Признание Ишимбая городом трудовой доблести — очень круто и с имиджевой точки зрения, и с точки зрения исторической справедливости, которая сама по себе «под лежачий камень не течет».
Строчка в Указе Президента не появляется просто так. Это большая подготовительная и организационная работа, а также очередное убедительное свидетельство того, что Башкортостан сегодня в фаворе, на авансцене общественно-политической жизни огромной страны.
Присвоение государственного почетного звания пришлось как нельзя кстати, тем более что так и было задумано. В этом году исполняется 85 лет, как рабочий посёлок нефтяников Ишимбаево стал городом.
Почетное звание «Город трудовой доблести» присваивается с 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла, их вклада в Победу в Великой Отечественной войне, за массовый трудовой героизм и самоотверженность. На сегодня в стране 60 городов, удостоенных такой чести и вот теперь наш Ишимбай – один из них.
Его огромный вклад в общую Победу впечатляет. Вдумайтесь: каждая четвертая тонна нефти в Советском Союзе за время войны добыта из ишимбайской земли, а это 4,5 млн тонн. Такая награда — не только дань памяти трудовому и ратному подвигу наших дедов и прадедов, но и признание заслуг ныне живущих и в Ишимбае, и во всем Башкортостане.
Не уронили знамя Победы и на нынешних фронтах, держим строй и планку. Сегодня Ишимбай активно развивается и социально, и урбанистически, и экономически. Здесь базируется особая экономическая зона «Алга», одна из самых передовых в стране. «Алга» сегодня — это крупные производственные площади, десятки резидентов, сотни рабочих мест, суммарно 65 миллиардов рублей инвестиций.
И это уже второй город в Башкортостане, удостоенный столь высокого звания с момента учреждения награды. В первый же указ Президента России по городам трудовой доблести в 2020 году заслуженно вошла Уфа, наша столица. И вот теперь — Ишимбай, не менее заслуженно.
А теперь — о наследии прошлого и об уроках исторической памяти, которые мы должны твердо усвоить.
Почему только в 2020 году удалось добиться присвоения звания Героя России генералу Шаймуратову? Ведь все послевоенные десятилетия эта вопиющая историческая несправедливость оставалась занозой в сердцах не только ветеранов Башкавдивизии, но и всего башкирского народа. Почему только в последние годы вспомнили про заслуги Мидхата Закировича Шакирова, руководившего БАССР 20 лет, и сейчас активно ведется работа по возвращению его исторического наследия? Ровно через год после ухода Муртазы Губайдулловича в Уфе был торжественно открыт памятник ему на знаковом месте. Наконец-то единственный наш дважды Герой Советского Союза легендарный Муса Гареев обрел мемориал, достойный его памяти, и могучая бронзовая фигура летчика-фронтовика встречает гостей и своих земляков прямо на границе с Татарстаном, на самом видном месте недалеко от своей родной деревни.
Почему сегодня так активно развиваются культурно-музейные пространства? Тут тебе и Шульган-Таш, и исторический мемориальный комплекс на родине Салавата Юлаева, музей полярника Альбанова или центр кочевых цивилизаций с мавзолеем Тура Хана? Почему только в последние годы всерьез обратились к наследию прошлого, возвращая знаковым именам и местам Башкирии их подлинное значение? Ведь их заслуги перед родиной и народом, культурная и историческая важность были очевидны и безусловны всегда.
Кто-то скажет: ну, вот только сейчас руки дошли. Не соглашусь с таким упрощением по той причине, что глубоко убежден: за каждым фактом восстановления исторической справедливости или затратным сохранением наследия стоят конкретная фамилия и должность человека, облеченного властью и волей. И здесь, скорее, такая же причина, как и в случае чудесного хэппи-энда Восточного выезда, который до 2018 года считали замороженным навсегда. Но оказалось, что нет ничего невозможного, если настойчиво «дожимать».
Или например, взять проблему обманутых дольщиков в 10 тысяч (!) человек, которая досталась команде Хабирова тяжким наследством. Долевой вопрос пришлось системно разгребать несколько лет, это было очень непросто и муторно, но Радий Фаритович упрямо гнул своё, пока в 2023 году не прозвучала невероятная новость — в Башкортостане больше нет обманутых дольщиков, и по каждому из объектов найдено решение.
Для того чтобы мечты сбывались и планы воплощались, мало только хотеть. Надо еще уметь и мочь. Нужны политическая воля, грамотная команда, серьезные лоббистские возможности и поддержка Кремля. И мы наглядно сегодня видим и то, и другое, и третье. Потому что налицо результат и этих возможностей, и этого отношения. Почему у одних получается, а у других день прошел и ладно? Не задумывались об этом? Потому что первые настойчиво ищут возможности, а другие ищут причины, подчас также изобретательно и упорно.
Зия Нуриевич Нуриев, Зекерия Шарафутдинович Акназаров, Мидхат Закирович Шакиров, Муртаза Губайдуллович Рахимов – настоящие глыбы своего времени, которые навеки вписали своё имя в историю Башкортостана. Продолжать их дело сегодня – высочайшая ответственность. Относись к предкам так же, как хотел бы, чтобы потомки относились к тебе. Это старая прописная истина, но не всем она доступна. Благодарно и бережно сохраняя их историческое наследие, Радий Хабиров показывает, что заслуживает встать с ними в один ряд. И у него уже есть своё наследие - в реализованных проектах, в камне, бронзе и граните. И когда-нибудь будут говорить: это было построено и сделано при Хабирове.
Автор: Руслан Шарафутдинов.