- Я даже не предполагал, насколько политизирован
наш народ, - сказал Председатель Госсобрания
Республики Башкортостан Константин Толкачев на
пресс-конференции в агентстве "Башинформ", - так
была велика его активность при обсуждении проекта
закона о внесении изменений и дополнений в Основной
закон.
Отдельные граждане, общественные организации,
национально-культурные объединения, партии высказали
множество предложений, изменений, поправок.
Тот вариант обновленного Основного закона, который
принят в первом чтении 28 ноября Законодательной
Палатой Госсобрания республики, по словам спикера,
отражает компромиссную позицию законотворцев, но не
может удовлетворить чаяния всех пользователей этого
документа. И это нормально. Жизнь не стоит на месте, и
эти изменения жизненных реалий отражаются
в
Конституции. И чем конкретнее прописан ее текст, тем
чаще ее приходится менять. Есть другой прецедент в
мировой истории - это Конституция США, которая
содержит всего семь статей весьма абстрактного
характера.
Таким образом, наша Конституция впитала лучшее,
что было в законотворческом процессе, она не настолько
конкретна, чтоб появилась необходимость
через
год-другой менять, но и не настолько абстрактна, чтобы
быть очень общей. Но все же конкретики в последнем
варианте стало меньше. Например, за пределы текста
вынесен текст Договора о разграничении предметов
ведения.
Вместе с тем председатель Госсобрания подчеркнул,
что наша республика от договорных прав и обязанностей
не отказывается, договор будет продолжать действовать
в той части, которая не противоречит федеральному
законодательству. Кстати, те
части,
которые
противоречат, стали таковыми в результате принятия
федеральных законов после заключения этого договора.
Как сказал Константин Толкачев, он не считает верной
практику рассмотрения судьбы Конституции
в судах общей юрисдикции. Судья, какой бы высокой
квалификацией ни обладал, не может единолично решать:
это правильно, а это неправильно в Конституции. На это
существует Конституционный суд. В противном случае он
рискует остаться вообще без работы.
По поводу того, почему же все-таки у нас сохранена
президентская форма
республики,
руководитель
парламента пояснил следующее. Вообще по форме
правления различают монархию - абсолютную или
ограниченную, и республику
-
президентскую,
парламентскую и смешанную. По этой схеме у нас никогда
не было президентской республики, ведь в таком случае
не бывает Премьер-министра. У нас же Премьер-министр
есть, то есть, у нас смешанная форма. Это как во
Франции, Финляндии, других странах.
Так что по большому счету в чистом виде
парламентскую республику, когда парламент является
источником всех ветвей власти, в республике и не
надеялись построить в ближайшие годы. Конституционная
реформа тем не менее не бесполезный этап развития
нашей республики. Она необходима как путь к
парламентаризму.
- Мы не отказались от идеи парламентской формы
устройства республики, - сказал Константин Толкачев. -
Будем свои предложения по дальнейшему совершенствованию
госустройства посылать и в Думу.
Спикер коснулся вопросов, связанных с полномочиями
Президента, который будет возглавлять исполнительную
ветвь власти, функциями однопалатного парламента и его
президиума, счетно-контрольной палаты, созданием
муниципий.
Главный вывод: конституционная реформа пробудила
общественный интерес к Основному закону республики. А
это немаловажно.
Автор: Лилия Зинова