Новости Башкортостана и Уфы
59.4
+0.61
58.06
+1.89
93.63
+0.26
10+ °C
Облачно
Коронавирус
Все новости
Детально
16 Сентября , 09:00

Придут на помощь и по воздуху, и по земле: как работает санитарная авиация в Башкирии?

Ляйсан Закирова
Фото:Ляйсан Закирова

В новостной повестке Башкирии то и дело появляется информация о том, что из городов и районов нашей республики в уфимские больницы экстренно транспортировали тяжелобольных пациентов. Например, совсем недавно «Башинформ» писал о том, что таким образом спасли жизнь новорожденному малышу из Нефтекамска. Из-за отслойки плаценты ребенок родился раньше срока весом всего в 1630 граммов. За 40 минут мальчика вертолетом доставили в Уфу, в детскую республиканскую больницу. По воздуху в Уфу был перевезен и подросток, впавший в кому после получения  травмы головы в детском лагере в Сибае. Когда счет идет на минуты, на помощь врачам приходит «винтокрылая скорая». В распоряжении наших докторов есть два вертолета «Ансат» и шесть реанимобилей. Журналист информационного агентства «Башинформ» из первых уст узнал об особенностях работы и задачах санавиации.

Новые вертолеты – новые возможности работы

Два вертолета «Ансат» в Башкирии появились совсем недавно. Один борт закупили по федеральной программе в 2020 году. Второй передали годом позже. Закупка воздушных судов, оборудованных всем необходимым, дала новый виток развития санитарной авиации в республике. До этого пациентов эвакуировали на самолетах Ан-2 и вертолетах «Робинсон». Но они не были предназначены для перевозки больных в тяжелом состоянии. Кроме того, самолеты могли сесть не везде.

«"Робинсоны" были двухместными. И эвакуировать больных на них не было возможности. А самолет мог садиться не везде, ему нужна была взлетно-посадочная полоса, хотя бы гравийная. Поэтому не во все населенные пункты можно было на них полететь. А «Ансаты» садятся легко на небольшом участке, которые мы самостоятельно подбираем с воздуха. Никакая предварительная подготовка не нужна», - разъяснил заместитель генерального директора по организации авиационных работ Ренат Усманов.

Ляйсан Закирова
Фото:Ляйсан Закирова

«Реагируем без промедления»

Служба санитарной авиации в республике представлена тремя подразделениями: взрослое население обслуживают специалисты РКБ имени Куватова, к детям на помощь приходят врачи РДКБ, а коллектив перинатального центра выезжает по акушерско-гинекологическому профилю, к беременным, роженицам и новорожденным малышам.

Подключение санитарной авиации – не всегда про эвакуацию. Коллеги из районных и городских больниц могут позвонить и просто для консультации, и для того, чтобы вызвать специалистов для помощи на местах. Например, бывает так, что доктора республиканской клинической больницы направляются в районы, чтобы помочь провести сложную операцию. И только в экстренных случаях, когда оказать помощь на месте невозможно, пациентов забирают в Уфу. 

«Давайте на примере объясню, как работает наше отделение. Например, к нам поступил вызов по хирургическому профилю. Мы тут же связываемся с дежурным врачом, передаем информацию о пациенте. Специалист принимает решение, нужно ли выезжать, потребуется ли помощь докторов другого профиля. В течение 30-40 минут мы собираем бригаду и отправляемся в путь. Всегда реагируем без промедления», - говорит заведующий отделением санитарной авиации РКБ им. Куватова, главный внештатный специалист минздрава РБ по санавиации Феликс Сакаев.

Валерий Шахов  Феликс Сакаев, главный внештатный специалист минздрава РБ по санавиации
Феликс Сакаев, главный внештатный специалист минздрава РБ по санавиацииФото:Валерий Шахов

Звонки круглосуточно принимают диспетчеры. Они незамедлительно связываются с необходимым врачом, стыкуют медицинскую бригаду с водителями и пилотами.

Валерий Шахов  Диспетчерская служба отделения санавиации РКБ им. Г. Куватова
Диспетчерская служба отделения санавиации РКБ им. Г. КуватоваФото:Валерий Шахов

Добираются и по земле, и по воздуху

В распоряжении санитарной авиации есть не только вертолеты, но и реанимобили. Машины используются, когда помощь требуется в населенных пунктах, расположенных недалеко от Уфы. Либо если состояние больного терпит приезда специалиста. По протоколу, воздушные суда должны быть использованы, только когда требуется экстренная эвакуация или в критической ситуации, если время играет не в пользу больного. Ну и конечно, «Ансаты» остаются в ангарах при нелетной погоде.

«Вот, например, сегодня нужно эвакуировать беременную из Баймака. Но горы закрыты, погоды нет. Поэтому поехали на машине», - рассказывает Феликс Сакаев.

