Уфа снова на несколько дней стала всероссийским центром - на этот раз в
области совершенствования экологического, технологического и атомного надзора
на объектах магистрального трубопроводного транспорта, предприятий
нефтегазодобычи, газопереработки и геологоразведки. Обсудить столь важные
для отрасли вопросы в столицу Башкортостана съехались руководители
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
управлений Ростехнадзора по федеральным округам и территориальных управлений,
представители предприятий и организаций, имеющих отношение к этой отрасли.
Наша республика не
случайно стала местом проведения данного семинара. Сегодня Башкортостан -
один из опорных регионов России с высокими достижениями в экономике и
социальной сфере. Главной составляющей экономики республики является
топливно-энергетический комплекс. В 2007 году его доля в общереспубликанском
объеме отгруженной продукции составила 45,7 процента, а полученная прибыль -
68,2 процента. Обладая мощным производственным потенциалом, он является
весомой составной частью национальной экономики России. В прошлом году доля
республики в российском объеме добычи нефти была равна 2,2 процента,
первичной переработки нефти - 11,4 процента, производстве автомобильных
бензинов - 16,2 процента, дизельного топлива- 14,2 процента.
В условиях, когда около двух третей нефтяных месторождений вступило в
позднюю и почти одна треть в завершающую стадии разработки, а в структуре
остаточных запасов велика доля трудноизвлекаемых, резко возрастает роль
инновационного развития нефтедобычи. К эффективным разработкам относятся
методы повышения нефтеотдачи пластов, бурение горизонтальных скважин,
зарезка боковых стволов, гидроразрыв пласта. В отрасли внедрено более 50
технологий воздействия на пласт, ежегодно в опытном испытании находится до 25
новых технологий и их модификаций. Фактически благодаря этому добывается каждая
пятая тонна нефти.
Уровень основных научных разработок соответствует самым современным мировым
достижениям. По территории республики проходит около 12 тысяч километров
магистральных трубопроводов, в том числе около четырех тысяч километров
нефтепроводов, около пяти тысяч километров газопроводов и три тысячи
километров продуктопроводов. По ним ежегодно перекачивается пятая часть
российского газа, десятки миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Неудивительно,
что в республике уделяется особое внимание обеспечению надежности при
эксплуатации объектов магистральных трубопроводов. Работа по повышению
надежности трубопроводов уже десять лет проводится в несколько этапов в
рамках Республиканской программы повышения надежности и безопасной
эксплуатации трубопроводного транспорта. В результате реализации программы
выполнен большой объем работ для обеспечения промышленной безопасности
магистральных и промысловых трубопроводов, что заметно сказалось на снижении
количества аварийных ситуаций и инцидентов.
Параллельно с проблемами развития решаются не менее важные задачи
повышения экологической безопасности и снижения уровня нагрузки на
окружающую среду. Предприятия вкладывают огромные средства в природоохранные
мероприятия и ведут активную работу по рациональному использованию природных
ресурсов. За последние три года на эти цели было затрачено свыше 6,5
миллиарда рублей.
О работе Управления по технологическому и экологическому надзору
Ростехнадзора по РБ в 2007 году и первом квартале этого года доложил
его руководитель Рустем Шайбаков. Он отметил, что поставленная Президентом
республики задача дальнейшего повышения уровня и качества жизни людей,
социальной защищенности граждан напрямую связана с надежной и безопасной
работой промышленности и энергетики республики, состоянием окружающей
природной среды. Достаточно сказать, что показатели аварийности и травматизма
в прошлом году были самые низкие за последние десять лет. В то же время
произошедшие аварии и несчастные случаи говорят о том, что ситуация с
обеспечением безопасности эксплуатируемых производств остается сложной.
По-прежнему применяются устаревшие технологии, остается высоким моральный и
физический износ эксплуатируемого оборудования. Собственники объектов, особенно
из других регионов, не всегда заинтересованы в финансировании мероприятий по
повышению уровня технологической безопасности, законодательно их ответственность
за техническое состояние объектов не установлена. Госэкспертиза на
строительство, реконструкцию и капремонт объектов нефтегазодобычи,
газопереработки и магистрального трубопроводного транспорта проводится на
территории соседних республик и областей. Это в свою очередь увеличивает
расходы предприятий. Поэтому целесообразно решить вопрос о ее проведении
на территории республики.
По итогам работы в первом квартале Управление провело более трех
тысяч обследований. Специалисты выявили 22,4 тысячи нарушений требований
технологической и экологической безопасности, привлекли к административной
ответственности 1,6 тысячи юридических и должностных лиц. Общая сумма
штрафов составила 7,3 миллиона рублей.
На расширенном совещании территориальных управлений МТУ Ростехнадзора
по ПФО по итогам работы в первом квартале 2008 года Управлению выставлена
высокая оценка контрольной, надзорной и разрешительной деятельности - 4,4
балла.
Сегодня Управление активно развивает систему добровольной аккредитации
и сертификации. В настоящее время более 40 экспертных организаций республики
аккредитованы в Системе добровольной аккредитации при Ростехнадзоре, более
200 проектных, строительных, монтажных организаций прошли процедуру
инспекционного контроля.
Ключевой остается проблема качества проводимых проверок и выявляемости
нарушений. Для этого используется научный, технический и образовательный
потенциал Башкортостана. Заключены Соглашения о подготовке кадров для
Ростехнадзора с Уфимским государственным нефтяным техническим университетом и
Уфимским государственным авиационным техническим университетом.
О перспективах развития магистрального трубопроводного транспорта,
разработки нефтегазовых месторождений в регионах Восточной Сибири и на
шельфе России рассказал начальник Управления по надзору за объектами
нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта
Федеральной службы Анатолий Шаталов. По его словам, наибольшее число аварий
- это открытыми фонтаны и выбросы на нефтяных и газовых скважинах,
пожары и взрывы на сооружениях по подготовке нефти и газа,
В прошлом году было зарегистрировано три аварии с падением буровых вышек и
разрушением их частей, в основном агрегатов для подземного ремонта скважин,
одно падение талевой системы. В результате аварий и несчастных
случаев на объектах нефтегазодобычи погибли 23 человека. Причинами аварий
стали нарушения требований промышленной безопасности эксплуатирующими
организациями, заключающиеся в неэффективных организации и осуществлении
производственного, технического контроля, использовании неисправного
оборудования, нарушениях технологии производства работ.
Недостаточное внимание, уделяемое первыми руководителями компаний к
вопросам интеграции управления промышленной безопасностью подразделений
и подрядных организаций в общую систему управления компаний, - препятствие,
не позволяющее принять эффективные меры по снижению аварийности и
производственного травматизма.
Большинство аварий и связанных с ними случаев смертельного
травматизма можно предотвратить постоянным мониторингом реального
состояния опасных производственных объектов, своевременным проведением
мероприятий по их техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции,
а также пропагандой культуры производства и соблюдения безопасных
режимов работы.
Анализ итогов работы за отчетный период показывает, что основные
угрозы целостности опасным производственным объектам магистрального
трубопроводного транспорта - интенсивное развитие стресс-коррозионных
процессов на магистральных газопроводах большого диаметра. Недостаточная
защищенность газопроводов от коррозии в основном связана с потерей качества
пленочного изоляционного покрытия на газопроводах, построенных 15 и более
лет назад. Отмечается значительный рост случаев с целью хищения
несанкционированного подключения в нефтепродуктопроводы. Увеличение числа врезок
отмечается в Дагестане, Чеченской Республике, в Самарской, Оренбургской,
Челябинской и Саратовской областях, а также Ставропольском и Краснодарском
краях. Аварийность по причине брака строительно-монтажных работ
обусловлена отсутствием эффективной системы технического надзора за
соблюдением проектных решений в период интенсивного строительства
объектов магистрального трубопроводного транспорта в 70-80-е годы
прошлого века.
Основная причина смертельного травмирования людей на объектах
магистрального трубопроводного транспорта - грубые нарушения
требований промышленной безопасности руководством и персоналом
компаний в процессе эксплуатации, технического обслуживания и ремонта
трубопроводов и оборудования.
Обсуждаемые на семинаре проблемы носят специфичный характер. Разговор
о них продолжится до 16 мая. Завтра, 14 мая, участники посетят Канчуринское
управление подземного хранения газа ООО "Газпром ПХГ", 15 мая - объекты
нефтедобычи ОАО "АНК "Башнефть".
Автор: Марият Артюхова