Кто подзабыл начальную школьную программу, напомним, что четыре арифметических действия — это сложение, вычитание, умножение и деление. Используем их при анализе структуры государственного долга Башкирии.
Но прежде хочется уточнить, что по данным Минфина страны на 1 августа 2025 года, государственные долги имеют абсолютно все субъекты Российской Федерации. Как отметил заведующий сектором Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН Виталий Печаткин, лидерами по объёму госдолга являются Московская область (свыше 203 млрд руб.), Москва (184,25 млрд), Нижегородская область (171,4 млрд), Краснодарский край (110,26 млрд) и Татарстан (99,12 млрд). Суммарно на эти пять регионов приходится 25% государственного долга Российской Федерации. Заметим, это не самые бедные регионы России. Так почему же у них такие внушительные суммы госдолга? И долги ли это, на самом деле, или же нечто иное?
Госдолг Башкортостана на 1 августа 2025 составлял 71,1 млрд руб., однако на 9 сентября его объём сократился до 66,8 млрд руб. — 8 сентября распоряжением Правительства РФ списано 4,3 млрд руб. задолженности по бюджетным кредитам. Но об этом чуть позже.
А сейчас давайте разберёмся, из чего состоит госдолг Башкирии и является ли он неподъёмным обязательством для республики.
Из чего же складывается сумма государственного долга любого региона России, в том числе и Башкортостана?
Это выпущенные облигации, банковские и бюджетные кредиты, госгарантии. В рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» субъектами с 2021 года реализуются проекты за счет поддержки федерального центра в виде инфраструктурных кредитов и предоставления гарантий субъектами с применением механизма инфраструктурных облигаций (далее – инфраструктурные долги). Для Башкортостана — это сумма инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, а также гарантия с применением механизма инфраструктурных облигаций.
На 1 августа этого года объем выпущенных Башкирией облигаций составляет 21 миллиард рублей, банковских кредитов у региона на данный момент нет, так что пишем «ноль», бюджетные кредиты — 42,2 млрд рублей, гарантии — 7,9 млрд рублей. В итоге получаем те самые 71,1 млрд рублей.
Казалось бы, цифра внушительная, но есть нюансы.
По словам российского экономиста и политика, заслуженного экономиста Башкортостана Рустема Ахунова, важный момент — анализ структуры этого государственного долга.
«По последним данным по госдолгу, в отчёте отсутствуют кредиты коммерческих банков, которые являются самыми дорогими с точки зрения обслуживания.
В структуре долга Башкирии больше половины приходится на бюджетные кредиты, которые Правительство России выделяет регионам по очень низкой ставке — 3%, на развитие инфраструктуры, строительной инфраструктуры и коммуникаций для последующего строительства жилья. Они так и называются — инфраструктурные кредиты. Это возможность для региона модернизировать свои коммунальные сети. Последний такой бюджетный кредит как раз связан со строительством инфраструктуры для дальнейшего строительства жилья», — подчеркнул он.
Теперь же посмотрим, что стоит за этими суммами, какие проценты республике приходится за них платить и насколько это выгодно с точки зрения финансовых и рыночных процессов.
В первую очередь хочется обратить внимание на указанное экспертом отсутствие кредитов коммерческих банков, о чем говорит отчёт Минфина России. Мы все знаем, банки предоставляют кредиты по ставке, рассчитываемой от уровня ключевой плюс собственный процент. В итоге «накрутка» по таким займам получается серьезной, но Башкирия избежала этого пути. Смело вычитаем этот потенциальный риск.
Из 71,1 миллиарда долга — 30,3 миллиарда составляет «инфраструктурный долг», а именно инфраструктурные бюджетные кредиты (17,5 млрд рублей) и специальные казначейские кредиты (4,9 млрд рублей), а также государственные гарантии с применением механизма инфраструктурных облигаций (7,1 млрд рублей). Рассмотрим каждую позицию отдельно.
Инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК) — это деньги, которые государство выдаёт регионам на решение таких важных государственных задач, как создание инфраструктуры для жилищного и другого строительства, инженерно-коммунальных сетей и т. д. Причем деньги эти выделяются на 15 лет под 3% годовых. Многие эксперты считают, что такие кредиты можно называть государственными инвестициями. Вполне логично, учитывая, что регион здесь и сейчас получает миллиарды рублей на реализацию больших инфраструктурных проектов, а отдает деньги в течение полутора десятилетий, причем и процент, и основное тело долга за эти годы понемногу «съедаются» инфляцией. Аналогично работает и программа специальных казначейских кредитов, по которым, кстати, выплата основного долга начинается только с третьего года пользования.
