Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормативные правовые акты не содержат указания конкретного должностного лица, на которого возлагается ответственность за организацию системы внутреннего контроля государственного учреждения.
Решение о возложении этой обязанности (ответственности) с учетом структуры и отраслевых особенностей учреждения принимает руководитель учреждения. Контрольные функции могут распределяться между должностными лицами.
Организация и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта входит в трудовую функцию главного бухгалтера.
Требование об организации и осуществлении экономическим субъектом внутреннего контроля установлено ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля устанавливается локальным актом учреждения в рамках формирования учетной политики. Этот порядок учреждение разрабатывает исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности.
Никаких специальных нормативных актов и рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего контроля для государственных (муниципальных) учреждений на сегодняшний день нет.
В то же время отдельные положения Информации N ПЗ-11/2013 (письмо Минфина России от 25.12.2013 N 07-04-15/57289), обобщающей практику организации и осуществления внутреннего контроля в организациях негосударственного сектора, могут использоваться государственными учреждениями при разработке своего Положения о внутреннем контроле.
Согласно п. 18.1 Информации N ПЗ-11/2013 внутренний контроль могут осуществлять в том числе:
- органы управления экономического субъекта;
- ревизионная комиссия (ревизор) экономического субъекта;
- главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
- специальные должностные лица, специальное подразделение экономического субъекта.
Иными словами, контрольные функции могут распределяться между сотрудниками учреждения, возлагаться на отдельных должностных лиц или создаваемые в учреждении внутренние "проверочные" комиссии, специальные структурные подразделения. При этом во избежание конфликта интересов желательно обеспечить независимость этих структурных подразделений (комиссий, должностных лиц) и их подотчетность только руководителю учреждения.
Также отметим, что согласно профессиональному стандарту "Бухгалтер", утвержденному приказом Минтруда России от 22.12.14 N 1061н, в трудовые функции главного бухгалтера входит внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (код B/03.6), а в трудовые действия по этой функции - организация и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта (пп. 3.2.3 п. 3.2 профессионального стандарта "Бухгалтер").
Поэтому обязанность организации внутреннего контроля в части бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности вполне обоснованно, как правило, возлагается на главного бухгалтера.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
Многоканальный телефон: (347) 292-44-44