Все новости
Детально
13 Февраля , 11:19

«Я никому не нужен»: история малолетнего «рецидивиста» из Башкирии

Страна, включая нашу родную Башкирию, в последнее время содрогается от страшных преступлений, совершенных руками несовершеннолетних.

Валерий Шахов   ИА «Башинформ»
Фото: Валерий Шахов / ИА «Башинформ»

Жестокость и равнодушие молодежи приводят общество в ужас. Но за каждое преступление должно быть наказание: специальный корреспондент информационного агентства «Башинформ» посетила Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по РБ, чтобы ознакомиться с условиями пребывания подростков, нарушивших закон, и пообщаться с ними.

Сейчас в учреждении трое подростков. С каждым удалось поговорить и узнать их историю. Первая — о 12-летнем мальчике Мише (имя и возраст изменены — прим. ред.), который не раз преступал черту закона. Подростка привезли из больницы, где он проходил обследование для перевода в спецшколу. Растрепанный, черноволосый, с блуждающим взглядом, понурый и потерянный… Его случай — серьезный. В центре уже в 11-й раз: каждый новый инцидент усугубляет ситуацию, и рецидивы следуют один за другим: бродяжничество, воровство, драки. Причины кроются глубоко внутри семейного окружения и социальной среды.

Разместились за удобным круглым столом в уютном светлом кабинете для групповой терапии. Слева от меня — профессиональный психолог центра капитан полиции Светлана Субботина, женщина спокойная и мудрая, способная проникнуть в самую суть детских переживаний. Я постаралась расположить мальчика к беседе, задав несложные вопросы.

У Миши большая семья — семеро братьев и сестер, но он чувствует себя одиноко.

«Нас семь, — говорит он. — Мама или старший брат за нами смотрят, но особо не заботятся». 

Энергичный и активный ребенок в одно время увлекся единоборствами. Он занимался борьбой, дзюдо и даже карате, но его путь в спорте был непростым. Однажды, из-за неправильного приема, Миша случайно травмировал другого мальчика, и его выгнали из секции. Это событие стало для него переломным моментом. Он пытался найти себя в боксе, но и там его не приняли, узнав об инциденте с травмой. Подросток начал чувствовать себя потерянным и одиноким, стал часто убегать из дома и проводить время на улице.

Его активность сменилась агрессией, которая проявилась в драках. В исправительном центре мальчик оказался после того, как избил сверстника. Причиной рукоприкладства стали оскорбления в адрес его матери и сестры. В порыве гнева Миша нанес ребенку удар, и, испугавшись последствий, убежал. Но его нашли, задержали и отправили в спецучреждение.

«Он начал плохо говорить про моих маму и сестру, — вспоминает подросток. — Я не выдержал и врезал ему».

Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Фото: Валерий Шахов / ИА «Башинформ»

По словам Миши, ему не особо-то и нравится находиться в центре, он привык к свободе; режим и правила – не его тема. Но и сам уже понимает, что другого выхода нет. Он также признался, что никто особенно горевать не будет, если с ним что-то случится. Однажды к одному из воспитанников центра приехала мама. Она обняла его, расцеловала, и мальчик сиял от счастья. Увидев эту картину, у Миши потекли слезы. Он подошел к психологу и сказал: «Вот, к ребятам мамы приезжают, а меня никто не навещает. Я никому не нужен».

Парень мысленно уже смирился с тем, что попадет в спецшколу. Миша даже начал осознавать, что, возможно, это для него к лучшему. Там он сможет получить образование и научиться контролировать свои эмоции, что поможет ему избежать повторения ошибок в будущем. Ведь сейчас никто особо не следит за его обучением, и неудивительно, что в 12 лет он едва знаком с алфавитом и таблицей умножения. Куда же смотрят родственники, школа, органы защиты детства? Когда ребенок постоянно попадает в неприятности, проходит школу улицы, становится зачинщиком драк и краж, возникает закономерный вопрос: кто несет ответственность?

К слову, Миша признался, что хочет стать водителем, но не уверен, что у него хватит терпения учиться. А ведь это говорит о том, что он еще мечтает, еще верит в свое будущее. И тут важно протянуть ему руку помощи…

«Хочу быть водителем, — говорит Миша. — Буду возить людей по городам». 

Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Фото: Валерий Шахов / ИА «Башинформ»

Внезапно мой собеседник замкнулся. Каждое предложение становилось короче, менее понятным, односложным, как будто невидимая стена вырастала между нами. Его руки крепко сцепились друг с другом, а взгляд приобрел озлобленное выражение. Наверное, почувствовал угрозу в простых вопросах или понял, что раскрыл слишком много личной информации. Общение сошло на нет. Трудно осуждать его за такую реакцию. В конце концов, детство этого парня наполнено испытаниями, которые оставили бы шрамы даже на взрослом сердце.

Миша с ранних лет остался один со своими проблемами, которые вылились в конфликты с обществом и законом. А что дальше? Если его сейчас упустить, парнишка вырастет и пойдет на более тяжкие преступления. Мы склонны считать таких трудных подростков проблемой отдельных семей или учреждений, тогда как на самом деле они – это отражение общего состояния общества.

Сколько раз мы сами позволяем себе грубо обращаться как с близкими, так и с чужими людьми, забывая простую истину: каждое слово, жест или молчание имеют свои последствия. Представьте, что завтра на вашем жизненном пути появится именно тот подросток, чей внутренний конфликт заставлял его держать нож в кармане. И может случиться такое, что объектом агрессии станет ваш близкий человек... 

Валерий Шахов  ИА «Башинформ»  Психолог Светлана Субботина
Психолог Светлана Субботина Фото: Валерий Шахов / ИА «Башинформ»

Помощь таким ребятам должна оказываться комплексно, начиная с вмешательства государственных структур, заканчивая вовлечением общественности. Иначе дети рискуют повторить судьбу тех ребят, чьи истории становятся печальной статистикой уголовной хроники. Именно поэтому так значимо присутствие профессионалов вроде Светланы Субботиной, которая работает с детьми, помогая им осознать свои поступки и направить энергию в позитивное русло, понять, что такое хорошо, а что такое плохо.

«У Михаила нет своего „угла“ в доме, а также поддержки со стороны семьи. Это приводит к тому, что он ворует еду, одежду и другие вещи, чтобы выжить. Его поведение — это попытка справиться с трудностями, с которыми он сталкивается, — поясняет психолог. — В первую очередь, ему нужна стабильная и безопасная среда. Это может быть временная опека или приемная семья. Также важно предоставить ему доступ к образованию и профессиональной помощи, чтобы он мог развить навыки, которые помогут ему в будущем».

* * *

Мысли о судьбе этого ребенка остаются тяжелыми: станет ли он законопослушным членом общества или продолжит свой путь разрушения, подвергая опасности окружающих? Наша общая обязанность — протянуть руку помощи каждому маленькому человеку, попавшему в ловушку обстоятельств. И только искренняя заинтересованность и целенаправленная поддержка смогут предотвратить трагедии, похожие на историю моего собеседника.

Читайте также «На грани: как исправцентр Уфы помогает подросткам избежать тюрьмы».

Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Фото: Валерий Шахов / ИА «Башинформ»
Автор: Ксения Калинина