Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Экономика
18 Февраля 2022, 14:07

Транспортная реформа в Башкирии: что сделано и что предстоит

ЦОП Минтранс РБ
Фото:ЦОП Минтранс РБ

Новый этап транспортной реформы анонсировал Глава Башкирии Радий Хабиров на оперативном совещании в правительстве 14 февраля. "После укрепления материально-технической базы, и легализации сбора платежей введением единой карты «Алга», наступает время очередной задачи — наладить регулярное курсирование автобусов с соблюдением нужного интервала,"-  сказал он.

Транспортная реформа стала одной из первых инициатив Радия Хабирова на посту руководителя региона. «Здесь Техас, что ли, какой-то?» - эту ставшую знаменитой фразу он сказал 15 октября 2018 года. В тот день новый глава Башкирии объявил, что рынок пассажирских перевозок прежним не будет.

Ситуация была довольно сложной. К примеру, на транспортом рынке Уфы преобладали частные перевозчики, занявшие самые востребованные маршруты и использовавшие старые ПАЗы, которые уже давно следовало списать. Преимущественно из старых автобусов состоял также парк госперевозчика — ГУП «Башавтотранс». Очень не хватало больших автобусов. Жители районов республики жаловались, что не могут спокойно съездить в райбольницы — государственное транспортное обслуживание сняли, частники ездят, как хотят. На востребованных и «доходных» маршрутах частные компании «выдавливали» госперевозчика, устраивая рискованные гонки на дорогах. А пассажиры банально не знали, сколько сегодня будет стоить проезд с утра и после 22 часов. О билетах, которые, кстати, являются документом при страховом случае при ДТП, и говорить не стоит.   

На рынке межмуниципальных перевозок «царили» нелегалы. Регулярно медийное поле взрывалось известиями об очередном ДТП с гибелью пассажиров маршрутки, за рулем которой был уставший от почти круглосуточной погони за прибылью «нелегал».

В 2017 году общество взорвал инцидент с расстрелом в Иглинском районе, после которого 600 водителей одной из транспортных фирм перешли на работу к нелегальному перевозчику (вооруженные автоматом и пистолетом молодчики напали на нескольких водителей маршруток одной компании, после чего те попали в больницу). 

Причины такой ситуации в сфере пассажироперевозок понятны: по подсчетам минтранса РБ, теневой рынок здесь составлял на тот момент 60 млн человек в год, от налогов ежегодно скрывались порядка 1,5 млрд руб.. И это только официальные данные, в которых зачастую не всегда учитывается реальная обстановка. Мало кто верил, что можно будет ликвидировать сонм этих накопившихся и годами не решаемых проблем.

«Нельзя сказать, что проектов по транспортной реформе раньше совсем не было, последняя — где-то пять-шесть лет назад. Но мы ее изучили и, похоже, все эти программы были составлены в интересах каких-то промышленных холдингов. Однако транспортная реформа должна устраивать всех: и перевозчиков, чтобы у них был стимул работать, и жителей города», — прокомментировал министр транспорта и дорожного хозяйства Александр Булушев.  

Проблема номер один, к решению которой по заданию Радия Хабирова приступили тогда республиканские и городские власти: полная легализация рынка. И, надо признать, задача непростая, ведь официальный перевозчик всегда будет проигрывать «нелегалу». Все элементарно: нелегал не несет никаких обязательств: ни социальных — перед водителями, которые работают без официального трудоустройства и белых зарплат, или перед пассажирами — для которых не гарантирован интервал движения или цена проезда. Нет у нелегала и финансовых обязательств — принимая только наличные деньги, он не «светит» выручку, не платит налоги, не покупает новые автобусы. Нелегалы ведут себя нахраписто и агрессивно. Всякий пассажир бывал очевидцем случаев, когда старые ПАЗики лихо подрезали автобусы официального перевозчика, не давая им подъехать к остановке и взять на борт пассажиров, обгоняли их на линии, создавая опасные ситуации.

Эта задача была решена  два года назад. Инспекторы Ространснадзора и ГИБДД вышли на проверки муниципальных карт, если их не было — арестовывали транспорт. Бывали недели, когда работа общественного транспорта в Уфе оказывалась парализованной - на маршрутах частников не хватало автобусов, так как водители без карт просто не выезжали на линию.

Второй по важности задачей стала замена подвижного состава.  Ржавые, грязные, чадящие «ПАЗики», «Газельки», переделанные в пассажирские из грузовых... Выведение с рынка Уфы старых автобусов, из которых и состояли автопарки частных перевозчиков, стало отдельным пунктом транспортной реформы. Глава Башкирии неоднократно заявлял, что эти отработавшие свой срок автобусы не соответствуют требованиям безопасности и эстетическому уровню столичного транспорта. Была поставлена и выполнена задача убрать их с улиц Уфы к началу 2022 года. Апофеозом этой борьбы в конце 2021 года стало противостояние властей и одного из частных перевозчиков, к которому были претензии в «теневой» работе и нежелании заменять старые ПАЗы. Впрочем, так как предприниматель скрывал оборотные средства и показывал очень маленькую выручку, кредиты на приобретение автобусов ему не давали. В итоге перевозчика попросили сдать маршрутный лист.

