Китайские машины с 2023 года продолжают заполонять российские дороги. Их закупают как для личного использования, так и, например, для «службы» в госавтоинспекции или для оказания услуг такси. Между тем у многих «отечественных» автолюбителей в голове все еще зиждется стереотип, что «китайское = некачественное», но и он постепенно начал «рассеиваться». Чего же ждать от таких автомобилей? Специальный корреспондент информационного агентства «Башинформ» пообщалась с сотрудниками сервисных служб и теми, кто владеет машинами китайских марок больше года, и узнала их мнение об автопроме Поднебесной.
«НЕ НАДО ЛОКТИ КУСАТЬ»
Одни владельцы «китайцев» кратко отвечали, что «машина хорошая, ничего сверхъестественного», «комфортная, быстрая», «автомобиль как автомобиль». Но нашлись и те, кто был разговорчивее.
«Взяли Chery в январе 2023 года. Понравились размеры, просторный салон, электроника, ну и, конечно, цена, плюс «плюшки» от дилера – зимняя резина и сигнализация. Сюда же обогрев передних и задних сидений, руля, лобового стекла, хороший звук колонок, вместительный багажник. Автомобиль сразу стал приковывать взгляды, водители интересовались, почем взяли, как она в движении и эксплуатации. Уже третью машину берем исключительно у «официалов», потому что и думать не хочется, где делать ремонт, в какой сервис бежать в случае проблемы, а у «китайцев» они, как выяснилось, есть. Через пару месяцев застучала подвеска, деталь ждали чуть больше месяца. Потом появился какой-то свист в салоне – сервисники его нашли, оказалось, что внутри панели что-то не докрутили, не затянули, отсюда и звук. Летом «полетела» деталь в кондиционере – вентилятор не выключался, пока не сел аккумулятор. Ремонт затянулся из-за ожидания запчасти, которая пришла почти через три месяца. Предоставили подменную машину. Потом снова начала беспокоить подвеска. Но, считаю, это все поправимо и не критично, если автомобиль на гарантии – проблемы решаются, главное, вовремя проходить техобслуживание», – рассказала уфимка Дарья.
На параллельный импорт и машины с гарантией на круглом столе в Госсобрании РБ в начале октября этого года акцентировал внимание и депутат Госдумы от Башкирии Динар Гильмутдинов.
«На нашу страну было наложено много санкций, мы открыли параллельный импорт, все разрешили и сейчас пожинаем плоды. Минпромторг стал закрывать одни-вторые «улочки», чтобы по ряду позиций остановить параллельный импорт, в том числе в автомобильной сфере. Мы стали больше производить, появились запчасти. Вот сейчас люди по параллельному импорту завезли машины, а они начали ломаться, и предъявить некому, начинают судиться. Человек, если приобретает автомобиль, должен знать, что у него есть гарантия. Вот сейчас, раз есть машины китайского производства с гарантией, значит, их нужно покупать. И не надо откуда-то завозить, а потом локти кусать», – подчеркнул парламентарий.
Владелец Haval Вячеслав уверен, что автомобиль ничем не уступает «корейцам» или «европейцам».
«Нормальный автомобиль, комфортный, с приятным дизайном, учитывая, что западные машины сейчас сложно и очень дорого купить, – заявил хозяин иномарки и добавил пару минусов. – Зимой электроника начинает глючить, экран не сразу включается. Ну и шумоизоляция не скажу, что хорошая».
Семейная пара Айрат и Гульназ второй год эксплуатируют Chery, весной этого года попали в ДТП: водитель легковушки со средней полосы повернул прямо в обе двери «китайца», двигавшегося по правой полосе.
«Аварии всегда неприятны. Удар пришелся по боковым дверям, отлетела пластиковая деталь, немного попало по диску, не критично. Деталь нашли сразу по оптимальной цене – чуть больше 15 тысяч рублей, ну и кузовной ремонт с покраской обошелся в 80 тысяч рублей. Стала почти как новая. Во время ДТП страха не было, машину немного повело, но удар выдержала. К слову, важно найти приемлемую ремонтную контору, где не будут наглеть и завышать ценник. В одном из сервисов нам заявили, что одна дверь – под замену, а это уже существенно – более 100 тысяч рублей. Мы еще легко отделались. Страховка покрыла ремонт», – поделился Айрат.
Марат, хозяин Omoda, пожаловался на коробку передач.
«Купил Omoda, через 5800 км «сдохла» коробка передач, хорошо, что авто на гарантии, а так ремонт влетел бы в копеечку», – сказал он.
Айсылу живет в пригороде, но работает в Уфе, часто ездит по районам. Приобрела Chery у дилера. Сначала все было хорошо, но после 40 тысяч км автомобиль стало уводить в сторону.
«Обратилась в сервис, сказали, что это уже не гарантийный случай, посоветовали заказать рулевую рейку самой, так якобы дешевле. Пришлось повозиться, поискать, где и как заказать. Одна рейка пришла – не подошла! Заказала еще – опять время, ожидание, а потом плюнула на это дело, так как машина нужна каждый день, а на такси не накатаешься. Сдала я Chery в трейд-ин и взяла подержанную Toyota, 2016 года выпуска. Вот с этой машиной все сложилось – работает, езжу без проблем», – рассказала Айсылу.
Многие автовладельцы сошлись во мнении, что прежде всего подкупает цена «чайна-каров», а вот что с ними будет во время использования, тут уж как повезет.
«ИГРА В ЛОТЕРЕЮ»
Автомеханики рассказали, с какими проблемами чаще всего обращаются владельцы китайских автомобилей.
«У машин тонкий кузовной металл. Этот минус негативно влияет на прочность кузова, вибронагрузку, звуко- и теплоизоляцию, устойчивость к коррозии. Автомобили не до конца адаптированы к нашей контрастной зиме, порой с лютыми морозами. Бывает, промерзают стёкла, температуру при обогреве приходится выставлять на несколько градусов выше нужной, садится аккумулятор. Кузов сминается при столкновении, очень трудно вернуть нужную форму – металл гнется, не поддается», – рассказал журналисту представитель сервиса Дмитрий.
Сотрудник одной из уфимских ремонтных мастерских Раиль добавил, что подвеска через определенный километраж начинает «шалить».
«Вероятнее всего, машины ориентированы на китайские дороги и спокойный стиль вождения. Для экстремальной езды по бездорожью, колейности, ухабам и ямам они не совсем подходят. Думаю, что покупка «китайца» – это больше лотерея: кому-то достаётся прочное качественное авто, а кому-то – недоделки уже с завода», – высказался Раиль.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Директор страховой компании Антон Карасёв несколько лет работает с сервисами по ремонтам и убыткам. Знает, где и как достать любые запчасти, разбирается в нюансах автомобильной отрасли.
«До 2022 года у нас присутствовали американские, немецкие, японские и корейские марки, типа BMW, Lexus, Mazda, Hyundai , Kia и т.д. Эти автогиганты заходили в нашу страну с условиями, что строят у нас заводы, представительства дают запчасти. То есть были сервисы, производство запчастей, номенклатура, каталоги. Можно было найти и купить любую запчасть, вплоть до болтика, даже простому обывателю. Появились заводы во Владивостоке, Питере, Москве. В 2022 году все изменилось: «по рублю» выкупили заводы, популярные марки авто приостановили производство из-за страха попасть под санкции. В итоге рынок освободился, а значит нужно чем-то его заместить. Тут-то китайцы немного подсуетились. Как говорится, свято место пусто не бывает. Привезли машины, которые с обертки очень хорошие, но вот внутри… Когда мы что-то завозим новое, а производства внутри страны нет, запчастей нет, что происходит? Не пойми как, что и чем ремонтировать!» – отметил эксперт.
Особенно много трудностей возникает с машинами, которые ввозят по параллельному импорту.
«Нет номенклатуры, коды запчастей разнятся. Если мы забиваем код, на него приезжает 3-4 запчасти, и пока ее не поставишь, не узнаешь, подходит или нет. Что еще интересно, это крупноузловая сборка «китайцев», то есть мотор от одной машины, трансмиссия от другой, подвеску сами «наклепали», а если что-то полетит, ремонтировать проблематично, покупаем новый мотор, – пояснил Антон Карасёв. – Население в тупике: инфляция, все хотят сохранить свои накопленные деньги. Квартиры дорогие, значит нужно брать машину. Смотрят, что подешевле. Новенький «китаец» стоит 2,5-7 млн рублей. Но тут есть риск, что он будет дешеветь, и в дальнейшем его трудно будет продать. Через 3-4 года тот же «китаец» может упасть в цене на 30-60%».
Что касается кузовного ремонта, отмечает эксперт, то «китаец» дороже на 30-50%, чем тот же BMW. Например, дверь на Chery будет стоить на порядок дороже, чем на «Бэху», и в обслуживании они как хорошие «немцы».
«Если авто брали у дилеров, то рисков меньше. Когда производитель заходит в страну, то проходит сертификацию, получает патенты и должен обеспечить свои машины обслуживанием. Если же человек решил довериться параллельному импорту, завозит машину через физлиц из Казахстана, Беларуси или Китая, то он подвергает себя серьезному риску. Так, авто может находиться в розыске в той стране, откуда ее везут, и на границе не пропустят. Кроме того, иномарку могут отключить удаленно, если она подпадет под санкции. Авто с китайской прошивкой «перешить» невозможно, так как и специалистов нет, их единицы и стоят очень дорого, и даже если получится, все снова может сброситься до первоначальных настроек», – сказал директор страховой компании.
Будущим владельцам автомобиля эксперт рекомендовал обратить внимание на б/у рынок, на 2-3-летние машины, которые только прошли обкатку.
«У автомобиля сейчас заложен срок службы 10-12 лет. То есть мы покупаем машину на 2-3 года, потом ее пытаемся менять. Самое логичное, покупать 2-3-летние автомобили, самортизированные по цене. Запчасти есть на все машины, к слову, на «китайцев» их найти проблематично. Chery плохо красят, и они быстро ржавеют. Моторы 1.5/1.5 турбо нормальные, но машины тяжелые, им тяжко, и они не ремонтопригодные. Моторы 1.6 турбо ненадежные и дорогие в ремонте, коробка надежная, но плохо переключает. Мотор в 2 литра, по ним мало статистики, хотя известно, что ставится с плохим роботом, – подытожил собеседник информагентства. – К китайским машинам надо присматриваться, и даже при покупке нового авто лучше заказать выездную диагностику, чтобы проверить лакокрасочное покрытие. За ними нужно следить и, главное, вовремя «скинуть».
«АККЛИМАТИЗАЦИЯ»
Между тем эксперты Авто.ру весной этого года провели большой опрос среди владельцев и дилеров китайских автомобилей и выяснили, как машины из КНР «акклиматизировались» в нашей стране. Опыт владельцев показал, что чаще всего зимой китайские автомобили страдают от слабых аккумуляторных батарей, которые быстро разряжаются, — это отметили 36% респондентов. Видимо, из-за этого треть владельцев сталкиваются с трудностями при запуске двигателя. Ещё у четверти автомобилистов проявлялись «слабости» сенсорных панелей и мультимедийных систем, а также случались поломки стеклоочистителей. Реже владельцы жаловались на кузовные дефекты (16%), в том числе и на дефекты ЛКП, проблемы с тормозами и коробкой передач (по 14%).
Похожие слабые места отметили и дилеры. По их статистике, самой частой неполадкой, с которой приезжали на ремонт клиенты, стали проблемы с сенсорными мультимедийными комплексами (43% обращений). На затруднённый холодный пуск и слабый аккумулятор жаловались реже — 30 и 26% клиентов сервисов соответственно. Каждый пятый заезд на ремонт был из-за неисправности тормозной системы. По 17% обращений связаны с кузовными недочётами или трансмиссией.
Несмотря на «болячки», 29% участников исследования считают, что свежие китайские автомобили (до 5 лет) посещают сервис (для прохождения ТО или внепланового ремонта) с той же периодичностью, что и машины из других стран. Это подтверждается и данными Авто.ру Бизнес: в среднем «китайцы» попадают на подъёмник не чаще, чем европейские или корейские модели. И всё же 7% респондентов уверены, что «китайцы» ломаются значительно чаще конкурентов.