С 12 декабря 2025 года вводится плата за проезд по обходу пяти населенных пунктов в Башкортостане. Участок протяженностью 65 километров, входящий в скоростной коридор Москва – Екатеринбург, перешел в управление Государственной компании «Автодор». Разбираемся, что это значит для рядового автомобилиста и как теперь строится логистика в этом направлении.
Что это за участок?
Речь идет о трассе, которая позволяет объехать села Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново. Участок связан с ранее открытым участком М-12 Дюртюли – Ачит и образует часть непрерывного скоростного маршрута. Это четырехполосная дорога, по две полосы в каждую сторону. Скоростной режим 90 км в час для легковых автомобилей, 70 км в час – для грузовых. Дорога включает два моста, девять путепроводов и шесть многоуровневых развязок, со съездами к ближайшим населенным пунктам.
Четыре развязки построены на пересечениях с автомобильными дорогами около населенных пунктов Карабашево, Рсаево, Бишкураево и Семилетка. Еще две развязки с федеральной трассой М-7 «Волга» – возле села Исаметово и села Асяново.
Почему участок стал платным?
Этот обход, как и масштабный участок трассы М-12 Дюртюли – Ачит, открытый летом 2025 года, изначально строился как часть платной сети в рамках единого коридора Москва – Екатеринбург. Год он работал бесплатно – это был период обкатки и «тест-драйва» для пользователей. С декабря начался штатный режим, утвержденный распоряжением Правительства РФ. Передача в доверительное управление Автодору и установление платности – это не самостоятельное решение Госкомпании, а действие в строгом правовом поле. Как пояснили в Автодоре, правом передачи федеральной дороги в управление и установлением платы обладает исключительно Правительство Российской Федерации. Соответствующие распоряжения (№ 3184-Р от 14 ноября 2023 г. о передаче и № 946-р от 18 апреля 2025 г. о платности) были подписаны на правительственном уровне.
На что пойдут деньги от сбора платы?
Все средства, собранные за проезд по этому участку, будут направляться на его же содержание и развитие. Сюда входит обеспечение безопасности движения, круглогодичная уборка, обслуживание освещения и обновление разметки, работа сервисных служб, а также будущие ремонты. Таким образом, на эти цели не будут направлены бюджетные средства. Их можно будет направить на дальнейшее развитие дорожной инфраструктуры.
Есть ли бесплатные альтернативы? Можно ли проехать иначе?
Да, альтернативы сохранены в полном объеме. У водителей есть два бесплатных пути. Первый – это движение по старой трассе, проходящей непосредственно через или в границах тех самых населенных пунктов (Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново).
Протяженность этого маршрута около 63 км, это двухполосная дорога со светофорами, пешеходами и местным транспортом. Вторая альтернатива – объезд севернее, от Старого Байсарова до Дюртюлей и далее на Уфу, протяженностью около 115 км.
Сколько стоит проезд и как его оплатить?
На этом участке действует современная безбарьерная система взимания платы «Свободный поток». Это означает отсутствие шлагбаумов и пунктов оплаты. Над дорогой установлены специальные рамки с датчиками, которые считывают госномер автомобиля или сигнал транспондера.
Тарифы зависят от категории транспорта. Для легкового автомобиля (I категория) проезд по всему участку составит 325 рублей. Для грузового транспорта (II, III, IV категории) – от 456 до 846 рублей. Ключевое преимущество есть у владельцев транспондеров T-pass (и других совместимых систем): для них действует программа лояльности со скидкой до 15%. С транспондером тариф для легковушки снижается до 276,25 рубля.
Оплатить проезд можно двумя основными способами:
Что будет, если не оплатить?
Если проезд не оплачен в отведенные 5 дней, на 6-й день данные передаются в Ространснадзор, который уполномочен назначать административные штрафы. Размер штрафа – 1500 рублей для легковых и 5000 рублей для грузовых автомобилей. Однако здесь есть важный механизм: если в течение 20 дней с момента поездки оплатить только саму задолженность за проезд (без штрафа), то штрафная санкция будет автоматически аннулирована. После 25 дней придется оплачивать и то, и другое.
Кто освобожден от оплаты? Действует ли «Платон» для грузовиков?
От оплаты, согласно федеральному законодательству, освобожден целый ряд транспорта: автомобили оперативных служб (полиция, МЧС, скорая), федеральной почты, школьные автобусы. Что касается грузового транспорта, то на платных участках система «Платон» не действует, для них оплачивается только проезд по тарифам Автодора. Для организации проезда тяжеловесных или крупногабаритных средств требуется оформление специального разрешения.
Какие услуги и сервисы доступны на трассе?
На платном участке, как и на всех скоростных магистралях Автодора, работает служба аварийных комиссаров, которая круглосуточно бесплатно оказывает помощь водителям, оказавшимся в трудной ситуации.
Вызвать экипаж можно по единому номеру *2323. Они окажут помощь при мелких поломках (запуск двигателя, замена колеса), помогут с оформлением европротокола при ДТП, организуют безопасную буксировку до площадки отдыха или заправки. Также на участке действуют две многофункциональные зоны сервиса, на которых пользователи могут заправиться или посетить кафе.