Президент Башкортостана Муртаза Рахимов дал интервью журналу "Российская муниципальная практика". Оно опубликовано в N 2-3 за этот год. Ниже публикуем его текст: - Муртаза Губайдуллович, как в Башкортостане внедрялся Федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"? - Мы с 2006 года работаем в условиях нового закона и успели на себе ощутить все достоинства и недостатки реформы, но с уверенностью можем сказать, что реформа местного самоуправления в республике остоялась. В целом, в республике за последние годы проведена огромная работа по созданию нормативно-правовой, организационной и кадровой базы системы местного самоуправления. Мы входим в муниципальную реформу в числе наиболее подготовленных к ней регионов Российской Федерации, что было неоднократно отмечено руководством страны и Приволжского федерального округа. Прежде всего, разработана правовая основа деятельности муниципальных образований. Приняты 47 первоочередных законов, более десятка указов Президента и постановлений Правительства. Оказана методологическая и методическая помощь для принятия соответствующих нормативных правовых актов и на муниципальном уровне. Значительную роль в этой работе сыграли Совет по местному самоуправлению при Президенте Республики Башкортостан, ставший реальным координационным органом для рассмотрения важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовки соответствующих предложений для органов государственной власти, местного самоуправления, а также Ассоциация "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан". Создана система территориальной организации местного самоуправления, закреплены границы муниципальных образований и определен их статус. Уже на первом этапе произошло некоторое сокращение муниципальных образований - с 1039 до 1019 на 1 января 2008 года. Но и среди оставшихся оказалось немало муниципальных образований со слабыми финансовыми возможностями для выполнения своих функций. Поэтому правомерно был поставлен вопрос об оптимизации их численности, и этот процесс в республике получил дальнейшее развитие. По итогам прошедших 5 октября 2008 года голосований по объединению, общая численность сельских поселений в установленном порядке сократилась на 124 единицы. Эта мера направлена на решение задачи укрепления экономической базы муниципальных образований. На сегодняшний день между республикой и муниципальными образованиями разграничены полномочия и имущество. Принимаются соответствующие меры по укреплению экономических основ местного самоуправления, направленные на повышение заинтересованности муниципальных образований в развитии собственного налогового потенциала. В целях создания финансово-экономических основ местного самоуправления законами были урегулированы вопросы бюджетного устройства, а также порядок организации и полномочия участников бюджетного процесса. Это позволило поднять на новый уровень межбюджетные отношения с территориями, а также образовать Фонд финансовой поддержки муниципалитетов и Фонд компенсаций. Я считаю, что в рамках проводимых в стране политических и экономических преобразований крайне важно сохранить преемственность в процессе реформирования местной власти. К реформе в системе местного самоуправления республика шла шаг за шагом. И никаких революций в данном деле совершать не нужно. Плановые и финансовые показатели развития местного самоуправления сформировали заранее за несколько лет. И задача на сегодняшний день заключается в том, чтобы привлечь население к участию в местном самоуправлении. У нас в республике создана мощная производственная база, развивается предпринимательство, и я думаю, что мы добьемся того, что местное самоуправление будет обеспечено финансовыми ресурсами. Руководители на местах должны понять, что пора отойти от иждивенчества. Есть примеры и районы, где успешно удается решать проблемы местного значения за счет своих внутренних резервов. В то же время, не секрет, что местное самоуправление сталкивается с трудностями. Нуждаются в совершенствовании и сами государственные подходы по ее реализации. Проблема та же, что и на более высоком уровне российских регионов - в разном качестве социально-экономического развития территорий. Муниципалитеты один на один с дефицитом средств мы не оставим. И я уверен, что Башкортостан вместе со всей страной выходит на новый, важный этап своего развития. - Как в республике решаются вопросы развития здравоохранения, насколько обеспечены учреждениями здравоохранения все муниципалитеты? Есть ли республиканские программы по здравоохранению и внедрению здорового образа жизни? - Указом Президента Российской Федерации введена система оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти. При этом около трети показателей касаются состояния здоровья населения и организации здравоохранения. Аналогичный подход к оценке эффективности деятельности органов власти распространен и на муниципальные районы и городские округа. Сегодня в республике определены долгосрочные приоритеты этой важной отрасли. Принята и реализуется Концепция развития здравоохранения. Действуют 15 различных целевых программ, направленных на решение актуальных проблем медицины. Из года в год повышается финансовое обеспечение здравоохранения. Только за последний год объем консолидированных средств, выделенных на финансирование отрасли, составил более 18,5 млрд. рублей. Это значит, что за три года он вырос более чем в два раза. Большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы здравоохранения. За последние восемь лет введено в эксплуатацию больничных учреждений - почти на 2,5 тыс. коек, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 6,4 тыс. посещений в смену. Солидный импульс развитию отрасли придают выездные заседания Совета Республики по развитию здравоохранения. Мы проводим их уже четвертый год. К примеру, лишь в 2008 году в рамках