«В основном нелетные условия бывают в осенне-весенний период, часто осадки, туман, сильный ветер. Ну и определенную трудность накладывает то, что наша республика географически сложная. Восточная часть республики горная, и это накладывает дополнительные трудности для полетов, особенно в непогоду. Поэтому нам вдвойне приходится непросто: и погоду успевать анализировать, и местность», - делится спецификой своей работы пилот Рустам Кутлуяров.

Бывает и так, что одновременно требуются и вертолеты, и кареты неотложной помощи. В последний раз сразу несколько бригад выезжали на место массовой аварии в Благоварском районе. Тогда при столкновении пассажирского автобуса погибли шесть человек.

«Мы двоих с места аварии забрали на вертолете, троих увезли в больницу на автомобильном транспорте. Были задействованы травматологи, урологи, хирурги», - сообщил Феликс Сакаев.

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

Эвакуация за пределами Башкирии

Санитарная авиация работает и за пределами республики. Бригаде врачей иногда приходится эвакуировать уроженцев Башкирии, по каким-то причинам оказавшихся на больничной койке в других областях. Например, водитель Сергей Кирьянов недавно вернулся из Саратова. Путь туда-обратно преодолели за сутки. Перевезли нашего земляка, который пострадал в аварии.

«Подменяя друг друга с еще одним водителем, проехали 950 км туда, 950 км обратно. Нам было не тяжело, потому что привыкли постоянно быть за рулем. Для меня сложнее дается трасса в нашем Зауралье. Там и серпантины, и горы, и непредсказуемая погода. А тут фактически по прямой, поэтому ехали без остановок. Ведь наша задача – как можно быстрее доставлять больного до наших больниц. Выезжать в другие регионы приходится часто. Ведь как говорит Глава республики, своих не бросаем!» - рассказал Сергей Кирьянов.

Валерий Шахов Сергей Кирьянов работает в санавиации с 1995 года.
Фото:Валерий Шахов / Сергей Кирьянов работает в санавиации с 1995 года.

Логистика продумана до мелочей

Наряду с приобретением двух вертолетов «Ансат», в Уфе подготовили две вертолетные площадки. Как писал в соцсетях Радий Хабиров, таким образом, два года назад в республике запустили штатную работу санитарной авиации региона.

Одна площадка находится на территории перинатального центра, вторая – рядом с клиникой БГМУ на улице Зорге. Сейчас строится еще одна на территории ожогового центра. Чаще всего специалисты используют посадочную зону в Зеленой роще. Она удобна тем, что скрыта от посторонних глаз, у случайных прохожих нет возможности наблюдать за происходящим и мешать работе врачей. Кроме того, от перинатального центра легко добраться до больниц.

«Рядом находится роддом, 22-я больница, детская республиканская больница, кардиодиспансер, центр переливания крови. В 15 минутах езды - 21-я больница и наша РКБ», - поясняет заведующий отделением санитарной авиации РКБ им. Куватова Феликс Сакаев.

Удобное расположение площадки позволяет за час всей команде собраться вместе и вылететь. Воздушные суда «живут» на территории столичного аэропорта. Как только приходит информация от диспетчера, борт прилетает к перинатальному центру, забирает прибывших врачей и направляется к месту назначения.

Как ранее писал «Башинформ», к 2024 году в Башкирии планируется создать территориальную сеть из 10 вертолетных площадок санитарной авиации. Три – в башкирской столице, по одной — в Баймаке, Белорецке, Нефтекамске, Октябрьском, Стерлитамаке, Аскино и Месягутово. Это поможет нашим врачам еще быстрее оказываться в разных уголках нашей республики, там, где больше всего нужна их помощь.

Справка

Станция санитарной авиации при «Куватовской» больнице была создана в 1936 году. Одна вертолетная площадка находилась в районе ожогового центра (сейчас местность застроили), другая - где Конгресс-холл, и третья на ипподроме «Акбузат» (их закрыли). Вспоминая об уфимской «вертолетке» на Зорге, нельзя не затронуть трагедию, произошедшую в ночь с 3 на 4 июня 1989 года на перегоне Улу-Теляк — Аша. Тогда санавиация республики сыграла большую роль при спасении людей.

«Тогда в Уфе около ожогового центра была срочно организована вертолетная площадка, которой теперь уже нет. Потом в течение десяти дней перевозили практически со всех районов республики донорскую кровь для пострадавших. Для помощи пострадавшим была поднята в воздух вся санавиация, задействовано более десяти воздушных судов», - вспоминал Дмитрий Торопов, гендиректор региональной компании «РусАвиа», которая в тот период сотрудничала с РКБ.

Сейчас в диспетчерскую службу отделения санавиации в больнице имени Куватова в среднем поступает 70-80 обращений в сутки. С 2020 года «Ансаты» произвели более 400 эвакуаций. 120 вылетов было только в этом году.

Работа финансируется в том числе и за счет федеральных субсидий, предоставляемых в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения».

Валерий Шахов  "Начинка" реанимобилей санавиации
"Начинка" реанимобилей санавиацииФото:Валерий Шахов
Автор:Ляйсан Закирова
Читайте нас в