Противоположная ситуация с другим частным перевозчиком: ИП Батыров закупил 45 новых автобусов на замену старым ПАЗам, на днях с работой компании ознакомился Глава Башкирии.  35 новых больших автобусов привел новичок на рынке Уфы — компания «Автомиг», которая опробует новый очень ожидаемый маршрут - от аэропорта до Черниковки через Зеленую рощу, проспекты Октября и С. Юлаева. 

По информации минтранса РБ, если в 2017 году в сфере пассажирских перевозок в республике работало 2410 автобусов (340 большого класса, 1,3 тыс. - малого, 770 — ПАЗы среднего класса), на начало 2022 года на рынке действует 1050 новых автобусов (414 из них принадлежат госперевозчику «Башавтотранс», 636 — легальным частным перевозчикам). В 2017 году автобусы перевезли 283 млн пассажиров, в 2021 — 223,1 млн. Да, произошло сокращение автопарка и пассажиропотока, и это связано не только с ограничениями пандемии, но и ликвидацией рынка нелегальных перевозок.

 Третий фактор, который тесно связан с легализацией рынка — перевод на «белую оплату» стоимости проезда. По примеру Москвы и Петербурга в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, с прицелом дальнейшего распространения по республике, была введена единая транспортная карта «Алга». Люди быстро оценили преимущества карты (быстрая и бесконтактная оплата, действие на всех видах транспорта), однако самым трудным мероприятиям стало внедрение кассовых аппаратов для приема «безнала» в автобусах частных перевозчиков, которые не хотели «показывать» свою выручку. К сожалению, вопрос удалось решить только путем проверок и запретов выхода на линию.

Впрочем, и сейчас ситуацию нельзя охарактеризовать как «решили и забыли». На начало года 55% всех поездок на общественном транспорте республики оплачивались картой «Алга», еще 26% - банковскими картами. Но и сейчас некоторые «частники» просят пассажиров оплатить проезд перечислением на их личную карту. Но процесс все-таки идет: на начало 2022 года было выпущено 606 616 карт «Алга». Ежедневно, по данным минцифры РБ, число новых пользователей карты увеличивается на 500-600 человек.  И этот факт как раз говорит о начале нового этапа транспортной реформы - интеллектуально-цифровой.

«На прошлой неделе мы довольно плотно работали с транспортной сферой, пообщались с частными перевозчиками, которые закупают новую технику. Сейчас развитие транспортной системы Уфы и республики переходит на новый этап. Сначала мы заложили базу, заменив старую ржавую технику и создав нормальный автопарк — сейчас средний возраст автобуса в Уфе составляет 3-4 года, это очень хороший показатель, а еще три года назад средний возраст автобуса составлял более 10 лет. Теперь надо решать более интеллектуальную задачу — регулярность и соблюдение интервала. Тут нужны интеллектуальные решения», - сказал Радий Хабиров на оперативном совещании в правительстве 14 февраля.

Как сообщил на заседании 17 февраля в Доме Республики руководитель Транспортной дирекции РБ Мансаф Низакаев, в Башкирии проект по созданию интеллектуальной транспортной системы будет реализован в Уфимской агломерации, также федеральный центр одобрил аналогичные планы для Стерлитамакской агломерации. На текущий год запланирован отбор подрядчика, само внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) будет происходить в 2022-2024 годы.

Всего в течение трех лет на реализацию проекта планируется направить более 1 млрд руб.. Из них свыше 850 млн руб. – федеральные средства, которые поступят в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

В рамках реформы сейчас проводится изыскательная научная работа по созданию документов транспортного планирования. Эксперты должны найти оптимальную схему движения общественного транспорта. Так как практически все маршруты проходят по пр. Октября, требуется разгрузить эту магистраль. Специалисты просчитают варианты движения по улицам Российской и Комсомольской.

В июне текущего года минтранс Башкирии планирует объявить о намерении заключить в декабре брутто-контракты с частными перевозчиками. Как пояснил министр Александр Булушев, «переход на контрактную систему исключит гонки перевозчиков, так как они будут получать выплаты не за пассажиров, а за километры, пройденные по маршруту». В ответ на опасения, не станут ли в таком случае автобусы проезжать мимо остановок, в ведомстве конкретизировали, что в контракте прописано: первый и второй пропуск остановки наказывается штрафами, на третий — отнимается лицензия. «Действительно, формально брутто-контракты не привязаны к пассажиропотоку, но в реальности ездить без пассажиров автобусы не смогут. Контракты, где оговорены все условия — от возраста и класса автобуса до графика и интервала движения, дают реальные рычаги влияния», - отметили в министерстве. Контролировать работу городских перевозчиков полномочен муниципалитет. А вот для наблюдения за межмуниципальными перевозками в сентябре 2021 года создали специальный отдел в ГКУ «Центр организации перевозок РБ». Его сотрудники следят за выполнением рейсов по данным ГЛОНАСС, пояснил начальник отдела мониторинга Ильнур Лукманов.

На решение транспортных проблем напрямую влияют и масштабные программы дорожного ремонта. В прошлом году на южном въезде Уфы построен мост-вставка и проведена реконструкция развязки, начаты работы на Зининском путепроводе. В текущем году начат ремонт старого моста, предстоит реконструкция ул. Пугачева, по которой выезжают в восточный пригород. Продолжается реализация крупнейшего проекта за всю историю Башкирии в сфере дорожной инфраструктуры — комплекса Восточного выезда.



Читайте нас: