Новости Башкортостана и Уфы
94.32
+0.25
100.28
+0.34
87.41
-0.01
17+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Общество
2 Апреля 2023, 08:00

Искоренить травлю: что делается для предотвращения буллинга в школах Башкирии

Общественный совет Белорецкого района
Фото:Общественный совет Белорецкого района

Нередко применительно к конфликтам в детской и молодежной среде употребляется понятие «буллинг». Этим термином обозначают специфическую форму агрессии, травлю, которая отличается от беззлобного подшучивания намерением причинить неприятность, обидеть, высмеять человека. Это всегда систематическое, повторяющееся поведение. В ситуации буллинга обидчик сильнее физически или психологически или имеет более высокий социальный статус. О том, встречается ли подобное явление в школах Башкирии, что делается для его недопущения – в материале «Башинформа».

Агрессия и ее причины

Во время одной из встреч с педагогами республики Глава Башкирии Радий Хабиров призвал искоренить в школах факты издевательства над детьми. По его мнению, необходимо пресекать это зло, которое наносит вред детям и всей системе образования в целом.

«Нам надо создать атмосферу нетерпимости к случаям, когда наши дети преследуются, когда над ними издеваются. Эти факты должны стать для нас из разряда ЧП. Чего на самом деле боится так называемый буллинг? Он боится огласки, прозрачности. Он как тёмный зверь, которого вытаскивают на свет, и он сразу съёживается. Поэтому нам очень важно продумать меры борьбы с этим злом», - сказал Глава Башкирии.

Проблема, о которой пойдет речь, возникла не внезапно, ученые исследуют буллинг почти полвека. Главная цель – понять, насколько он распространен в школьной среде. По данным онлайн-анкетирования, проведенного в марте 2023 года минобрнауки Башкирии среди более 123 тыс. учащихся образовательных учреждений республики, 79% опрошенных знают, что такое буллинг, 37% респондентов сталкивались с его проявлениями, 11% назвали себя жертвой травли, 1% - агрессором. Из числа тех, кто сталкивался с травлей, 8% испытали физическую агрессию, 26% - оскорбления, 16% - унижение. По мнению опрошенных, чаше всего травля встречается в школах (44%), интернете (28%), во дворе и на улице (16%).

Аналогичный анонимный опрос провел детский общественный совет при уполномоченном по правам ребенка в Башкирии. В нем  участвовали 15 760 школьников, из которых 69,1% ответили, что не сталкивались с буллингом со стороны учащихся, 87,8% никогда не были участниками или организаторами травли. 15,89% опрошенных считают, что права детей нарушают родители, 32,91% - полагают, что это учителя, 40,79% называют нарушителями прав сверстников.

Результаты опросов показывают, что буллинг – не повсеместное явление в школьной среде Башкирии, откуда же оно берется?

По мнению замминистра образования и науки РБ Инессы Косолаповой, причинами могут быть воспитание в семье, микроклимат в образовательном учреждении, а пропаганде агрессии способствуют телевидение и интернет.

«К нам поступают обращения, касающиеся травли в школах, анализируя их, мы понимаем, где такое явление менее распространено. Это школы, где взрослые занимают твердую позицию, есть четкое неприятие любых издевательств, правила поведения, которые предписывают не нападать на других, не оскорблять, которые существуют не на бумаге, а соблюдаются школьниками и учителями, там, где учеников не делят на хороших и плохих», - отметила Инесса Косолапова, выступая на заседании рабочей группы Госсобрания по профилактике буллинга.

Замминистра считает, что травле часто подвергаются дети, воспитываемые родителями-одиночками, дети растущие в семьях, где родители негативно относятся к жизни, дети из авторитарных семей, имеющие особенности и др.

