В последние годы в Башкирии сделаны значительные шаги по улучшению качества и увеличению объемов пассажирских перевозок на железной дороге. В поездах дальнего следования становится все больше современных, в том числе двухэтажных вагонов, дающих лучший комфорт в путешествиях.
Но основные перемены произошли в сегменте пригородных поездов, парк которых за пять последних лет обновился в Башкирии на 70%. Не менее важно, что современные модели электричек типа «Ласточка», «Финист» и рельсовые автобусы «Орлан», благодаря новым стандартам удобства для пассажиров, позволяют совершать более длительные поездки с заходом в столицы соседних регионов. Фактически электрички на целом ряде направлений начинают заменять поезда дальнего следования. Также набирает популярность работающий в Уфимской агломерации проект «Городской электрички», который будет расширяться.
«Новые поезда сделали пригородные перевозки более привлекательными в глазах наших жителей, – отметил Глава республики Радий Хабиров. – Благодарю РЖД за эффективное взаимодействие. Развитие железнодорожных перевозок, обеспечение комфорта наших жителей – приоритетное для нас направление».
В том, какие маршруты дальних и пригородных поездов появятся в Башкирии в ближайшем будущем, разбирался «Башинформ».
Важным этапом развития маршрутной сети поездов дальнего следования стало обновление вагонного парка, позволившее открыть новые маршруты. 15 декабря 2024 года начались рейсы прямого поезда Уфа – Москва. В его составе – современные купейные и плацкартные вагоны. Кроме того, с 13 декабря проходящий через Уфу транзитный поезд Челябинск – Москва выполняет рейсы с двухэтажными вагонами, оборудованными кондиционерами, биотуалетами и розетками для зарядки мобильных устройств.
Основной проблемой таких маршрутов остается относительно долгое время в пути, ведь их средняя скорость составляет около 50 километров в час. Поэтому будущее поездов дальнего следования связано с развитием скоростного движения в диапазоне от 90 до 200 км/ч. Институтом экономики и развития транспорта рассмотрены возможные варианты включения городов-миллионников Куйбышевской железной дороги – Самары и Уфы в Программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ до 2036 года.
«Реализация скоростного пассажирского движения, связывающего Москву с Самарой и Уфой, предполагается после 2036 года при увеличении пассажиропотока на данных направлениях, – сообщил начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев. – При этом в перечень отдельных социально значимых маршрутов для запуска скоростных и высокоскоростных поездов вошел проект по направлению Уфа – Самара – Саратов – Волгоград – Лихая».
В рамках проекта по этому направлению предполагается эксплуатация как ночных маршрутов скоростного сообщения высокой дальности, так и дневных, средней дальности. Ориентировочная суммарная численность населения в зоне маршрута – 12 миллионов человек. Основной проблемой является тот факт, что линия Уфа – Самара – Саратов – Волгоград – Лихая потребует создания выделенного пути под скоростное пассажирское движение с максимальной скоростью 160 км/ч на участке от Уфы до Волгограда.
В дирекции Куйбышевской железной дороги подчеркнули, что такие проекты могут быть реализованы при условии федерального финансирования, которое позволит им выйти на безубыточность.
Если создание дальних скоростных маршрутов относится к категории отдаленных планов, то развитие новых удобных для пассажиров направлений с использованием современных пригородных поездов в Башкирии идет уже сейчас. Это стало возможным во многом благодаря активной поддержке руководства республики.
С учетом разнонаправленности железнодорожных путей, в Башкирии формируется каркас в виде идущих из Уфы радиальных направлений скорых пригородных поездов, так называемых «Башкирских радиусов». Он охватывает не только крупные города и административные центры республики, но и соседние регионы. В радиальный каркас входит Западный радиус (Уфа – Приютово – Абдулино), Южный радиус (Уфа – Кумертау – Оренбург), Восточный радиус (Уфа – Белорецк), Южно-Уральский радиус (Уфа – Кропачево – Усть-Катав) и Приуральский радиус (Уфа – Кандры).
Первым три года назад начал развиваться Южный радиус. Пара поездов типа ЭП2Д по маршруту Уфа – Приютово была запущена в январе 2022 года.
«Мы благодарим наших коллег из РЖД за эффективное взаимодействие, – заявил тогда Радий Хабиров. – Комфортабельный экспресс будет безопасно и быстро доставлять пассажиров из Приютово, Раевки, Давлеканово и Чишмов в Уфу и обратно. Наша республика совместно с РЖД продолжит работать над улучшением транспортной системы».
