Все новости

Народный фронт: как Башкирия наладила волонтерскую помощь бойцам СВО

В истории России есть немало примеров, когда войны обретали народный характер. Так произошло и с началом специальной военной операции. Осознав, что наша страна столкнулась с нацизмом и коллективным Западом, россияне, как и в Великую Отечественную, активно включились в поддержку сражающихся бойцов.

В Башкирии волонтерское движение уже с весны 2022 года развивалось особенно интенсивно. Жители республики добровольно и безвозмездно начали производство столь необходимых фронту вещей, как окопные свечи и масксети, отдают бойцам инструменты, стройматериалы и личный транспорт. Волонтеры взяли на себя и доставку собираемой в Башкирии помощи непосредственно в зону СВО.  

«Волонтеры по всей республике плетут масксети, заливают окопные свечи, собирают гуманитарную помощь для наших защитников. Поддерживают они и семьи военнослужащих, - заявил Глава республики Радий Хабиров. - Благодарю всех, кто причастен к этому большому, нужному делу. Только вместе мы добьемся победы».

Важную роль в организации волонтерской помощи играет республиканское отделение Общероссийского народного фронта. «Башинформ» отправился вместе с волонтерами в очередной рейс в зону СВО, чтобы лучше понять, каких усилий стоит сбор и доставка бойцам столь необходимых им гуманитарных грузов.   

Системная работа 

Общероссийский народный фронт - общественное движение, созданное в мае 2011 года для объединения политических и общественных сил вокруг ключевых приоритетов развития страны. С началом специальной военной операции ОНФ Башкирии активно включился в организацию помощи сражающимся бойцам и сегодня играет здесь одну из ведущих ролей.

«Противостояние на СВО носит масштабный характер, боевые части рассредоточены на тысячекилометровом фронте, у каждого подразделения есть свои неотложные потребности, которые не всегда может быстро и в полном объеме удовлетворить армейская система снабжения, - пояснил «Башинформу» руководитель Народного фронта в Республике Башкортостан Виталий Брыкин. – Мы наладили систему прямого взаимодействия, когда не только командиры подразделений, но и отдельный боец может выйти с нами на связь и рассказать о том, что ему нужно на фронте. Мы составляем список и начинаем сбор средств и вещей, а затем организуем их прямую доставку. Всего у нас насчитывается около 60 подшефных воинских подразделений, которые регулярно получают волонтерскую помощь».   

Сбор средств ведется через федеральный фонд «Народный фронт. Всё для победы», у которого есть отдельная республиканская страница. Любой боец может оставить на сайте фонда официальную заявку на получение нужной ему помощи. Если в данный момент на счету фонда есть достаточно средств, необходимые вещи закупают и отправляют по адресату. Если бойцам нужна дорогостоящая помощь, к примеру, коптер стоимостью в 200 тысяч рублей, на странице фонда объявляется сбор средств, и покупка делается сразу после сбора необходимой суммы.

В доставке гуманитарной помощи участвуют только волонтеры на своем личном транспорте – всего около 50 человек, которые каждый месяц совершают по нескольку выездов к линии фронта. 

Конвойная тактика

«Башинформ» отправился в рейс с одной из самых опытных и хорошо оснащенных волонтерских групп Народного фронта под руководством Василия Рыбакова. В ее состав, кроме легковых машин и микроавтобуса, входит тягач с полуприцепом, что позволяет перевозить крупногабаритные и тяжелые грузы. К примеру, на этот раз в фуру погрузили УАЗ «Буханку», трековый байк и два мотоцикла с коляской.

На каждую машину в конвое есть по два водителя, что позволяет передвигаться максимально быстро, сменяя друг друга в дороге.    

«Я начал водить гуманитарные конвои в 2023 году, и сегодня у нас сформировалась опытная команда добровольцев, способная решать самые сложные задачи, - рассказывает Василий Рыбаков. – Люди приходят к нам сами и, съездив уже в первый рейс, понимают, поедут ли в следующий. Главные требования – готовность к интенсивной работе и сухой закон во время рейса. Мы не получаем никакого финансирования, кроме народных пожертвований, ездим на своих машинах и часто заправляемся за свой счет. В основном в мою команду входят работающие люди. Они совершают поездки в перерывах между вахтами, берут отпуска или просто отпрашиваются на работе».

Загрузившись в Уфе, конвой выезжает в южном направлении. Опыт и наличие водительских пар позволяют двигаться весьма быстро, но свои коррективы вносят поломки техники, которая, к сожалению, не отличается новизной. Тем не менее, через трое суток конвой в полном составе прибыл на базу в Луганской области, которая станет начальной точкой гуманитарного маршрута в зоне СВО.

Доставка по месту

В последнее время основную опасность в районах боевых действий представляют беспилотники. Выявив цель, они могут вызвать огонь артиллерии или навести удар дронов-камикадзе, которые сегодня могут залетать на несколько десятков километров в глубь от линии боевого соприкосновения. И если раньше волонтеры часто заезжали непосредственно в тыловые расположения воинских частей, то сегодня обычной практикой стали быстрые встречи на трассах и в неприметных местах, что минимизирует риски со стороны беспилотников.