В республике за счет инфраструктурных бюджетных кредитов строятся развязка на пересечении улиц Пугачёва и Генерала Рыленко в Уфе, улица Рыленко, идут реконструкция улицы Пугачёва, капремонт арочного моста, проектируется строительство Южного обхода Уфы с мостом через Белую, выполняется реконструкция очистных сооружений и строительство КНС в Нефтекамске, строится школа в Кузнецовском затоне.
На средства специальных казначейских кредитов (СКК) ведётся капитальный ремонт 24 объектов ЖКХ в Уфе (1,05 млрд руб.), реконструкция напорных коллекторов в Нефтекамске (2,4 млрд руб.), пояснили в минфине Башкирии.
Иными словами, федеральный центр дает регионам очень длинные и очень дешевые кредиты. То есть «де-юре» это долг, «де-факто» — инвестиции, которые, кстати, Правительство России выдает регионам.
«Такие длинные и дешёвые кредиты гарантируют дальнейшее поступательное развитие, это будущие доходы в виде дополнительных налогов за счёт новых производств, это доходы работников этих предприятий, доходы семей, это вернётся в бюджет платежами НДФЛ, будет потрачено в магазинах и на услуги, которые также обернутся платежами в бюджет. То, что делается — это и развитие инфраструктуры, и создание новых производств и рабочих мест и в конечном итоге повышение уровня жизни населения», — считает доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Уфимского филиала Финансового университета при правительстве РФ, кандидат экономических наук Рустем Камалов.
Помимо ИБК и СКК из государственного долга можно вычесть и 7,9 миллиарда рублей госгарантий с применением механизма инфраструктурных облигаций.
Что это такое — госгарантии? Это поручительство правительства республики перед специализированным обществом проектного финансирования, что инвестор, занявший деньги, выполнит свои обязательства. В конкретном случае республика поручилась за АО «Республиканская коммунальная компания», строящее систему водоснабжения для Забелья в Уфе. Эти средства никуда не потрачены, это гарантия «на бумаге». Компания сама взяла заемные средства, сама реализует проект на эти деньги. Республика же только поручилась: фирма надежная, сдаст проект в срок.
Что касается облигаций, то республика их выпускает, как и другие субъекты РФ. Но опять-таки стоит посмотреть на сроки, проценты по купонам с учетом инфляционных процессов. Ценные бумаги выпускаются на два-три-пять лет, их можно считать «длинными рыночными» деньгами. Деньги привлекаются у неограниченного круга инвесторов (включая физлиц), а проценты по ним гораздо ниже, чем в коммерческих банках (которые выдают займы, как правило, под более высокий процент). Фактически республика получает средства на очень приемлемых условиях.
В итоге что мы наблюдаем? По сути, большая часть — это инвестиции в экономику, они сейчас работают на будущее. И, кстати, если уж мы занимаемся вычитанием, тут уместно будет вернуться к началу статьи и вспомнить, что в начале сентября госдолг Башкортостана снизился до 66,8 млрд руб. за счет списания 8 сентября 4,3 млрд руб. задолженности по бюджетным кредитам на основании распоряжения Правительства РФ.
Что это за деньги? Это бюджетные кредиты, которые республика взяла в 2010, 2015–2017, 2022 годах. Федеральное правительство разрешило списать 2/3 задолженности суммы при обязательном условии направить 50% этих средств на развитие системы ЖКХ. То есть республика избавилась от старых долгов, а сфера ЖКХ получила средства на модернизацию. Вот такая арифметика.
Теперь о долговой нагрузке. Что же это такое?
Доктор экономических наук, заведующий лабораторией современных проблем региональной экономики Института социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук Ильдар Зулькарнай пояснил:
«Долговая нагрузка рассчитывается в соотношении к налоговым и неналоговым доходам бюджета. По данным минфина РБ, в соответствии с законом о бюджете 271-з, общий объем государственного долга к концу года составит 75,9 млрд руб. Это число выглядит большим, но важна доля долга в бюджете, а она составляет менее 30%, что считается небольшой долговой нагрузкой для региональных бюджетов. Доля рыночного долга (облигации и банковские кредиты) составляет 12% налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, у республики отсутствуют долги перед коммерческими банками, а у многих регионов, даже наших соседей, такого рода долги составляют значительные величины. Все эти показатели позволяют считать, что объем и структура общего госдолга Башкортостана остается на оптимальном уровне, и эти заимствования обоснованы — они позволяют увеличивать инвестиционные проекты, реализовывать программу социально-экономического развития республики».
В Бюджетном кодексе России указано, что долговая нагрузка субъектов с высоким уровнем долговой устойчивости не должна превышать 50% собственных доходов бюджета. У Башкирии долговая нагрузка по госдолгу составляет 27,8% на 1 сентября (а с учётом списания — и того меньше).