12 декабря, в День Конституции России, в зале полководцев Музея Победы на Поклонной горе в Москве состоялось знаковое культурное событие. На главной мемориальной площадке страны, в окружении стен, хранящих память о Великой Победе, прозвучала «Симфония ЗОВ» в специальном переложении для духового оркестра. Это первое в России симфоническое произведение, посвященное событиям специальной военной операции.
Проект «Симфония ЗОВ» — это совместная работа композитора Марата Файзуллина, режиссера Дмитрия Ушакова, Студии военных художников имени М. Б. Грекова и Фонда имени Героя России генерала армии В. П. Дубынина.
Московскую премьеру 12 декабря исполнил военный оркестр штаба Центрального округа Росгвардии под управлением заслуженного артиста Башкортостана, майора Арслана Рыскулова. В зале присутствовали ветераны, военнослужащие, кадеты, семьи участников СВО, для которых это произведение имеет глубоко личное значение. Поддержку проекту оказали Музей Победы и Центр творческих инициатив «Арт Вектор».
«Фонд поддержал „Симфонию ЗОВ“ в момент, когда идёт борьба за нашу великую Родину — Россию. Я считаю, что это произведение обладает огромной силой патриотического воспитания для молодёжи и для всего нашего народа, а также служит сохранению памяти о героях, которые сегодня защищают страну», — отметил гендиректор Фонда имени Героя России генерала армии В. Дубынина Олег Демидко.
«Я безмерно счастлив, что моя симфония прозвучала именно сегодня, 12 декабря. Этот день имеет особый смысл: ровно 83 года назад, 12 декабря 1942 года, в Башкортостане, в городе Белебее, впервые была исполнена Седьмая симфония Шостаковича в переложении для духового оркестра. Осознавать эту связь времён — большая честь, — прокомментировал автор Марат Файзуллин. — Особенно значимо, что сегодня это произошло в Музее Победы — знаковом месте нашей национальной памяти. Я прекрасно понимаю, насколько непросто духовому оркестру исполнять такую насыщенную и сложную партитуру. Но сегодня всё прозвучало чисто, ярко и в точном характере».
Специальное переложение для духового оркестра придало монументальной партитуре особое звучание. Мощь духовых инструментов создала особый эффект — суровую, чеканную и в то же время глубоко лирическую музыкальную хронику.
«Идею исполнить „Симфонию Зов“ предложил композитор Марат Файзуллин. Он рассказал о произведении, которое актуально сегодня и несёт в себе важный патриотический замысел, — рассказал Арслан Рыскулов. — Мы готовились больше двух месяцев. Репетировали каждую часть отдельно, по группам — отдельно с ударными, отдельно с медными духовыми. Это был колоссальный труд. Сложность заключалась в современном музыкальном языке симфонии, который сильно отличается от нашего повседневного репертуара. Безусловно, новый опыт для коллектива, для музыкантов, и я считаю, что мы очень хорошо с этим справились».
Динамичный видеоряд, в основе которого лежат батальные полотна художников-грековцев, написанные в 2024–2025 годах по горячим следам событий, создал эффект полного погружения.
«Художники писали картины по итогам своих поездок на передовую, в них — живое свидетельство. Моя задача как режиссёра была соединить эти мощные образы с музыкой так, чтобы они усиливали друг друга», — отметил режиссер Дмитрий Ушаков.
Особый эмоциональный отклик зала вызвала специальная часть симфонии — «Золотое знамя Чучхе», посвященная боевому братству российских и северокорейских воинов, проявленному в ходе событий на курском направлении. Эта часть стала символом интернациональной солидарности и общей борьбы за справедливость.