подготовки к заседанию из республиканского бюджета выделено 349 млн. рублей. - 2008 год в Башкортостане был объявлен годом социальной поддержки семьи. Какова демографическая ситуация в республике? Являются ли показатели рождаемости и смертности критериями оценки работы муниципалитетов? - Одна из самых острых проблем современной России - неблагополучная демографическая ситуация. Благодаря целенаправленной работе в нашей республике она лучше, чем в среднем по стране. Выросли показатели по естественному приросту, снижается естественная убыль населения. В целом по России Республика Башкортостан входит в первые 25 регионов с наиболее благополучными демографическими показателями. Приведу некоторые цифры. На начало 2009 года численность постоянного населения республики составила более 4 млн. 57 тыс. человек. По сравнению с началом 2008 года эта цифра увеличилась на четыре тысячи человек. В прошлом году демографическая ситуация в нашей республике характеризовалась ростом рождаемости и снижением естественной убыли населения. В регионе родилось более 54 тысяч детей, что на 15 процентов больше уровня 2007 года. Естественная убыль населения составила одну тысячу человек, снизившись в три с лишним раза. В 2008 году рост рождаемости отмечался с семи городах - Уфа, Агидель, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак - и в 42 районах Башкортостана. По рождаемости республика занимает первое место среди субъектов Приволжского федерального округа. Что касается сельского населения, то за последние годы в республике произошел его значительный рост. Безусловно, это говорит о том, что уровень жизни на селе за последние годы существенно вырос. В настоящее время в сельской местности проживает свыше 1 миллиона 631 тысячи человек, то есть около 40 процентов жителей Башкортостана. Однако есть еще вопросы, которые требуют внимания. Так, нужно сделать все для того, чтобы к 2020 году сократилась смертность, а средняя продолжительность жизни увеличилась до 75 лет. - Проблема многих сельских поселений в России - отток молодежи. Существует ли у вас такая проблема и как вы ее решаете? - Конечно, стабильное развитие сельского хозяйства, а значит и развитие современного села невозможно без кадров, имеющих высокий профессиональный уровень, обладающих экономической, правовой и информационной грамотностью. Для решения вопросов закрепления молодых специалистов на селе в Башкортостане принимается целый ряд мер. Так, с 2008 года в республике действует целевая программа "Молодой специалист Республики Башкортостан", рассчитанная до 2010 года. В числе главных задач этой программы - создание условий для повышения качества и уровня жизни молодежи, проживающей в сельской местности. На финансирование Программы из бюджета республики планируется израсходовать 3,9 млн. рублей. Этот, как и другие государственные проекты, приносит пользу. К примеру, за последние три года закрепляемость выпускников, окончивших сельхозтехникумы, составила около 70 процентов. Отмечу, что в рамках республиканской программы "Молодой специалист" планируется принять отдельную республиканскую программу "Сельскохозяйственные кадры". Она должна решать задачи дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования сельхозкадров, повышать их мотивацию к труду и профессиональному росту. Особый ее раздел - социальная поддержка работников АПК, закрепление молодых специалистов в сельхозорганизациях. Важное направление нашей работы - решение жилищных проблем молодых специалистов, проживающих в сельской местности. Этот вопрос решается за счет средств федеральных и республиканских программ. Так, по Федеральной программе социального развития села в 2008 году жилищные условия улучшили более 1500 молодых семей и специалистов. При этом значительную долю средств на реализацию мероприятий данной программы выделил бюджет Башкортостана. Что касается программ республиканского уровня, то их несколько, и все они работают. Так, большая работа проводится по программе "Строительство жилья для молодых семей и молодых специалистов". В 2008 году за счет бюджетных средств государственная поддержка оказана 811 семьям. Сумма субсидий составила 655 миллионов рублей. Также в настоящее время подготовлен проект закона "О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Республики Башкортостан", в котором предусмотрены меры по финансовой поддержке молодых специалистов. Речь идет о единовременных пособиях при поступлении на работу в сельскохозяйственное предприятие, а также о ежемесячных доплатах к заработной плате. Думаю, что эти меры будут стимулом для возвращения на село, неплохим подспорьем для начинающих молодых работников. В целом, в Башкортостане сложилась хорошая практика предоставления жилья молодым специалистам на селе. Сегодня на безвозмездной основе улучшать жилищные условия своим работникам помогают ГУСП "МТС "Башкирская", ОАО "Зирганская МТС", ООО "Услы" Бижбулякского района, КФХ "Артемида" Кармаскалинского района. Жилые дома для своих сотрудников построил СПК "Дружба" Мелеузовского района, совхоз "Рощинский" Стерлитамакского и ряд других сельхозпредприятий. А вообще, жилищные программы, в которых предусмотрены определенные льготы для молодых специалистов, приняты во всех районах. Жилье на селе мы и впредь будем строить высокими темпами. Одновременно надо устранять бумажную волокиту, бюрократические процедуры при оформлении документов. Ведь жилье - это ключевой вопрос в обеспечении агропрома кадрами, привлечении в отрасль молодых специалистов. Необходимо и в дальнейшем создавать цивилизованные, привлекательные для сельской молодежи условия жизни, труда и досуга. И эта работа проводится. Во всех районах построены досуговые центры, физкультурно-оздоровительные комплексы. Уверен, если молодым помочь построить на селе собственный дом, они с удовольствием останутся трудиться в сельском хозяйстве.