (Шакирьян Юнусович Мухамедьянов). После войны учреждению присвоили имя ее героического воспитанника.

В начале 1971 года было принято решение о передислокации колонии имени Александра Матросова из Уфы в Стерлитамак. Уже в июне на окраину города прибыли первые вагоны с оборудованием, и началась кропотливая работа по созданию нового учреждения для несовершеннолетних правонарушителей - Стерлитамакской воспитательно-трудовой колонии №2. Стояла задача в кратчайшие сроки на базе бывшей ИТК-5 разместить сотни подростков, обеспечив в полном объеме выполнение всех требований и норм по содержанию малолетних правонарушителей. И поставленная задача была выполнена.

В качестве воспитательной колонии учреждение функционировало еще более 30 лет. К началу XXI века курс на гуманизацию уголовных наказаний, взятый Россией, значительно уменьшил количество подростков, приговоренных к лишению свободы. Необходимость сразу в двух воспитательных колониях в Башкирии исчезла. Поэтому в 2004 году произошло планомерное перепрофилирование воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима с лимитом наполнения 1020 человек.

Сегодня учреждение располагает капитальными сооружениями вместо прежних ветхих бараков, типовыми жилыми, учебными и производственными корпусами, административными и хозяйственными зданиями. Очень быстро, практически без привлечения сторонних организаций, параллельно процессу учебы, благоустроили городок колонии.

Высокий инженерно-технический уровень строительных работ всех без исключения объектов обеспечили строительные группы профессионально-технического училища при колонии. ПТУ № 52 (ныне ПУ № 140), открытое на базе колонии в 1972 году, ранее располагалось в бараке и имело всего три учебных класса и одну мастерскую. Но уже в 1976 году училище переехало в четырехэтажный корпус с просторными классами, мастерскими и административно-хозяйственными помещениями.

Сегодня многие учебные кабинеты являются лучшими среди подобных училищ уголовно-исполнительной системы. За 47 лет училище подготовило более 12 тысяч специалистов по специальностям: токарь, столяр, каменщик, автослесарь, слесарь механосборочных работ и ряд других.

В 1997 году было принято решение о реорганизации предприятия колонии и образования на его базе учебно-производственных мастерских. Новые производственные помещения сдали уже на следующий год. В настоящий момент действуют швейный и столярный цеха.

 В 2015 году учреждение перепрофилировали в исправительную колонию строгого режима. Теперь здесь содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. Лимит наполнения учреждения составляет 755 человек.

Агентство «Башинформ» подготовило цикл публикаций о специфике отбывания наказания осужденных в ИК-8, а также истории бывших правоохранителей - борца с коррупцией, сотрудника местного ФСИН и экс-чиновника. Материалы будут опубликованы в ближайшее время.

Автор:Ксения Калинина
Читайте нас: