Новости Башкортостана и Уфы
92.51
-0.79
98.91
-0.65
87.67
-0.23
9+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
9 Декабря 2022, 11:00

Влюбленный в небо. Герой Советского Союза Вячеслав Янченко из Уфы - о профессии пилота и подвиге

Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник
Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

9 декабря - День Героев Отечества. И это отличный повод, чтобы вспомнить о подвиге нашего земляка, пилота гражданской авиации Вячеслава Янченко, который благополучно посадил горящий самолет с террористом на борту и спас жизни всех пассажиров и экипажа.

Вячеслав Михайлович родился 9 марта 1938 года в башкирской столице. Мама была бухгалтером, отец педагогом, позже - директором школы. После окончания школы Вячеслав поступил в Уфимский геологоразведочный техникум, мечтал стать геофизиком, изучать месторождения полезных ископаемых. Но судьба распорядилась иначе, и страна в его лице получила пилота, проявившего чудеса стойкости и героизма.

В небо влюбил парашютный спорт

Еще во времена учебы в геологоразведочном техникуме Вячеслав Янченко начал заниматься в парашютном кружке при ДОСААФ, получил 2-й спортивный разряд. В аэроклубе была самолетная секция. На четвертом курсе Вячеслав Михайлович записался и туда.

Зимой изучали теорию, а летом жили на аэродроме в палатках, летали на Як-18. Порядок в лагере был полувоенный. Воспитанники носили армейскую форму, несли караульную службу, работали на кухне. Но именно там, в полевом лагере, ясно понял, что небо и авиация – это его. Поэтому после получения диплома, в 1956 году, пошел в военкомат и попросился в летное училище.

«Мне дали направление, тогда действовала школа первоначального обучения военных летчиков в Кустанае, готовили специалистов в течение года. Там нас больше приучали к дисциплине и военным порядкам, но, конечно, и авиационная подготовка присутствовала. Самолеты были те же самые, что и в уфимском аэроклубе», - вспоминает Вячеслав Янченко.

Эта школа считалась только промежуточным звеном в подготовке специалистов для военной авиации. После ее окончания юному уфимцу дали направление на дальнейшую учебу. Так он оказался курсантом Борисоглебского летного училища, осваивал полеты на реактивных самолетах МиГ-15. Впереди маячила военная карьера. По распределению должен был служить в ПВО Московского военного округа. Но в 1960 году началось сокращение Вооруженных Сил СССР.

«Естественно, я попал под сокращение. Остался без работы, особо ни на что не надеясь, приехал в аэропорт Ленинграда, а там говорят: военных летчиков-истребителей нам не надо», - делится воспоминаниями наш земляк.
www.airforce.ru В.Янченко - курсант Борисоглебского училища им. В.П.Чкалова после вылета на МиГ-15
В.Янченко - курсант Борисоглебского училища им. В.П.Чкалова после вылета на МиГ-15www.airforce.ru

От мытья капотов самолетов – до командира воздушного судна

Вячеслав Михайлович все же попал в аэропорт «Пулково» на работу. Летчика-истребителя, лейтенанта взяли исполняющим обязанности авиатехника в линейные эксплуатационные ремонтные мастерские.

«Работа была такая "творческая". Приходит в ангар поршневой самолет на обслуживание. Снимается капот с двигателя, а он внутри весь в масле. Ведро керосина, кисть – и моешь его. И так - всю смену», - говорит Вячеслав Янченко.

Чуть позже молодого специалиста перевели в другой ангар, в бригаду по обслуживанию самолетов Ту-104. Пока работал с этим воздушным судном, в нем еще больше укрепилось желание летать.

Надо сказать, что уволенные из армии летчики работали тогда в Пулково везде: на складах, в службе ГСМ, водителями и так далее, в общем, рабочие вакансии были заполнены специалистами с дипломами летчиков. Несостоявшиеся пилоты писали письма в разные инстанции, всем хотелось в небо. Проблема стала масштабной, и в министерстве гражданской авиации решили, что будут переучивать их на Ан-2.

Так, спустя год работы в ангаре Вячеслава Янченко перевели в 68-й летный отряд в город Архангельск, зачислили вторым пилотом на Ан-2 и послали на полугодовую учебу в Краснокутское летное училище гражданской авиации. Затем он  пять лет отработал вторым пилотом и командиром самолета в Архангельске.

После посчастливилось переучиться в Ульяновске на управление самолетами Ил-14. Вячеслав Михайлович окончил курсы и смог, наконец, устроиться пилотом в аэропорт Пулково. Да так там и остался до пенсии.

www.airforce.ru В. Янченко за штурвалом Ту-104
В. Янченко за штурвалом Ту-104 www.airforce.ru

«Могли и наградить, и посадить»

По возвращении в Санкт-Петербург нашего земляка назначили  вторым пилотом самолёта Ил-14, затем командиром этого воздушного судна, а в дальнейшем командиром самолётов Ту-104 и Ту-154. За годы работы выполнял рейсы в различные города Советского Союза и зарубежных стран. В общей сложности Вячеслав Янченко налетал более 20 тысяч часов.