Первая точка выгрузки – трасса в районе известного по боям 2015 года населенного пункта Дебальцево, расположенного примерно в 30 километрах от линии фронта. Бойцы сражающихся неподалеку штурмовых частей прибыли точно в назначенное время, быстро перегрузили гумпомощь в свой транспорт, не забыв горячо поблагодарить за доставленный груз. В качестве памятного подарка волонтерам вручают сбитый беспилотник противника – напоминание о постоянной воздушной угрозе.

Затем конвой двигается в Донецкую народную республику. На трассе в 20 километрах от города Торецк, в районе которого идут интенсивные бои, нас встречает «Урал» артиллерийской части. Грузовик занимается доставкой снарядов на передовые артбатареи и имеет весьма необычный вид.  Он со всех сторон обвешан защитой в виде металлических сеток и резиновых лент, двери кабины усилены стальными листами. Эти меры отнюдь не лишние. Водитель, наш земляк из Башкирии показывает следы осколков от попадания дрона по борту кабины. В целом «Урал» пережил уже несколько атак беспилотников, получил повреждения, но остался на ходу во многом благодаря грамотной допзащите. В ходе быстрой разгрузки артиллеристы получают все необходимое, а водитель грузовика – фигурку Чебурашки, как талисман на удачу.

Следующая точка маршрута – более удаленный от фронта город Енакиево. Здесь из фуры для подразделения штурмовиков выгружаются трековый байк и два мотоцикла с коляской.

«Реалии современной войны таковы, что тяжелые грузовики и бронетехника стали слишком уязвимы для атаки дронов, - поясняет свои запросы один из командиров штурмового подразделения. -  В итоге подвоз продовольствия, боеприпасов и вывоз раненых в основном ведется на УАЗах «Буханках», легковых машинах, квадроциклах и мотоциклах. У такого транспорта есть гораздо больше шансов проскочить опасный участок на высокой скорости и не быть атакованным. Тоже самое касается штурмовых атак. Пехота с обеих сторон все более активно использует не БТРы и БМП, а скоростные мотоциклы. При правильном расчете времени атаки и огневой поддержке такая тактика позволяет быстро сближаться с противником без серьезных потерь».  

Путь на юг

На следующий день, после ночевки в Донецке, конвой выезжает в направлении Запорожья. В этой плоской открытой местности практически нет лесов, поэтому особым спросом у бойцов пользуются различные пиломатериалы. Танковое подразделение, где служит много уроженцев Башкирии, запросило доски и ОСБ-плиты, необходимые для строительства жилых блиндажей. Этот груз был доставлен адресату, вызвав неподдельную радость бойцов.

Крайняя точка маршрута – город Энергодар, стоящий на берегу Каховского водохранилища. Нужное нам подразделение расположено в бывшей промзоне. Из-за близости к противнику, расстояние до которого не превышает и 10 километров, передвигаться по трассе нужно с особой осторожностью, не забывая постоянно смотреть на небо.

Бойцам доставлены генераторы, наборы «сухой душ», огнетушители и питьевая бутилированная вода. Все это пойдет далее на передовые позиции. Старший пункта временной дислокации, наш земляк, делится подробностями жизни вблизи противника. Хотя стороны разделяет Днепр, по Энергодару практически круглые сутки работает реактивная и ствольная артиллерия, атакуют беспилотники. Особую опасность представляет так называемая «Баба Яга». Этот крупный дрон, изначально созданный для обработки полей, в основном используется ночью и может прицельно сбрасывать тяжелые осколочные мины. В такой позиционной войне, где угроза прилетов носит постоянный характер, главное для бойцов – максимальное рассредоточение, бдительность и маскировка.  

Сила духа 

Завершив доставку гуманитарной помощи, для чего за несколько дней пришлось преодолеть около тысячи километров по территории новых регионов России, волонтеры с чувством выполненного долга повернули домой. На обратном пути старший группы торжественно вручил своим товарищам грамоты, благодарности и медали, в том числе от министерства обороны России. 

Оценивая быструю и слаженную работу людей, которые фактически за свой счет совершают эти далекие и небезопасные рейсы, задаешься вопросом об их мотивации. В состав конвоя входят представители самых разных профессий в возрасте от 23 до 55 лет.

Волонтер, уфимец Роман Пегишев работается вахтами на северных буровых, а в перерывах становится водителем в гуманитарных конвоях.

«Почему мы добровольно и бесплатно возим гуманитарную помощь в зону СВО? Думаю, главную роль здесь играет наш российский менталитет. Нельзя сидеть сложа руки, когда наша страна ведет тяжелую борьбу, а ты можешь оказать реальную помощь ребятам на фронте», -  рассуждает Роман.

С этой мыслью согласен и старший волонтерского конвоя.

«Как показывает мой опыт, лучше всего люди действуют тогда, когда ими движет высокая, хорошо понятная им идея, ради которой можно с легкостью преодолевать трудности и лишения, - говорит Василий Рыбаков. – Люди моей группы и участники других волонтерских групп ставят перед собой цель приблизить нашу победу, сохранив как можно больше жизней бойцов. Гуманитарные рейсы вносят свой, весьма немалый вклад в помощь нашей армии и стране, вступившей в тяжелое противостояние с нацизмом и коллективным Западом. И мы видим ее результат в искренней благодарности бойцов, которым привозим самое необходимое. То, что не только облегчает их нелегкий фронтовой быт, но и спасает жизни. Именно эта искренняя благодарность дает мотивацию, несмотря на все сложности, продолжать доставку гуманитарных грузов в зону СВО».                                                                           

Автор:Сергей Николаев