Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Героя Советского
Союза Григория Филатова - уроженца Башкирии, в годы Великой
Отечественной войны ставшего грозным летчиком-истребителем,
проявившем героизм не только на небе, но и на земле.
Помощник командира 146-го гвардейского истребительного
авиационного полка по воздушно-стрелковой службе 7-й гвардейской
истребительной авиационной дивизии 2-го истребительного
авиационного корпуса 1-й воздушной армии Западного фронта, гвардии
старший лейтенант Филатов к июлю 1943 года совершил 128 боевых
вылетов, в воздушных боях сбил лично 11 и в группе три самолета
противника. В воздушном бою 31 июля 1943 года отважный летчик был
тяжело ранен и до сентября 1943 года находился в партизанском отряде в
районе Смоленска. Вернувшись на "Большую землю", Григорий Филатов
узнал, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября
1943 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования и
проявленные при этом геройство и мужество" ему присвоено звание
Героя Советского Союза.
В наградном листе на Григория Филатова говорится:
"... В операциях на Калининском и Волховском фронтах по 9
сентября 1942 г. произвел 116 боевых вылетов, в воздушных боях сбил
лично 9 самолетов противника (5 бомбардировщиков и 4 истребителя) и 2
бомбардировщика в группе...
... 12 июля 1943 года, выполняя боевое задание по прикрытию
наземных войск, в составе четырех ЯК-70 завязал воздушный бой с
шестью МЕ-110 четырьмя ME-109 противника. В этом бою тов. Филатов
сбил один МЕ-110 лично, что подтверждено наземными частями...". За
этими скупыми словами - победа четверки "Яков" над десятью
"Мессерами"...
Родился Григорий Иванович Филатов 17 ноября 1918 года в
поселке Новокасмартский, ныне Зианчуринского района, в семье
крестьянина. Окончил 7 классов, 16-летним пареньком уехал в Нижний
Тагил (Свердловская область) с намерением принять участие в
строительстве металлургического завода, где уже работал его старший
брат. Но по окончании школы ФЗУ стал работать электриком на
вагоностроительном заводе. С 1937 года - в Красной Армии. В 1939 году
окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов. В июне 1941
года оказался в действующей армии. Сражался на Ленинградском,
Волховском и Западном фронтах.
С августа 1941 года по май 1943 года Григорий Филатов служил в
283-м ИАП, летал на И-16 и Як-7. С мая по июль 1943 года - в 146-м ИАП
(позднее - 115-й ГвИАП), летал на Як-7. С июня 1944 года по май 1945
года - в Управлении 7-й ГвИАД, летал на Як-9 и Як-3.
День 31 июля 1943 года стал для отважного летчика роковым. Во
время выполнения боевого задания по прикрытию наших наземных
войск, в бою с вражескими истребителями он получил тяжелое ранение.
Несмотря на это, Филатову удалось посадить свою поврежденную
машину далеко за линией фронта. При ударе самолета о землю его
выбросило из кабины и он потерял сознание. С выбитым глазом и
разбитой челюстью оказался в плену. Но всего через 10 дней, во время
эвакуации лагеря из Брянска, на подходе поезда к Смоленску, Филатов, а
вслед за ним и еще 27 человек воспользовались подготовленным лазом и
на полном ходу выпрыгнули из вагона. Через трое суток скитаний по
лесам и болотам, раненый и голодный Филатов и еще два сбежавших из
плена вышли на людей, которые помогли им связаться с партизанами.
Месяц провоевал Филатов в партизанском отряде, а после того как
тот перешел линию фронта и соединился с Советской Армией, вернулся в
родной полк, где его считали погибшим. Несмотря на свой тяжелый
недуг, Филатов в 1944 году окончил Высшие курсы усовершенствования
офицерского состава ВВС, и возвратился в действующую армию: стал
летать на различные задания, успешно выполняя свои обязанности
помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.
Войну Герой Советского Союза Григорий Филатов закончил в
Праге. На его боевом счету к тому времени значилось 136 боевых
вылетов и 18 сбитых самолетов противника (13 лично и 5 в группе).
В 1946 году Григорий Иванович уволился из рядов Советской
Армии по болезни. Но с авиацией связи не порывал: поселился в Москве
и много лет проработал на авиационных заводах и в КБ известных
советских конструкторов самолетов. Скончался 23 марта 2000 года и был
похоронен в Москве, на Митинском кладбище.
Автор: Николай Ермоленко