Монополизм наносит ущерб экономике России. Однако по
сравнению с 90-ми годами XX века нынешнее российское законодательство
изрядно изменилось в сторону улучшения развития конкурентности.
2006 год был весьма богатым на законодательные изменения.
Так, в минувшем году вступили в силу новые Федеральные законы
"О защите конкуренции", "О рекламе", были скорректированы
Водный, Земельный кодексы России и другие нормативно-правовые акты.
Кроме того, с 2006 года на антимонопольную службу были возложены
функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд. Все эти новшества позволили Управлению
Федеральной антимонопольной службы по РБ значительно усовершенствовать
и улучшить свою работу. Об итогах минувшего года сегодня на
пресс-конференции в агентстве "Башинформ" рассказала руководитель
УФАС по РБ Зульфира Акбашева.
Так, в прошлом году антимонопольное ведомство возбудило
и рассмотрело 477 дел по признакам нарушения антимонопольного
законодательства, законодательства о естественных монополиях,
о рекламе, о размещении заказов на поставки товаров
для государственных или муниципальных нужд, об административных
правонарушениях. Это на 70 процентов больше, нежели в 2005 году.
При осуществлении контроля экономической концентрации
на товарных и финансовых рынках рассмотрено 214 ходатайств и
уведомлений. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке
определенного товара долю более 35 процентов, включено 170
предприятий. Также рассмотрено 34 проекта нормативных правовых
актов органов исполнительной власти и местного самоуправления,
по 23 проектам подготовлены замечания и предложения, всего
проведено 218 проверок, а также анализ состояния конкурентной
среды на 24 товарных рынках, рассмотрено 593 обращения граждан.
Управление участвовало более чем в 130 заседаниях судов различных инстанций.
Основным видом нарушений антимонопольного законодательства,
по словам Зульфиры Акбашевой, являются нарушения со стороны органов
исполнительной власти и местного самоуправления. В минувшем году
было рассмотрено 68 таких дел. По мнению руководителя
антимонопольного управления, нарушения происходят из-за незнания
законодательства и отсутствия пока должного разграничения
полномочий между разными уровнями власти (зачастую вместо
муниципалитетов решения принимают администрации городов и районов).
Злоупотребление доминирующим положением также остается одним из
распространенных нарушений антимонопольного законодательства -
в прошлом году УФАС по РБ было возбуждено и
рассмотрено 35 дел, связанных с навязыванием невыгодных
условий договора, необоснованным отказом от заключения договора,
нарушением ценообразования. Больше всего фактов злоупотребления
доминирующим положением, то есть навязывания невыгодных условий
договора. По возбужденным делам было принято решение о
перечислении в бюджет свыше 2,5 миллиона рублей доходов, полученных
из-за данного нарушения антимонопольного законодательства.
Также в минувшем году было возбуждено восемь дел по
фактам недобросовестной конкуренции на товарных рынках (введение
потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места
изготовления, потребительских свойств, качества и количества
товара или его изготовителей; продажа товаров с незаконным
использованием результатов интеллектуальной деятельности и другое).
Девять дел касались нарушений на рынке финансовых услуг,
132 - закона о рекламе.
161 дело было возбуждено об административных правонарушениях,
из них 23 - за неисполнение предписаний антимонопольного органа,
33 - за нарушение порядка представления ходатайств, заявлений,
сведений, информации в антимонопольный орган и т.д. Общая
сумма наложенного штрафа составила более 5,5 миллиона рублей.
Зачастую не соответствуют российскому законодательству и
проводимые конкурсы на размещение заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд. Так, Башкортостанским УФАС в 2006 году
было проведено 17 плановых и внеплановых проверок, рассмотрено
30 жалоб на действия (бездействие) заказчика, конкурсной комиссии,
специализированной организации, рассмотрено 38 дел, выдано 13
предписаний и предложений об устранении нарушений законодательства
о размещении заказов.
В минувшем году Башкортостанское УФАС проводило мониторинг выделения
земельных участков под жилищное строительство на предмет соответствия
антимонопольному законодательству. Было возбуждено 14 дел. В результате
при выделении земельных участков под жилищное строительство доля
участков, выделяемых с нарушениями, заметно сократилась, а сама процедура
стала более прозрачной. Надо отметить, что в республике растет и
количество земельных участков, выделяемых через аукционы.
В целом же для нормального развития конкуренции как
бизнес-сообществу республики, так и органам власти необходимо
более детально изучать законодательство и применять его на
практике. В противном случае более юридически подкованные
субъекты рынка (те же московские компании) могут
вытеснить башкирский бизнес со своего же рынка, отметила
Зульфира Акбашева.
фото Андрея Старостина.
Автор: Ольга Горюнова