Всё задуманное возможно: когда карьера вдохновляет, семья согревает, саморазвитие одухотворяет, а служение обществу приносит смысл. Главное — найти свой источник энергии и верить в себя, свою идею, считает ректор Академии развития гражданского общества «Добрино», вице-президент Союза женщин России Мария Афонина.
— Я всегда мечтала, чтобы у меня было трое детей, хотя сама не из многодетной семьи. Единственное, я хотела, чтобы было два мальчика и девочка, чтобы мальчишки девочку поддерживали, опекали. Но жизнь сложилась таким образом, что у меня, наоборот, две девчонки и сын. Старшей дочери 21 год, она студентка и учится на факультете журналистики. Средней дочери 11 лет, она сейчас пошла в 5 класс, младшему сыну 8 лет, он учится во 2 классе. Поэтому получается, что у меня есть и школьники, и студентка, и как понимаете, студентка уже взрослая, у нее своя жизнь, она живет отдельно. Ну, что интересно, постоянно старается проводить время с нами, поддерживает.
Сначала это была такая ревностная история, хотя мы вместе с ней ждали рождения дочери. Потом у нее был вопрос, наверное, ты меня будешь меньше любить, когда родится еще одна девочка. Потом она начала говорить, лучше пусть мальчик родится, а не девочка.
Но я тогда еще сама не понимала, мне было страшно, как же я буду делить любовь между двумя детьми. Но когда родилась дочка, а потом и сын, все встало на свои места: любовь не делится пополам, любовь увеличивается. И это совершенно невероятное чувство, которое даёт силы двигаться вперёд.
— Мария Александровна, мы знаем вас как амбассадора женского лидерства в стране, координатора программы «Женщина-лидер», проректора мастерской управления «Сенеж», сейчас вы возглавили Академию развития гражданского общества «Добрино», являетесь заместителем председателя совета ассоциации Добро.РФ. Как вам удается совмещать работу в таких важных больших проектах, командировки, общественную деятельность и постоянное саморазвитие с семьей?
— Мы много с вами обсуждаем про развитие лидера, развитие управленца, развитие человека. Но это развитие невозможно без движения вперед, без движения к новым целям. Мастерская управления «Сенеж» — это замечательный образовательный проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», в котором я имела честь трудиться пять лет. Но время идет вперед, и, как мне кажется, такое движение вперед абсолютно закономерно.
У меня первое образование — социальный педагог, потом практический психолог, затем я отучилась на гештальт-психотерапевта. Это получается повышение квалификации. В прошлом году я опять повышала квалификацию по экстремальной кризисной психологии и вот сейчас, в конце сентября, выхожу на защиту кандидатской степени по психологии. Вот это всё повышение вместе с постоянным самообразованием у меня идет параллельно с рождением и воспитанием детей. В этом плане меня очень сильно поддерживает муж.
Он тоже из сферы образования, поэтому разделяет мой профессиональный интерес и во многом это наш семейный интерес. Мы понимаем, что происходит на рынке образования, с удовольствием следим за новинками, с удовольствием обмениваемся новыми методами, новыми инструментами, новыми персонами, которые возникают на этом рынке, обсуждаем, рассуждаем. И мне кажется, это тоже один из элементов сплачивания семьи.
Вообще, семья, на мой взгляд, это очень интересный организм. С одной стороны, семья стремится к постоянству. Поэтому очень важны общие семейные традиции, какие-то вещи, которые происходят постоянно: это общий дом, общие смыслы, общая миссия, общие дела. А с другой стороны, как и любой организм, семья должна расти и развиваться. И если в семье происходит стагнация, то рано или поздно люди теряют друг к другу интерес, и, соответственно, начинается прохладность в отношениях.
— У вас есть какой-то особенный подход к детям? Как объясняете детям, что вас долгое время нет дома?
— За счет того, что мы оба работаем в сфере обучения и развития, у нас постоянно очень много притока новой информации. И дети это тоже видят, и с удовольствием поддерживают наши стремления, свободно участвуют в наших экспериментах. Как я уже говорила, муж полностью разделяет мою позицию и поддерживает меня. Когда я, например, приняла вызов о новой сфере деятельности, было понятно, что это будет требовать больше времени, нежели работа, которая уже выстроена. Поэтому мы вместе приняли такое решение. Честно признаюсь, не было тогда понимания, что будет так много разъездов. И где-то я, конечно, очень скучаю по детям, и всегда стремлюсь домой.
Но мы с мужем научились синхронизировать свои графики и можем даже устроить свидание на двоих во время наших переездов. На самом деле секрет прост и, прежде всего, это взаимоуважение, общие интересы и планирование. Например, у нас есть традиция, когда мы планируем целый год. И это обязательно два раза в год отдых только вдвоём, без детей. И здесь нам помогают бабушки, старшая дочка. Это тоже очень важно для того, чтобы мужчина и женщина были друг другу интересны.
— Возможно такое, что у работающей мамы возникает чувство вины, что она недостаточно уделяет внимания своей семье. Что бы вы посоветовали работающим мамам в такой ситуации?
— Во-первых, нужно принять для себя мысль, что детям достаточно будет мамы и ее внимания в том случае, если это внимание качественное. Пусть даже это будет два часа в день, но это время мы проводим с детьми дома. У меня получается, что я с утра провожу время с детьми: готовлю завтрак, провожаю в школу, мы разговариваем и обсуждаем планы. Вечером укладываю их спать и рассказываю сказку.
Что касается чувства вины, если посмотреть на него с другой стороны, а какое оно пользу дает? Никакой. Мы можем посыпать себе голову пеплом и говорить, что вот, дети растут без меня. Но если у женщины есть потенциал и желание развиваться в карьере, то оставив себя из чувства вины дома и через силу став, например, домохозяйкой, ничего хорошего ведь из этого не получится. По факту останется то же самое чувство вины, но оно будет направлено на отношения, оно будет трансформировано в обиду, допустим, на мужа. В конечном счете — это будет история про то, что ты меня не понял, ты меня не поддержал, хотя, возможно, супруг даже не знал, что была такая история. Поэтому, прежде чем маме выходить на работу, особенно маме многодетной, нужно подробно обсуждать и решать этот вопрос в первую очередь с мужем.
Еще один очень важный момент, я стараюсь включать детей в свою работу. Например, они были в офисе Добро.РФ и знают, где я работаю, чем занимается Добро.РФ. Они меня спрашивают: «А как там дела?». Они понимают, что я делаю и чем конкретно занимаюсь. У меня даже есть опыт, когда я детей беру в свои командировки, если есть такая возможность. И тогда дети знакомятся с городом и опять же видят, как мама выступает. Самое главное, у них есть понимание того, что мама делает. Я думаю, очень важно рассказывать ребёнку про свою работу, не думать, что он ещё маленький или не поймёт. Да, возможно, это понимание будет поверхностным, но оно будет развиваться дальше. Например, старшая моя дочка помогает мне вести телеграм-канал, работает с Росмолодёжью в качестве волонтёра. Это все, на мой взгляд, помогает предотвратить какие-то кризисные явления в семье.
Ранее Мария Афонина рассказала, почему волонтерство — это всегда личный выбор.