Все новости

Небо за нами: как Башкирия помогает бойцам СВО в противостоянии в воздухе

автора
Фото:автора

«Внимание, всем смотреть за небом!» - эта фраза стала главным предупреждением в зоне специальной военной операции, ход которой сегодня во многом зависит от беспилотных летательных аппаратов. Вездесущие пластиковые «птицы» с небольшими жужжащими моторчиками произвели настоящую революцию в военном деле, взяв на себя функции разведки и наведения. Но главное, БПЛА теперь сами могут наносить удары, фактически вытеснив с поля боя бронетехнику и во многом заменив собой артиллерию и штурмовую авиацию.

Неудивительно, что участники СВО крайне заинтересованы в поставках самых разных типов беспилотников и средств защиты от них.

«Наши бойцы нуждаются в разных вещах, но в последнее время две трети всех запросов на гуманитарную помощь так или иначе связано с беспилотниками. Это как сами БПЛА, так и необходимые для противодействия им средства радиоэлектронной борьбы», – рассказал «Башинформу» руководитель Народного фронта в Республике Башкортостан Виталий Брыкин.

Башкирия играет важную роль в снабжении фронтовиков как беспилотниками, так и средствами РЭБ. Их закупают и отправляют на фронт муниципалитеты, предприятия, организации, общественники и неравнодушные граждане. Важность этой работы неоднократно подчеркивало и руководство республики. 

«Наши бойцы, безусловно, положительно оценивают нашу помощь по беспилотным летательным аппаратам и средствам радиоэлектронной борьбы, это те «посылки», что нужны всегда», – сказал Глава республики Радий Хабиров.  

Цена вопроса

«Башинформ» вместе с представителями Народного фронта Башкирии принял участие в доставке гуманитарным конвоем крупной партии помощи в зону СВО. Волонтеры постоянно привозят нашим подразделениям беспилотники и средства борьбы с этой ставшей основной воздушной угрозой. 

По словам бойцов, используемые на фронте БПЛА делятся на два основных типа. Первый – так называемые «мавики». Это небольшие высокотехнологичные аппараты заводского изготовления, оснащенные видеокамерой и «умной» электроникой, облегчающей оператору процесс управления. «Мавики» используются для разведки, корректировки огня и сброса на противника небольших гранат. Второй массовый тип – FPV-дроны. Они имеют намного более простое устройство, собираются как конструктор из разных компонентов и управляются только вручную по радиоканалу или оптоволокну. На фронте их используют в качестве одноразовых ударных дронов с прикрепленным боеприпасом.    

автора  FPV-дроны, привезенные волонтерами Народного фронта для наших бойцов
FPV-дроны, привезенные волонтерами Народного фронта для наших бойцовФото:автора

«Беспилотник типа «Мавик-3» с обычной дневной видеокамерой мы закупаем для наших бойцов по цене от 235 тысяч рублей, – рассказывает Виталий Брыкин. – Такие же аппараты с ночной тепловизионной камерой в прошлом году закупались нами для добровольческих батальонов Башкирии по 900 тысяч рублей. Сейчас цены несколько снизились, примерно до 700 тысяч за штуку. FPV-дрон в базовой комплектации стоит намного дешевле – около 40 тысяч рублей. Их собирают из разных компонентов, обычно заказываемых в интернете, умельцы как у нас в Башкирии, так и непосредственно в боевых подразделениях. По линии Народного фронта мы ежегодно поставляем нашим бойцам около 30 «мавиков» и порядка 100 FPV. Нередко бойцы просят нас купить беспилотники на самостоятельно собранные деньги, зная, что мы можем сделать это по минимально возможной цене и быстро доставить заказ в нужное место с гуманитарным конвоем».

Электронная борьба

Массовость беспилотников обуславливает поиск самых разных способов противодействия этой воздушной угрозе. Сбить способную разогнаться до 150 километров в час небольшую и маневренную «птицу» из автомата или пулемета можно, но сложно. Гораздо лучшие результаты дают стреляющие дробью охотничьи ружья. Их постоянно просят бойцы, и многие жители Башкирии жертвуют фронту свои дробовики. Во время доставки «гуманитарки» в одно из боевых подразделений, волонтерам Народного фронта вручили на память вражеский дрон, сбитый картечью именно из такого подаренного жителем Башкирии охотничьего ружья.  

автора  Вражеский дрон, сбитый из подаренного жителем Башкирии охотничьего ружья
Вражеский дрон, сбитый из подаренного жителем Башкирии охотничьего ружья Фото:автора

Не меньшую, если не большую роль в борьбе с воздушной угрозой играет всевозможная электроника. Один из главных инструментов такого противодействия – детекторы дронов, к примеру, самого распространенного на фронте типа «Булат».

«Принцип работы такого прибора основан на сканировании радиочастот, используемых для управления беспилотниками, – пояснил «Башинформу» наш земляк, командир десантно-штурмового подразделения с позывным «Скиф». – Как только антенна поймает излучение станции управления БПЛА, «Булат» подаст звуковой сигнал. Это позволяет подготовиться к отражению воздушной атаки и на всякий случай заранее подыскать подходящее укрытие. Стоимость прибора составляет около 80-100 тысяч рублей, но его эффективность полностью оправдывает такие расходы».

На транспорт и боевую технику в зоне СВО в массовом порядке устанавливаются системы радиоэлектронной борьбы, способные глушить сигналы станций управления беспилотниками. Такие устройства можно купить в магазинах или заказать в интернете, к примеру, большой популярностью пользуются различные модификации комплекса РЭБ типа «Ромашка». Как уточнил Виталий Брыкин, стоимость такого комплекса составляет порядка 200 тысяч рублей. Народный фронт Башкирии уже поставил нашил бойцам 8 «Ромашек». 

автора  На транспорт в зоне СВО в массовом порядке устанавливаются системы РЭБ
На транспорт в зоне СВО в массовом порядке устанавливаются системы РЭБФото:автора

Многие комплексы РЭБ собираются и настраиваются умельцами. Поскольку большинство разведывательных и ударных дронов также собраны из общедоступной элементной базы, эффективность такой защиты бывает весьма высока.

«Установленная на автомобиле станция РЭБ в случае правильного подбора рабочих частот может заглушить сигнал управления ударным беспилотником в среднем на дистанции в 50-100 метров, – рассказал «Башинформу» наш земляк, водитель УАЗа «Буханки» с позывным «Дуван». – Потеря управления обычно приводит к промаху, либо удар случается, но не точный. Именно этим объясняется популярность комплексов РЭБ и их установка на большинстве боевых и транспортных машин, используемых сегодня в зоне спецоперации». 

Последний рубеж

Несмотря на массовую распространенность, РЭБ не гарантирует полной защиты от беспилотников. Кроме того, на фронте все чаще применяются FPV-дроны, управляемые по оптоволоконному кабелю, которым вообще безразлична постановка радиопомех.                  

Поэтому в качестве последнего рубежа обороны сверху на машины часто устанавливают так называемый «мангал» в виде металлической сетки, натянутой на каркасе из уголков. К «мангалу» обычно крепится маскировочная сеть.  

автора  Допзащита помогла этому «Уралу» выдержать несколько атак вражесих беспилотников
Допзащита помогла этому «Уралу» выдержать несколько атак вражесих беспилотников Фото:автора

«Такая импровизированная защита делает автомобиль менее заметным при наблюдении с воздуха, особенно в поле и лесопосадках, – пояснил «Башинформу» боец с позывным «Механик». – В случае же атаки беспилотника «мангал» затрудняет точный удар по кабине. При попадании в металлическую сетку боевой заряд может не сработать, либо взорвется на некотором расстоянии, что повышает шансы на спасение». 

Во время доставки гуманитарных грузов, на трассе в 20 километрах от линии фронта нам встретился «Урал» артиллерийской части. Грузовик занимается подвозом снарядов на передовые артбатареи и потому имеет весьма необычный вид – он со всех сторон обвешан защитой в виде металлических сеток и резиновых лент, двери кабины усилены стальными листами. Эти меры отнюдь не лишние и уже не раз себя оправдали. Водитель, наш земляк из Башкирии показал следы осколков от попадания дрона по борту кабины. В целом «Урал» пережил уже несколько атак беспилотников, получил повреждения, но остался на ходу во многом благодаря грамотной допзащите.

автора
Фото:автора
Автор:Сергей Николаев