В 2023 году Токмак был первой целью масштабного вражеского наступления, призванного перерезать сухопутный коридор в Крым. Но наши войска, в рядах которых было много добровольцев и мобилизованных из Башкирии, смогли отразить все атаки, а сейчас активно теснят противника, занимая все новые и новые территории.
Из-за постоянной угрозы атак беспилотников места выгрузки гуманитарной помощи обычно назначаются не ближе 30 километров от линии боевого соприкосновения. Но во время затишья в боях и при условии хорошо налаженной системы радиоэлектронной борьбы, волонтеры иногда подъезжают и ближе. Именно такой случай представился нам во время очередной поездки на Запорожской фронт, где гуманитарная помощь была выгружена на второй линии обороны, примерно в 20 километрах от позиций противника. На военном сленге ее часто называют «у нуля», подчеркивая близость к передовой.
Линию обороны в Запорожье обозначает полоса так называемых «зубов дракона» – связанных стальными канатами бетонных пирамид, задача которых – задержать движение вражеской техники. В лесопосадке у оборонительной полосы волонтеров встретил старшина роты пехотного подразделения с позывным «Зима». Родом из Ростовской области, с началом СВО он ушел на фронт добровольцем и воюет уже более трех лет. По его словам, особенно сложным был 2023 год, когда подразделениям, в основном состоящим из призванных осенью 2022 года мобилизованных бойцов, пришлось отражать многочисленные атаки лучших бригад врага, оснащенных современной натовской техникой.
«Два года назад дроны еще небыли главной ударной силой войск, и механизированные вражеские атаки отражались артиллерией и пехотой, которая использовала ручные гранатометы и управляемые противотанковые ракеты, – вспоминает «Зима». – Такие бои велись в зоне прямой видимости противника и требовали от наших солдат большого мужества и профессионализма. Мы обороняли позиции у села Работино, ставшего эпицентром вражеских атак. До него от места выгрузки гуманитарной помощи, кстати, всего около 25 километров. Несмотря на брошенную на наши позиции натовскую технику, враг практически не смог продвинуться вперед. Мои бойцы, многие из которых были из Башкирии, стояли насмерть. Именно летом 2023 года в противостоянии произошел психологический перелом. После обидных неудач и отступлений 2022 года, наша армия почувствовала уверенность в своих силах, а враг, всерьез говоривший о захвате Крыма, но в итоге не сумевший полностью занять даже небольшую деревню Работино, осознал, что в открытом бою ему нас не победить».
Запорожская область в плане географии представляет собой плоскую равнину, практически лишенную оврагов и возвышенностей. Прямая видимость в любой точке может достигать нескольких десятков километров. Такой рельеф накладывает свой отпечаток на ход боевых действий. Основные и запасные позиции создаются вдоль редких лесопосадок, которые в голой степи служат единственной защитой от наблюдения и огня врага. В посадках копают окопы, блиндажи и капониры для техники, которые укрепляют и маскируют всеми доступными средствами. В оборудовании таких позиций и налаживании повседневной жизни бойцов важную роль играет помощь волонтеров.
В этот раз волонтерский конвой из Башкирии доставил на фронт мотоцикл с коляской, маскировочные сети, генераторы, бензопилы, продукты питания и очень любимый бойцами башкирский мед.
«Вторая линия обороны служит для накопления резервов, ротации и отдыха бойцов, – поясняет «Зима». – В капониры подвозится техника, которая в любой момент может отправиться на передний край. Противник знает об этом и совершает постоянные налеты беспилотниками. Здесь нас очень выручают маскировочные сети, которые плетут жители Башкирии. Цвет маскировочного материала подбирается с учетом окружающей местности, что делает замаскированные объекты трудно различимыми сверху в камеры беспилотников. Также материал сетей не проводит тепло, что усложняет обнаружение техники с помощью тепловизоров».
Для обмана операторов вражеских дронов рядом с капонирами, где спрятаны боевые машины, устанавливаются ложные цели. Их закрывают масксетями так, чтобы противник мог обнаружить замаскированный объект, но не понял, что именно скрыто под сетью. Обычно это приводит к атакам ложных целей, заставляя врага впустую расходовать свои ресурсы. Результат такой работы можно увидеть на позициях подразделения «Зимы».
Не так давно противник атаковал здесь и сжег старый колесный трактор. Но самой эффективной «обманкой» стала привезенная на позиции подбитая вражеская БМП-2. Не зная реального состояния объекта под масксетями, противник несколько раз атаковал БМП сбросами противотанковых гранат и FPV-дронами. Поскольку она не горела и не взрывалась, враг пытался уничтожить боевую машину любой ценой, но по понятным причинам успеха не добился, потратив боеприпасы и время. Так военная хитрость и волонтерские масксети сохранили нашу технику и жизни бойцов.
В нескольких километрах от второй лини обороны, на трассе в Токмак мы остановились у места, ставшего знаковым не только на Запорожском фронте, но и для всей зоны спецоперации. Рядом с дорогой стоит обгоревший остов пусковой установки зенитного комплекса С-300. Он был подбит осенью 2022 года ударом американской ракеты «Хаймарс». Тогда эта ракета была в новинку и доставляла много неприятностей нашим войскам. Сильный взрыв и пожар, от которого в радиусе нескольких десятков метров сгорели деревья, не оставили шансов расчету, состоявшему из 11 человек. По словам очевидцев, из-за детонации мощных боевых частей зенитных ракет сгорели не только деревья, но на дороге, несмотря на осенний холод, во многих местах оплавился асфальт.
Со временем остов ЗРК стал своеобразным мемориалом и местом памяти всех павших бойцов. По пути на фронт и во время ротаций у него останавливаются отдельные машины и боевые колонны. Бойцы оставляют на обгоревшем металле ракетного комплекса иконы, цветы, ставят флаги России, родов войск и своих подразделений. Постояв в минутном молчании, они вспоминают не вернувшихся из боя друзей и возвращаются на фронтовую дорогу.