Все новости
Политика
23 Марта 2005, 17:49

25 марта отмечается один из важных иудейских праздников - Пурим

25 марта евреи отмечают один из важных иудейских праздников - Пурим - радостное торжество по случаю чудесного спасения евреев от гибели во время царствования персидского царя Ахашвероша в середине V века до нашей эры.В его основе лежат события, о которых повествуется в книге Эстер (Есфирь). Царь, разгневавшись на свою жену, царицу Вашти...

25 марта евреи отмечают один из важных иудейских праздников - Пурим - радостное торжество по случаю чудесного спасения евреев от гибели во время царствования персидского царя Ахашвероша в середине V века до нашей эры.
В его основе лежат события, о которых повествуется в книге Эстер (Есфирь). Царь, разгневавшись на свою жену, царицу Вашти, отослал ее и взял новую жену, еврейку Эстер. Советник царя, сановник Аман, ненавидевший евреев, замыслил погубить их всех. Поскольку Аман пользовался большим влиянием на царя, то он получил от него разрешение привести в исполнение свой замысел. Аман метал жребий ("пур") о том, когда должно произойти избиение. Жребий выпал на 14-й день месяца адар. Узнав о готовящейся резне, придворный Мордехай, двоюродный дядя царицы Эстер, сообщил ей о надвигающейся беде, наказал пойти к царю и молить его о помиловании для своего народа. После трехдневного поста Эстер отправилась к царю и пригласила его с Аманом к себе на пир, во время которого царь Ахашверош пообещал исполнить любое ее желание. Тогда царица открыла ему умысел Амана и просила даровать жизнь себе и всем евреям. Разгневанный на своего советника царь приказал повесить Амана и десятерых его сыновей. Случилось это в 14-й день месяца адар.
В книге Эстер нет специальных предписаний, как следует праздновать Пурим. Имеется только указание на необходимость отмечать его в указанные дни "в веселье", а также делать подарки. Устраивались и представления, во время которых сжигали чучело Амана, а в средние века существовал обычай "побиения Амана". Вместо чучела на двух камнях рисовали его изображение или писали имя, а затем камни били друг о друга до тех пор, пока изображенное или написанное не стиралось.
Средневековое еврейство создало также особую пуримскую литературу - разного рода шуточные стихотворения и песни, которые распевала во время праздника молодежь. Постепенно развился особый литературный жанр - "пуримшпиль" - комедии и фарсы (иногда довольно фривольного содержания), особенно популярные в Германии.
Сама обрядность Пурима роднит его с распространенными у многих народов праздниками карнавально-масленичного типа, сопровождавшимися буйным весельем, ряженьем и уничтожением чучела Карнавала, Зимы или Костромы. Сходные черты имеются во многих других праздниках, в том числе греческих Анфестериях, римских Сатурналиях, славянской Масленице.
Во время Пурима принято посылать подарки друзьям или родственникам. Обычно это сладости, причем не менее двух видов. В качестве посыльных нередко отправляют детей, которые идут по улицам с тарелками или подносами, наполненными конфетами, пирогами и другими лакомствами. Эти посыльные обычно получают от адресата сходный подарок.
После утреннего богослужения и отправки гостинцев обязательно устраивается богоугодная трапеза. Она происходит обычно во второй половине дня. Друзья и соседи приносят угощение в один из домов, где и устраивается общее пиршество. Характерная черта пуримского застолья - обильное употребление вина или других крепких алкогольных напитков. Согласно предписаниям, следует выпить столько, чтобы не быть в состоянии различить фразы: "проклят Аман" и "благословен Мордехай". Из блюд принято подавать печенье - гоменташ, или озней гаман - "уши Амана", треугольной формы, с маково-медовой начинкой. Для Пурима пекут особую халу - большую и щедро сдобренную изюмом.
Сефарды угощали разнообразными сладкими блюдами - пирогами из теста, замешанного на большом количестве яиц, а также на меду, с корицей или кунжутом. В ашкеназских общинах в этот день принято есть креплах (мясные пельмени, сваренные в бульоне), а также индейку. Среди специальных праздничных блюд также вареные бобы и горох, которые подаются как напоминание о том, что пророк Даниил ел хлебные зерна, чтобы избежать нарушения пищевых запретов.
В 1912 году карнавальное шествие впервые прошло по улицам незадолго перед этим основанного Тель-Авива. С тех пор это шествие стало традиционным. Улицы израильских городов заполняются детьми, наряженными во всевозможные костюмы - не только пуримских персонажей, но и ковбоев, разбойников, принцесс.
В нашей республике мероприятия в честь праздника Пурим пройдут 24 марта в Башкирской государственной филармонии, где соберутся представители еврейской религиозной общины Уфы. А 27 марта празднование Пурима состоится в уфимском профессиональном лицее N129. По словам организаторов - руководителей Еврейской общественной организации "Кохав" Республики Башкортостан - всех участников ожидает веселый концерт, конкурсы, шутки и розыгрыши. А завершится праздник обильным застольем. Автор: Сергей Захаров