23 апреля 1972 года экипаж Вячеслава Михайловича должен был выполнять плановый рейс из Питера в Москву. Но на борту оказался террорист, который, угрожая взрывом, потребовал лететь в Швецию. В самолете находился 51 пассажир. В те времена еще не было никаких инструкций для подобных ЧП, поэтому все решения пришлось принимать командиру судна.

«Когда узнал, что на борту человек с бомбой, подумал: "Что, я полечу в Москву с этой бомбой?" Лететь в Швецию, Стокгольм я не собирался. Поэтому посчитал, что самое верное решение – вернуться назад. В Пулково и аэродром более знакомый, все свое», - рассказывает Вячеслав Янченко.

Уже готовясь к посадке, командир судна понял: если сейчас открыть шасси, то по характерному звуку преступник поймет - его требование не выполнено. Что произойдет тогда, никому неизвестно. Поэтому Вячеслав Михайлович решил выпустить их в самый последний момент, на высоте 200 метров. Практически сразу злоумышленник привел в действие бомбу. Поздно выпущенные шасси, загоревшийся от взрыва борт (ударной волной еще и была вырвана передняя дверь самолета), паника пассажиров… В таких экстремальных условиях пилотам все же удалось посадить лайнер, сохранив тем самым жизни всех людей на борту.

«Взрыв, самолет сначала плохо слушался. Мы со вторым пилотом сидим за штурвалами и тянем их на себя. С большим трудом все-таки нам удалось совершить посадку. Самолет теряет скорость, начинает опускать нос и скользить по бетону. Скорость еще большая, искры во все стороны летят. Я понимаю, что если продолжать так по бетону скользить, то еще и нос самолета загорится. Поэтому принимаю решение свернуть на боковую полосу безопасности. Самолет развернулся и остановился», - этот день Вячеслав Янченко помнит до мелочей.

А дальше - эвакуация людей, работа экстренных служб, расследование. Всех пассажиров сразу увезли, чтобы проверить, не было ли среди них сообщников преступника. Поэтому никто из спасенных не смог подойти к командиру судна и лично сказать «спасибо». Но именно они ходатайствовали о награждении всего экипажа.

«Я просто исполнитель, я вам рассказал, как действовал. А руководители от авиации и министры, которые сидели в кабинетах, могли по-другому как-то интерпретировать. Времена были такие, что могли и наградить, и посадить», - делится герой.

За проявленный героизм всю команду воздушного судна поощрили 14-дневным отдыхом в Сочи. Там их и застала новость о том, что принято решение о награждении.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1973 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении служебного долга, командиру корабля гражданской авиации Вячеславу Янченко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

«Носить звание Героя ответственно и почетно, конечно. Я не собирался какие-то награды получать, я хотел летать, чего добивался и добился в своей жизни. И летать у меня получалось неплохо», - скромно отмечает Вячеслав Янченко.

www.airforce.ru Церемония награждения экипажа В. Янченко
Церемония награждения экипажа В. Янченкоwww.airforce.ru

«Не отступать от своей мечты»

После случившегося Вячеслав Михайлович продолжил работу вплоть до 1997 года, пока его не списали по состоянию здоровья. Но и тогда он не оставил родное Пулково. До 2009 года трудился на земле, был инженером по безопасности движения службы спецтранспорта аэропорта.

Вместе с тем, вел и продолжает вести общественную работу. Дважды избирался депутатом Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся.

И сегодня 84-летний герой не скучает и не сидит, сложа руки. На общественных началах возглавляет совет музея при университете гражданской авиации, члены которого периодически собираются вместе, решают текущие вопросы и обсуждают проблемы отрасли в целом. Также наш земляк входит в состав Совета героев города Санкт-Петербурга.

В интервью агентству «Башинформ» признался, что уже больше десяти лет не был в Уфе, просил передать землякам привет и отметил, что хранит в памяти любимые места родного города.

«Помню аэроклуб, с которого все начиналось, он находился на улице Сталина [ныне Первомайская – прим. ред.]. Любил парк Луначарского [сейчас сад имени С. Аксакова – прим. ред.], гору Случевскую. Я жил в старой Уфе, на улице Усольской. И большинство моих воспоминаний связаны с этим районом», - признается Вячеслав Михайлович.

«Молодежи я мог бы пожелать стойкости и не отступать от своей мечты. Если ты мечтаешь стать моряком, летчиком или кем-то еще, ты добивайся, учись. И обязательно добьешься!» - пожелал Герой Советского Союза.
Автор:Ляйсан Закирова
Читайте нас: