1. Согласно п.п. 1, 2 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся, в частности, доходы каждого из супругов от предпринимательской деятельности. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Это имущество подлежит разделу в порядке ст. 38 СК РФ.
При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 15 постановления от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" (далее - Постановление N 15), в состав имущества, подлежащего разделу, включается общее имущество супругов, имеющееся у них в наличии на время рассмотрения дела либо находящееся у третьих лиц.
Таким образом, разделу подлежит только то имущество супругов, которое имеется на момент рассмотрения судом дела о разделе совместно нажитого имущества.
2. В соответствии с п. 1 ст. 34 СК РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов должно осуществляться по их обоюдному согласию. Поэтому в случае когда при рассмотрении требования о разделе совместной собственности супругов будет установлено, что один из них произвел отчуждение общего имущества или израсходовал его по своему усмотрению вопреки воле другого супруга и не в интересах семьи, либо скрыл имущество, то при разделе учитывается это имущество или его стоимость (п. 16 Постановления N 15). В этой связи суды при разделе имущества обязывают супруга, израсходовавшего супружеские средства по своей инициативе, компенсировать другому супругу их половину (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28 марта 2017 г. по делу N 33-3493/2017, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2011 г. N 8782, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-11437/14).
При этом в случае траты супругом денежных средств в период брака презюмируется их расходование на нужды семьи, вследствие чего компенсация не производится (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 апреля 2018 г. по делу N 33-18151/2018, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2017 г. N 5-КГ17-118). Обратное должно быть доказано другим супругом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
3. Фактическое прекращение семейных отношений до расторжения брака в установленном порядке также влечет имущественные последствия для супругов. Так, согласно п. 4 ст. 38 СК РФ суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2010 г. N 18-В10-1). А в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, если после фактического прекращения семейных отношений и ведения общего хозяйства супруги совместно имущество не приобретали, суд в соответствии с п. 4 ст. 38 СК РФ может произвести раздел лишь того имущества, которое являлось их общей совместной собственностью ко времени прекращения ведения общего хозяйства (п. 16 Постановления N 15).
Таким образом, в случае, если судом будет установлено фактическое прекращение супругами семейных отношений и ведения общего хозяйства*(1), то суд для раздела имущества между супругами будет проверять его наличие не на момент рассмотрения дела, а на момент прекращения ведения общего хозяйства.
При расходовании супругом имущества после этого момента подобное имущество также учитывается в разделе, поскольку фактическое прекращение семейных отношений не прекращает право общей собственности супругов на совместно нажитое имущество, а следовательно, распоряжение им должно осуществляться по их обоюдному согласию (п. 1 ст. 34 СК РФ). Однако с момента прекращения семейных отношений действует противоположная презумпция: предполагается, что трата осуществлена в собственных интересах супруга-растратчика, а не в интересах семьи, поэтому в отсутствие доказательств иного этого супруг должен компенсировать другому половину растраченных общих денежных средств (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 24-КГ17-6).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
Многоканальный телефон: (347) 292-44-44
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Сторона при этом несет бремя доказывания тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Соответственно, установление судом фактического прекращения супругами семейных отношений и ведения общего хозяйства возможно, если одним из супругов будет заявлено требование о признании имущества, нажитого им в период раздельного проживания супругов при прекращении семейных отношений, его личной собственностью либо требование о разделе лишь того имущества, которое являлось общей совместной собственностью супругов ко времени прекращения ведения общего хозяйства. В отсутствие таких требований, как нам представляется, суд должен рассматривать спор о разделе супружеского имущества по общим нормам СК РФ о том, что совместной собственностью является имущество, нажитое супругами в период брака (т.е. вплоть до расторжения брака в установленном порядке и с презумпцией его расходования в интересах семьи).