Реформы никогда не идут просто, их бремя несут на себе не политики,
а терпеливый и многострадальный народ. Впрочем, есть отдельные лица и
группировки, которые любой реформистский процесс используют в своих
интересах. Они дестабилизируют общество, внося в него разлад и сумятицу,
с целью получить хотя бы минимальные политические дивиденды.
Реформирование - выстраивание древа власти, в котором местное
самоуправление, скорее всего, играет роль разветвленной корневой системы, -
дело не одного дня. Разумеется, органы местного самоуправления (МСУ) должны
быть так устроены, чтобы работать в интересах населения, а не отдельных
политических групп или амбициозных политиков. От этой власти не должна
пострадать экономика на местах, и уровень жизни населения должен не
понизиться, а наоборот, систематически повышаться.
Однако политиканствующие молодчики, манипулирующие демократическими
лозунгами, пытаются бежать "впереди паровоза", подталкивая россиян к
сомнительным дорогостоящим мероприятиям - референдумам, выдвигая ультиматумы
региональным властям.
С начала 90-х годов прошлого столетия наша страна досыта хлебнула лиха,
когда выборная волна захлестнула все, что могла, - от органов власти до мелких
учреждений и предприятий с десятком служащих или рабочих. К власти разных
уровней прорвались краснобаи, обещавшие "молочные реки с кисельными берегами".
Результат был катастрофический - россияне столкнулись с грандиозными
хищениями, отсутствием тепла, света, водо- и газоснабжения. Страна по вине
горе-руководителей жила в авральном режиме.
Полное отсутствие опыта, некомпетентность и непрофессионализм новых
местечковых руководителей привели к кризису системы управления, к понижению
авторитета власти. Их деятельность в основном была сосредоточена на дележе
собственности. Банкротились и закрывались фабрики, заводы, сельхозпредприятия,
задерживались выплаты пенсий, пособий, зарплаты. Причем избавиться от
выскочек-пройдох было непросто. Маленькие наполеончики яростно били себя в
грудь, истошно голося: мы выбраны народом.
Башкортостан все эти годы отстаивал свою концепцию организации
местного самоуправления, что позволило сохранить управляемость в республике.
Кстати, ею интересовались и в Центре, и в соседних регионах. Президент
Башкортостана Муртаза Рахимов неоднократно подчеркивал, что самоуправление,
по мере созревания условий, будет расширяться, охватывая новые уровни. Тем
не менее в отношении назначаемости руководителей разных уровней власти в
Башкортостане накоплен колоссальный положительный опыт. Именно точечная
назначаемость позволила республике в переходный период в условиях царившего
в России экономического хаоса выжить, сохранить и приумножить промышленный
потенциал, войти в десятку регионов-доноров.
Эксперты отмечают, что в результате избирательных игрищ народ к выборам
стал относиться индифферентно, то есть, безразлично. Но это абсолютно не
смущает появившихся у нас в республике ушлых "оранжевых". Они морочат
пожилым людям головы революционной терминологией, нагнетают обстановку
истерии и недоверия. Нужно время, чтобы всплывшая с
проведением реформ пена ушла и люди научились делать правильный выбор
между толковым руководителем и пустомелей, который, добравшись до руководящего
кресла, моментально забывает о своих обещаниях и наказах избирателей. И если
мы этому не научимся, то не видать нам никогда нормальной, благополучной жизни.
На минувшей неделе Госдума, учитывая ошибки прошлых лет, приняла пока
в первом чтении поправку в Федеральный закон о местном самоуправлении,
которая расширяет полномочия региональных властей по отношению к вновь
созданным в результате реформы местного самоуправления муниципалитетам.
Поправка была представлена по инициативе Госсовета Татарстана.
Дело в том, что закон о МСУ предусматривает путем референдума выбрать
один из двух способов избрания глав муниципальных образований - на всенародных
выборах или представительным органом из числа депутатов (в этом случае
администрацию возглавляет нанятый законодательным органом по конкурсу
менеджер). Суть поправки, предложенной депутатами татарстанского парламента,
состоит в том, что в случае отсутствия со стороны жителей инициативы по
проведению референдума, право определять порядок избрания главы вновь
образованного муниципального образования предоставляется региональной власти.
Депутаты полагают, что организация референдумов, во-первых, требует
существенных финансовых затрат, а, во-вторых, они могут стать занятием
небезопасным - подталкивать людей к противоправным действиям, сведению
политических счетов и т.д. Впрочем, утверждают они, это ни в коем случае не
ущемление демократии, а разумное управление в интересах большинства людей.
Никто не отрицает, что МСУ - форма осуществления народом своей власти,
просто нам надо перерасти детский период народовластия и не поддаваться на
популистские лозунги демократического максимализма. Ибо они могут привести
к разочарованию и перечеркнуть все то положительное, что было сделано в России
за последние годы.
Автор: Николай Песков