Рабочая командировка корреспондентов «Башинформа» и председателя Союза журналистов РБ, главного редактора газеты «Башкортостан» Вадута Исхакова в зону СВО началась с посещения роты материального обеспечения мотострелкового полка «Башкортостан». На месте временной дислокации подразделения нас встретил Рафик Ахметшин, выполняющий боевые задачи под позывным «Журналист». Он познакомил нас с однополчанами, которые заняты обустройством новых позиций.
Солдаты на фронте не только несут боевую вахту. Им необходимы время, силы, ресурсы и для строительных работ. Сейчас они ведутся под такими же соснами со срезанными осколками кронами и на тех же песках, с которыми творческая группа журналистов столкнулась в прошлом году.
Рафик говорит, что песок постоянно удивляет неприятными сюрпризами. Местами он мягкий, что порой его сдувает с раскалённой лопаты от малейшего порыва ветра, а иной раз напоминает бетон и песок приходится долбить ломами. К счастью, лесной грунт выкапывает небольшой, но сильный экскаватор, присланный из Стерлитамакского района Башкирии по гуманитарной линии. А ручной труд в основном выполняется молотками, бензопилами, шуруповёртами и другим ручным инструментом.
Строительная землеройная техника на резиновых траках и с узким ковшом предназначена для работы внутри помещений. Но строительный трудяга выполнил между деревьями немалый объём работ. За штурвалом — 55-летний военнослужащий с позывным «Байк» из деревни Новобайрамгулово Учалинского района.
Он копает углубление под будущую каптёрку — помещение для хранения военного имущества и личных вещей солдат. Заглушив двигатель, рассказал, что служит в башкирском полку с первых дней его создания. До подписания контракта с минобороны работал лесорубом.
«Все пошли и я пошёл, — улыбается „Байк“ сквозь усы. — Ну, а если серьёзно, много моих товарищей ушли на СВО. Поэтому не мог оставаться в стороне и я. За время службы познакомился с новыми людьми, они стали мне настоящими друзьями. Если честно, боевые соратники — это особый случай. Я им доверяю, знаю, что готовы всегда помочь. Нас сплотила спецоперация и то, как она формировала нас. Люди на войне раскрываются по-новому, становятся искренними. Поэтому дружба, обретённая в таких условиях, крепка, как сталь. Видите ковш моего экскаватора? Он режет корни сосен, вгрызается в песок, но от нагрузок не становится тоньше и не мнётся, а блистает под солнцем. Так же и мужская дружба. Она прошла испытания, но стала только крепче и ярче. На гражданке всё равно как-то по-другому. Вот такой у меня вывод за эти годы».
«Байк» уже служил на Донбассе. Проходил здесь срочную службу в конце 80-х годов. Конечно же, не думал, что однажды вновь окажется в этих местах. После демобилизации из армии начал работать и было не до путешествий по стране. А затем распался Советский Союз и у сельчанина появились новые заботы.
«Думаю ли я по ночам об этом? Пожалуй, нет. После отбоя все мысли о родном доме, о семье, о Башкортостане. Дома меня ждут мать, супруга, дети, внуки. Семья у меня большая и все хотят, чтобы поскорее вернулся. Они не знали, что я принял важное для себя решение. Но когда узнали, всё — контракт подписан. Сейчас-то уж понимают, почему я сделал такой шаг. Дай Бог скоро победим и будем в родных краях вспоминать службу, подвиги, павших товарищей», — сказал «Байк», запуская двигатель экскаватора.
В это время видим других работающих бойцов. «Яман» и «Седой» измеряют рулеткой пиломатериалы, отпиливают определённой длины брёвна из обгоревших сосен, доски и сноровисто приколачивают их на помеченное место. Тут будет оборудован вход в каптёрку, про которую рассказывал «Байк».
«Седой» из Уфы. Боевой опыт получил во время службы на Северном Кавказе, поэтому был зачислен в штурмовую группу полка. Принимал участие в боевых операциях на Краснолиманском направлении в Торском, Ямполовке, Тернах. После полученных ранений служит в подразделении закрепления.
Отложив молоток, «Седой» рассказал о первых днях на СВО. Группа штурмовиков получила задание взять «языка». Приказ был выполнен. Однако первый опыт заставил по новой вспоминать обучение, пройденное на боевом слаживании в Самарской области. По словам бывалого штурмовика, полтора-два часа боевой работы кажутся порой 15-ю минутами. Всё происходит стремительно и молниеносно. И в это время важно не потерять концентрацию и быть предельно внимательным. После первых боёв к этому пониманию приходилось возвращаться вновь и вновь.
«Конечно, были потери, ранения. Во время передышки приходится не отдыхать, а мысленно ещё раз проживать прошедший бой, переосмысливать ошибки. Но так или иначе, наши штурмовые группы работали слаженно, следили друг за другом и контролировали взаимодействие „двоек“ и „троек“. Полученные знания и приобретённый опыт передавали пополнению. Но самое главное, учим их быть честными. Люди притирались друг к другу с первых дней подготовки, а в зоне СВО стали одной большой командой. Приходят новые контрактники и их надо обучить тоже. Они тоже проходят подготовку, но практика, пройденная за два года, важнее», — считает «Седой».
Подошло время обеда. Час приёма пищи строго по расписанию. Война войной, но солдат должен быть сыт. Еда готовится на полевой кухне. За огнём в топке следит «Хамрн». Боец родом из деревни Кожай-Семёновка Миякинского района. Как и многие его сослуживцы, в полку служит с 2023 года. На гражданке приходилось работать в разных местах, признаётся мужчина. Но как только узнал, что в республике началось формирование полка «Башкортостан», сразу же подписал контракт с минобороны, о чём ни разу не пожалел.
«Помню, как утром пошёл в магазин за продуктами. А в это время соседи провожали родственника на СВО. Я подошёл поздороваться и пожелать доброго пути. В итоге доехал с ним до райцентра и вдруг в голове вспыхнул вопрос: „Почему и я не могу пойти служить за Родину“. Как только отправили соседа, сразу пошёл в райвоенкомат. Решение, наверное, порывистое, спонтанное. Но по сей день не жалею, что я здесь. Построил дом, помогаю детям, сестре. Служу оператором водоподготовки. Такие должности тоже есть. Я ответственен за работу бани и прачечной, чтобы воины были умытыми, а их одежда чистой. Сегодня вот слежу за полевой кухней. Работы хватает. Полк служит достойно. С гордостью смотрю на товарищей — они подтянутые, боевые и умеют улыбаться всем трудностям в лицо», — говорит «Хамрн».
Мужчина показал, что на обед. На первое бойцам приготовили гороховый суп с тушёнкой. На второе картофельное пюре, тоже с мясом.
«Хлеб, продукты — всего хватает. Мужики не голодают. Правда, вот пока приходится кушать стоя и по-быстрому. Ну ладно, потом окончательно подготовим кухню и столовую, как на прежнем месте. Далеко не уходите, скоро будем обедать», — сказал «Хамрн», протирая тарелки.
Солдат встречает повар с позывным «Людоед» — могучий, немногословный и добродушный.
Попытки поговорить с ним тщетны. «Сначала поешьте», — басит «Людоед».
Позже «Людоед» рассказал, что готовит с раннего утра, ему помогают дежурные по кухне. С задачей справляется. Для бойцов по утрам молочная каша, на обед супы и гарниры. На ужин тоже каши — с рыбой, мясом, колбасой, сыром. Еда простая, но сытная и вкусная.
«В полк „Башкортостан“ попал из Кировской области. Служу с первых дней его создания. Не знал, что 31-й полк носит имя „Башкортостан“. Но как случилось, так случилось. Считай, я дома. В Башкирии бывал и не раз. С бригадой строили мост через Белую в Дюртюлях. Прекрасный край у вас, где живут хорошие, отзывчивые люди. В этом убедился и в башкирском полку», — рассказал «Людоед».
После обеда у бойцов короткий отдых. Во время небольшого часа к журналистам подошёл рослый военнослужащий. Представился позывным «Чига». Он рассказал о своей службе под началом легендарного «Скифа» — командира танкового батальона имени Сергея Зорина Андрея Мигунова, погибшего в бою в январе 2024 года. Подробности в следующем материале «Башинформа» из зоны спецоперации.
Ранее «Башинформ» опубликовал интервью с заместителем командира полка «Башкортостан» по военно-политической работе Александром Мельченко, посвящённое двум годам службы башкирских воинов в зоне СВО.