Уже в апреле 2022 года на Западный радиус вышла первая в Башкирии инновационная «Ласточка», а в июне маршрут был продлен до Абдулино. Затем на него вышли поступающие в республику новые «Ласточки», что позволило последовательно увеличивать интенсивность движения. Сейчас на Западном радиусе используются электропоезда «Ласточка» и «Финист». За три года здесь было перевезено 1,4 миллиона пассажиров.
Следующим важнейшим шагом, который выведет проект на новый уровень, станет запланированное на 2026 год продление маршрута экспрессов Уфа – Абдулино до Самары. Для этой работы планируется использовать новейшие электропоезда «Финист».
«В ближайшие годы планируется развивать не только Западный, но и другие радиусы республики, что позволит создать в Уфе крупнейший транспортный хаб Приволжского федерального округа с охватом более 9 миллионов человек», – сообщил руководитель Башкортостанской пригородной пассажирской компании Антон Гармаш.
Ключевыми проектам на краткосрочную перспективу станут запуски движения скоростных электричек на участках Уфа – Туймазы – Бугульма и Уфа – Магнитогорск – Сибай с перспективой продления до станции Новорудный. Для лучшего сообщения между городами Челябинск, Уфа, Миасс, Златоуст и Аша в рамках маршрутов пригородных поездов Челябинск – Уфа – Челябинск возможна проработка синхронизации скорых поездов АО «СПК» с поездами «Башкортостанской ППК» путем продления действующих маршрутов Уфа – Аша до станции Усть-Катав.
Также будет увеличен масштаб перевозок на уже созданных линиях Уфа – Стерлитамак и Уфа – Оренбург. В целом планируется, что Уфа станет центром притяжения пассажиров для шести близлежащих к нам регионов РФ.
«Мы за пять лет в два раза увеличили объём пассажирских перевозок на железной дороге, – сообщил Радий Хабиров. – Каждый год в Башкортостане этот показатель растёт на 20%. Почему это происходит? Очень важную роль сыграло обновление подвижного состава – вместо старых электричек сейчас появляются современные «Орланы», «Финисты», «Ласточки».
Также предлагаются хорошие маршрутные схемы – всё для того, чтобы нашим жителям было комфортно. У нас есть Южный, Восточный, Западный радиусы. Сейчас будем развивать Уральский радиус. Хотим запустить прямой скоростной поезд до Туймазов. А в Зауралье – до Сибая, чтобы можно было доехать туда за 6-7 часов».
Более половины всех пассажиров электричек Башкирии приходится на Уфимскую агломерацию, где действует проект так называемой Уфимской городской электрички. Сегодня можно сказать, что электричка в Уфе становится удобным и востребованным видом городского транспорта, не зависящим от пробок и капризов погоды. Поступивший на линию новый подвижной состав увеличил частоту рейсов и впервые в истории позволил организовать тактовое движение электричек в черте Уфимской агломерации, то есть высокую интенсивность рейсов в утреннее и вечернее время. Общее число работающих здесь поездов выросло более чем в два раза – до 52, что сократило время в пути.
«От Шакши до Дёмы по железной дороге сейчас можно доехать за 40 минут. А из села Иглино до центра Уфы – меньше чем за час – значительно быстрее, чем на автобусе и даже на личном автомобиле в часы пик», – написала в соцсетях жительница уфимского пригорода Айгуль Тагирова.
Благодаря принимаемым мерам, в черте городской агломерации Уфы в 2024 году электричками было перевезено 2,8 миллиона человек, годовой прирост составил более 700 тысяч новых пассажиров.
Одновременно с модернизацией подвижного состава и увеличением интенсивности движения, в Уфе формируется система современных транспортно-пересадочных узлов, где пассажир может пересесть с электрички на другой общественный транспорт или оставленный на специальной перехватывающей парковке личный автомобиль. К станциям подводят подъездные пути для автобусов, строятся парковки для автомобилей.
Таким образом уже благоустроены железнодорожные станции Правая Белая, Городской дворец культуры, Черниковка и Шакша. В планах – строительство нового остановочного пункта в микрорайоне «Яркий».
«Идет работа и по увеличению охвата обслуживаемых территорий, маршрут Уфимской электрички будет продлен до станции Чишмы, – отметил Антон Гармаш. – Также планируется продлить ряд пригородных поездов от станции Дёма до Зубово и Чесноковки. Это позволит раньше установленных сроков начать проект «Мобильный город» с кольцевым движением электричек по Южному обходу вокруг Уфы – через село Русский Юрмаш с выходом на Иглино/Шакшу. Добавлю, что развитие Уфимской электрички стало возможным во многом благодаря эффективному взаимодействию с городом и республикой, а также личному вниманию Главы региона Радия Хабирова. Как показала практика, такой подход способствует быстрому решению многих вопросов».