В 2025 году дорожный фонд Башкирии вырос на 33% и составил более 44 млрд рублей. Из них 9,8 млрд рублей – федеральное финансирование, а 34,2 млрд рублей – средства бюджета республики. По данным минтранса РБ, это позволит отремонтировать не менее 1 тысячи километров дорог, построить и реконструировать более 22 км автодорог.
Для эффективного решения крайне сложного дорожного вопроса важно не только наличие финансирования, но и планирование ремонта, а также контроль выполненных работ, в том числе с привлечением населения.
«Мы видим, что самый главный запрос жителей, это видно и по их обращениям – прежде всего дороги, дороги и дороги. Это направление надо отрабатывать очень основательно», – заявил Глава республики Радий Хабиров.
С этой целью в республике создан ряд сервисов и систем, позволяющих заметно улучшить эффективность работы дорожных служб и, что не менее важно, дающих возможность жителям самим сообщать о ямах и других дефектах дорог, для их оперативного устранения. Эти и другие «дорожные» темы были рассмотрены в ходе брифинга на телеканале БСТ, который провел главный редактор «Башинформа» Руслан Шарафутдинов.
Зрители по традиции могли в социальных сетях задавать свои вопросы и до, и в ходе брифинга. Для этого достаточно навести камеру смартфона на куар-код, который выводится на экран. Ответ на свой вопрос зрители получат в любом случае, даже если он не успеет прозвучать в студии. Его проработают специалисты Центра управления Республикой Башкортостан и обязательно дадут ответ там же, где он был размещен.
Сервисный эффект
Одна из главных проблем, волнующая автомобилистов – ямы и выбоины на дорогах. Тема особенно актуальна весной, поскольку больше всего асфальт разрушается именно во время распутицы в межсезонье.
«В этом году зима была очень сложная. Я и сам вижу, и по жалобам жителей сильно дороги рвало. В Уфе и других городах ситуация довольно-таки сложная. Мы практически с февраля начали ямочный ремонт. Будем продолжать эту работу», – рассказал Радий Хабиров
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства РБ Любови Минаковой, завершение ямочного ремонта в муниципальных образованиях Башкирии планируется до 15 июня, а на межмуниципальных и региональных трассах – до 1 июня. Из 19 тысяч километров дорог с асфальтовым покрытием – как региональных, так и местных, проинспектировано уже 90%. Выявлено 49 952 дефекта, 45% из которых устранены.
«Ликвидацию дорожных дефектов значительно облегчает «Система контроля и планирования работ в области дорожной инфраструктуры» или сокращенно СКПДИ», – уточнила Любовь Минакова.
Эта система была разработана в 2019 году по поручению Радия Хабирова. Доступ к СКПДИ имеют администрации городов и районов, дорожные службы и минтранс республики. Каждому выявленному дефекту дороги присваивается свой идентификационный номер, указывается его точное местоположение, параметры и прикладывается фото. После устранения дефекта подрядчик направляет в систему соответствующий фотоотчет.
В Уфе, где нагрузка на дороги особенно высока, в дополнение к СКПДИ разработан онлайн-сервис «Интерактивная карта ямочного ремонта». Он позволяет получать оперативную информацию о ямах и выбоинах от горожан и быстро принимать необходимые меры. Правила оформления заявки очень просты. Жителю необходимо сделать фотографию проблемного участка и указать его местоположение на карте с кратким описанием. Заявки могут быть отклонены модераторами по некоторым основаниям. Среди них: отсутствие реальной фотографии, невозможность определения местоположения ямы или нахождение дефекта вне территории города.
Начальник управления коммунального хозяйства и благоустройства Уфы Арсен Латыпов сообщил, что на интерактивную карту ямочного ремонта от жителей города поступило 3800 заявок, из которых 1200 уже отработано. По системе СКПДИ установлено 6440 дефектов дорожного покрытия. Ремонт более 26% из них уже выполнен.
«Работа по ликвидации ям ведется коммунальными службами всех районов Уфы в круглосуточном режиме, – уточнил Арсен Латыпов. – В первую очередь устраняют дефекты на дорогах с массовым движением. Для заделки выбоин в холодное время года используется специальный литой асфальт. В его состав входит особый битум, способный работать даже в морозы. После потепления начинает применяться более дешевый и прочный мелкозернистый асфальт».
Работа по плану
Ликвидация ям является важной, но временной мерой. Основная работа идет в рамках планового ремонта дорог, в ходе которого они приводятся в соответствие нормативам. В 2025 году в Башкирии в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» планируется привести в нормативное состояние не менее 486 километров дорог и 10 искусственных сооружений.
«В этом году приведем в нормативное состояние почти 3 километра дороги Аскино – Кунгак, 6 км трассы Ишимбай – Воскресенское – Мелеуз, 11 км дороги Стерлитамак – Белорецк – Магнитогорск, 3 км дороги Мещегарово – Турнали – Мурсалимкино и ряд других», – рассказала Любовь Минакова.
Срок проведения планового ремонта конкретной дороги зависит от ее категории и испытываемой транспортной нагрузки.
Начальник управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы Константин Паппе сообщил, что по новым ГОСТам на дорогах с интенсивностью движения более 20 тысяч автомобилей в сутки замена верхнего слоя асфальта производится каждые два года. Это касается, к примеру, трассы в аэропорт, проспектов Октября и Салавата Юлаева.
На отремонтированные дороги дается гарантия, во время действия которой подрядчик обязан за свой счет устранять все появляющиеся дефекты. По словам Константина Паппе, сейчас в Уфе на гарантии после проведения ремонта находится более 130 дорожных объектов. В ходе последних проверок дефекты были найдены на 103 километрах стоящих на гарантии автодорог. Подрядчикам выписано более 70 требований по устранению выявленных проблем. Часть из них уже устранена, к примеру, все замечания на улице Комсомольской.
Местный вопрос
Помимо городских и межмуниципальных дорог, асфальтовое покрытие есть во дворах и междворовых проездах. Его дефекты также волнуют жителей.
Начальник управления коммунального хозяйства и благоустройства Уфы Арсен Латыпов уточнил, что заасфальтированная территория двора многоквартирного дома входит в зону ответственности его управляющей компании. Для ликвидации ям есть смысл отправить заявку на сервис «Интерактивная карта ямочного ремонта» Уфы, далее сигнал уходит в управляющую компанию. Сам город не может тратить средства на латание ям во дворах, поскольку это не его зона ответственности. Что касается полной замены асфальта во дворе за счет госбюджета, то это возможно при попадании дома в региональную программу «Башкирские дворики».
Жителей Башкирии, имеющих свой приусадебный участок, также волнует состояние подъездных дорог к садовым товариществам (СНТ). В 2022 году Главой РБ было инициировано выделение из дорожного фонда республики дополнительных субсидий муниципалитетам на ремонт подъездных дорог к СНТ. С 2022 по 2024 год на это было выделено 318 млн рублей, что позволило отремонтировать 38 дорог протяженностью 84 километра к 212 садовым товариществам, где зарегистрировано 78 тысяч человек.
По данным минтранса, в 2025 году на ремонт подъездов к садам будет выделено 150 миллионов рублей. Планируется отремонтировать 24 дороги общей протяжённостью 25 километров к 79 СНТ.
«Один из главных критериев отбора дорог для ремонта – нахождение на балансе муниципалитета, – заявила Любовь Минакова. – К сожалению, не все дороги к садам стоят на балансе, ведь как только администрация ставит дорогу на свой баланс, она берет на себя обязательства по ее содержанию, в том числе в плане финансовых расходов. Здесь местные власти считают экономику, принятие решений зависит от размеров СНТ и числа имеющихся там жителей».
Константин Паппе добавил, что в Уфе за три года было отремонтировано 30 километров дорог к 75 садовым товариществам. В этом году запланирован ремонт еще пяти дорог общей протяженностью 6 километров к 18 СНТ в Калининском, Кировском и Ленинском районах города.
Оценивая общие перспективы дорожной отрасли, необходимо отметить, что в апреле в Башкирии утвердили программу развития дорожной инфраструктуры до 2030 года. Как заявила Любовь Минакова, в ней учтены все важнейшие аспекты – от ремонта автодорог до внедрения современных технологий.
В планах – увеличить долю дорог опорной сети в нормативном состоянии до 2710 км или 85% их общей протяженности, для чего необходимо отремонтировать 985 км дорог опорной сети. Также в Уфе планируется соединить через улицу Галле Восточный выезд с трассой Р-240, являющейся подъездом к М-12 «Восток», завершить строительство уфимских «Южных ворот» и расширить трассу Р-240 на обходе Стерлитамака.