По мнению уполномоченной по правам ребенка в Башкирии Ольги Панчихиной, причинами возникновения буллинга являются: отстраненность руководства от урегулирования конфликтов, слабо организованная работа с родителями и воспитательная работа в целом, профессиональное выгорание педагогов, дефицит психологов, тьюторов и др. специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

На что жалуются

В 2022 году в минобрнауки РБ поступило 15 обращений по фактам травли школьников. По каждому проводились выезды, 5 фактов подтвердились. По результатам разрешения ситуаций в школах составили планы профилактики, планы мероприятий по сплочению детских коллективов и др.

Ольга Панчихина привела другие данные по обращениям, связанным с буллингом, поступающим в адрес уполномоченного. В 2021 году их было 108, в 2022 году – 103. По состоянию на 21 марта текущего года, поступили 24 письменных и 37 устных обращения. Среди территорий выделяется Уфа – 13 обращений, по 2 у Стерлитамака и Мелеузовского района. По 1 обращению пришло из Агидели, Ишимбая, Бирского, Илишевского, Кушнаренковского, Туймазинского, Уфимского районов. Среди них – жалобы на неэтичное поведение или психологическое давление со стороны педагогов, на травлю, избиение ребенка одноклассниками, коллективные обращения, в которых родители просят перевести в другую школу или класс одного из учеников в связи с плохой успеваемостью и поведением (таких обращений становится все больше). Есть и обращения по проблемам организации обучения детей с ограниченными возможностями. По словам Панчихиной, родители таких детей нередко отказываются проходить обследования для определения эффективной образовательной траектории, игнорируют рекомендации психологов, неврологов и других специалистов. Образовательные учреждения не всегда могут обеспечить образовательный процесс для особенных детей и предлагают перевод на семейное обучение, что усугубляет ситуацию. Бывает, что конфликт возникает между родителями школьников, а затем в него втягиваются дети.

Вот некоторые из подтвержденных фактов буллинга. В одной из школ педагог занижал оценки ученице, унижал ее в присутствии одноклассников. Ситуацию удалось урегулировать, девочка перешла в другую школу, однако через несколько месяцев проблемы начались у ее младшего брата. Одноклассники создали группу в соцсетях, где распространяли про него негативную информацию. С виновными проводится воспитательная работа, но мальчику тоже пришлось сменить школу. При этом оба пострадавших ребенка хорошо учились, увлекались спортом.

В одной из школ Башкирии объектом буллинга со стороны педагога стал первоклассник. По мнению обратившейся за помощью матери школьника, ребенок в течение года подвергался унижениям и психологическому воздействию со стороны учителя. Как выяснилось, подобные претензии уже предъявлялись этому учителю несколько лет назад, После детального разбирательства контракт с педагогом был расторгнут.

Специалисты помогут

Как видно, случаи буллинга выявляются и решаются, однако стоит задача предотвратить их. Минобрнауки делает основной упор на профилактику: в школах республики проводятся воспитательные, разъяснительные мероприятия, детям и родителям предлагают рассказывать о возникающих проблемах, воспользовавшись телефоном доверия или обратной связью на сайтах школ. В Башкирии проходят форумы, круглые столы, где обсуждается проблема буллинга. Одним из путей ее решения министерство видит дальнейшее комплектование школ квалифицированными педагогами-психологами (пока школы Башкирии укомплектованы ими на 65%). Для ликвидации дефицита специалистов будет проводиться их целевая подготовка в вузах.

Постановлением правительства РБ в 2021 году утвержден алгоритм выявления случаев буллинга в образовательных организациях. Вероятность возникновения таких случаев оценивается специальными диагностическими инструментами, при возникновении конфликтных ситуаций проводится их детальный анализ, предусмотрена индивидуальная работа с участниками конфликта, психолого-педагогическое сопровождение.

Кроме того, в школах Башкирии работают службы медиации, их более 700, они также должны помогать в разрешении конфликтов. Еще недостаточно реализован потенциал телефонов доверия. Так из опрошенных детским общественным советом 15 760 школьников Башкирии 74,3% ответили, что не знают о его существовании, а пользовались только 3,1%.

Автор:Роман Якимчук
Читайте нас: