Таджикистан намерен развивать сотрудничество с Россией в сфере экономики, военного взаимодействия, укрепления и расширения культурных связей. Помимо отношений на межгосударственном уровне, для этой страны интересно и установление контактов с регионами России. Неслучайно в нынешнем году в Уфе было открыто Генеральное консульство Таджикистана, которое ведет работу с 14 субъектами РФ. Свое мнение о перспективах развития российско-таджикских отношений в интервью агентству «Башинформ» высказал Генеральный консул Республики Таджикистан в Уфе Содик Имомов.
- Во-первых, Россия является для Таджикистана естественным стратегическим партнером, - считает он. - Это предопределено нашей общей историей, глубокими традициями дружеского и уважительного отношения между нашими народами, а также геостратегическими факторами. Основы большинства ведущих отраслей экономики нашей страны были заложены в советский период, и сегодня мы их успешно развиваем. У Таджикистана и России как стратегических партнеров и союзников очень тесное взаимодействие. Оно базируется на общности наших интересов на международной арене и поддержке интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что Центральная Азия в целом и Таджикистан как ее составная часть входят в сферу политических интересов России. Этим объясняется и стремление российской стороны к своему военному присутствию в этом регионе. Такое присутствие обеспечивается в основном за счет дислоцированной в Таджикистане дважды Краснознаменной 201 российской Гатчинской военной базы. Конечно, есть и другие российские военные структуры в Центральной Азии, но эта база – основное соединение, обеспечивающее военное присутствие России.
- В военном сотрудничестве и обеспечении безопасности в центральноазиатском регионе заинтересованы и Таджикистан, и Россия, - считает Содик Имомов. – Это диктуется ситуацией в регионе, где Таджикистан служит буфером на пути распространения международного терроризма, контрабанды наркотиков, политического и религиозного экстремизма и связанной с ними транснациональной организованной преступности. Отношения двух стран в этой сфере регулируются на основе правовых документов. Существует целый пакет договоров, посвященный нашему военному и военно-техническому сотрудничеству. Этот процесс все время находится в динамике, так как время предъявляет нам новые требования и вызовы, и взаимодействие двух партнеров должно соответствовать этим реалиям. Недавний визит Президента России Дмитрия Медведева в нашу страну дал новый импульс сотрудничеству в данной области. Во время переговоров глав двух государств, прошедших в традиционной атмосфере глубокого взаимного доверия, были определены новые ориентиры, рассчитанные на долгосрочную перспективу.
Тесное политическое и военное взаимодействие России и Таджикистана предполагает и адекватное экономическое сотрудничество. В последние годы в этом направлении достигнуто многое. По мнению Содика Имомова, активное развитие экономических связей между двумя государствами имеет естественную основу:
- Объясняется это тем, что в свое время экономика Таджикистана была составной частью хозяйственного комплекса бывшего Советского Союза. Поэтому наш потенциал, наши природно-сырьевые ресурсы известны россиянам лучше, чем кому-либо. И это существенно упрощает сотрудничество в любой отрасли.
Наиболее успешным примером экономического сотрудничества Таджикистана и России может послужить введенная в эксплуатацию в 2009 году Сангтудинская ГЭС-1.
- Это, пожалуй, наиболее крупный таджикско-российский проект, реализованный за всю постсоветскую историю, - рассказывает Содик Имомов. - Аналоги подобного сотрудничества на постсоветском пространстве мне не известны. Сегодня Сангтудинская ГЭС-1 успешно вошла в энергетическую систему Таджикистана. Этот пример показывает, насколько высок потенциал сотрудничества двух стран в сфере энергетики. И в настоящее время определены совместные проекты по строительству в Таджикистане еще нескольких гидроэлектростанций, общая мощность которых сопоставима с Сангтудинской ГЭС-1. Надеюсь, в ближайшее время они будут успешно реализованы.
Энергетика для Таджикистана имеет стратегическое значение. Благодаря своим географическим и природно-климатическим особенностям, страна обладает колоссальным гидроэнергетическим потенциалом, по которому занимает третье место в мире после России и Канады. Это предопределено особенностями горного ландшафта, наличием горных рек и возможностей для строительства водохранилищ в горных ущельях. Плотины в горах играют очень важную роль. Они позволяют хранить большой запас воды на малых площадях. Объем воды в горном водохранилище занял бы на равнине в десятки раз большую площадь и, соответственно, в условиях более высоких температур в низине, естественная потеря воды здесь за счет испарения в десятки крат больше.
- Энергетическая система Таджикистана была разработана в советское время, - рассказывает Содик Имомов. - Тот же проект Сангтудинской ГЭС-1 разрабатывался еще в 1970-х годах. Сегодня наш гидроэнергетический потенциал имеет колоссальное значение не только для Таджикистана. Энергия, добываемая на гидроэлектростанциях, отличается как экологической чистотой ее производства, так и низкой себестоимостью. Это дает возможность взаимовыгодных экспортных поставок. Например, в Пакистан, для которого характерен хронический дефицит электроэнергии. Именно поэтому сегодня очень интересен и проект CASA-1000, предполагающий поставки электроэнергии из Таджикистана и других стран Центральной Азии в Южную Азию. Причем этот проект выгоден всем – Таджикистану, Кыргызстану и другим нашим соседям по региону как производителям энергии с одной стороны, Пакистану и Афганистану – как потребителям с другой и, конечно же, России, мировым финансовым структурам, различным компаниям – как инвесторам, так и подрядчикам. Проект встретил поддержку со стороны Всемирного банка и ряда известных мировых компаний. А во время прошедшей в Душанбе очередной четырехсторонней встречи глав государств Таджикистана, России, Афганистана и Пакистана, проект CASA-1000 рассматривался в качестве одного из ключевых вопросов. И Россия при этом заявила о своей заинтересованности в реализации такого проекта.
К сожалению, по не совсем понятным причинам проект CASA-1000, да и развитие гидроэнергетики в Центральной Азии в целом, встречает негативную реакцию со стороны некоторых соседей Таджикистана, которые пытаются обвинить его в попытке регулирования водных потоков за счет строительства плотин.
- Даже не являясь энергетиком, а опираясь лишь на здравый смысл, можно с уверенностью сказать, что такая постановка вопроса не имеет под собой никакой реальной почвы, - считает Содик Имомов. – Во-первых, все обсуждаемые проекты касаются только одной реки, которая не является трансграничной, а начинается и заканчивается в Таджикистане. Во-вторых, само функционирование гидроэлектростанций подразумевает движение потока воды. И сложно представить, как можно было бы производить электроэнергию, перекрыв воду. В конце концов, она просто прорвет плотину. Поэтому я думаю, что недопонимание, которое возникло у наших соседей, лежит в иной плоскости, не имеющей отношения к энергетике. Уверен, что процесс урегулирования этого вопроса будет опираться на вековые отношения дружбы, добрососедства и взаимопонимания, которые скрепляют народы Центральной Азии. Надеюсь, мы скоро придем к взаимопониманию.
В целом перспектив для сотрудничества в сфере гидроэнергетики у Таджикистана и России много. Взять хотя бы строительство Рогунской ГЭС, возведение которой, тоже начиналось в 1970-е годы. Кстати, Башкортостан тоже может принять непосредственное участие в развитии этих отношений. На территории республики планируется строительство завода по производству гидроэнергетического оборудования, в котором заинтересован Таджикистан, и это хорошая основа для взаимовыгодного сотрудничества в данной сфере.
- Успех межгосударственных отношений в целом зависит от развития связей непосредственно между хозяйствующими субъектами и регионами, то есть, образно говоря – по горизонтали, - считает Содик Имомов. – На сегодняшний день наша страна сотрудничает более чем с 80 субъектами России. И Республика Башкортостан играет здесь одну из ключевых ролей. В прошлом году объем товарооборота между Таджикистаном и Башкортостаном составил более 70 миллионов долларов США. Это очень значимая цифра, если учесть, что наш общий товарооборот с Россией составляет свыше одного миллиарда долларов.
Отдельная, очень важная сфера – культурно-гуманитарное сотрудничество Таджикистана с регионами России:
- Говоря о военном, политическом, экономическом взаимодействии, никогда нельзя забывать про этот пласт, поскольку он затрагивает непосредственно людей. И здесь у нас тоже очень давние и тесные связи. Применительно к Башкортостану могу сказать, что более 50 граждан Таджикистана в настоящий момент обучаются в вузах республики. Основной их контингент представлен в Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ), в Уфимском государственном авиационном техническом университете, в Башкирском государственном медицинском университете. С ректором УГНТУ у нас была встреча, и я видел, как много делается в вузе для того, чтобы студенты не только получили определенный объем знаний, но и имели возможности для развития личности. Я весьма признателен руководству университета за помощь в адаптации наших студентов.
Объявление 2011 года в Башкортостане Годом укрепления межнационального согласия было, по мнению Содика Имомова, продиктовано естественным развитием республики как многонационального региона:
- Я думаю, что это очень ценная инициатива, которая должна быть поддержана другими регионами России, где межнациональные вопросы действительно стоят остро. Башкортостан же в этом отношении может служить образцом толерантности, примером созидательного, благожелательного сосуществования различных национальных, культурных общностей, которые объединены единой целью – процветанием своей земли. Думаю, те цели, которые были поставлены при объявлении 2011 года в Башкортостане Годом укрепления межнационального согласия, в полной мере достигнуты и могут служить прочной социально-духовной опорой для дальнейшего развития республики.