Оказываемые услуги не в сфере общественного питания и ранее не оказывались.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ваша организация при осуществлении расчетов с населением за оказываемые им услуги вправе до 1 июля 2019 года вместо применения ККТ выдавать бланки строгой отчетности "старого образца", изготовленные типографским способом или сформированные с использованием автоматизированной системы. При этом данное право не зависит от даты начала деятельности в виде оказания услуг населению.
Одновременное применение организацией зарегистрированной ККТ при осуществлении прочих расчетов не влияет на право выдавать БСО вместо кассовых чеков при оказании услуг населению.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Помимо случаев, указанных в Законе N 54-ФЗ, на основании ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) организации, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), до 1 июля 2019 года.
При этом услуги должны оказываться организацией только населению - физическим лицам (смотрите информацию ФНС России от 28.11.2017).
Напомним, что на основании п. 2 ст. 2 старой редакции Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могли осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО*(1).
Положения Закона N 54-ФЗ и Закона N 290-ФЗ не содержат запрета на применение БСО в случае, если у организации имеется в наличии зарегистрированная ККТ. Более того, Закон N 54-ФЗ связывает обязанность применения ККТ с осуществлением расчета, а не с организацией в целом. То есть организация обязана применять в установленном порядке зарегистрированную ККТ в случае, если такая обязанность установлена Законом N 54-ФЗ. При этом при осуществлении некоторых видов расчетов (например, расчетов с населением за оказываемые услуги) организация может не применять зарегистрированную ККТ, а воспользоваться правом, установленным ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ.
Отметим, что одновременное использование ККТ и БСО нормативными правовыми актами не запрещалось и ранее (смотрите Вопрос: Возможно ли использовать одновременно ККМ и бланки строгой отчетности при принятии от населения наличных денежных средств за услуги? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2012 г.)).
В положениях ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ не установлено, что данная норма распространяется только на те организации и ИП, которые оказывали услуги на момент вступления в силу Закона N 290-ФЗ, либо на тех, кто не имеет в наличии зарегистрированной ККТ*(2). Единственными условиями ее применения являются:
- оказание услуг населению (за исключением оказания услуг общественного питания с помощью работников);
- выдача БСО в установленном порядке.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
Многоканальный телефон: (347) 292-44-44
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) В отношении возможности применения конкретного БСО отметим, что при применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), необходимо руководствоваться Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (письмо Минфина России от 27.12.2016 N 03-01-15/78348).
Бланк строгой отчетности должен содержать реквизиты, предусмотренные п. 3 названного Положения. В соответствии с п. 4 Положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
Если используемый организацией бланк отвечает указанным требованиям, он может использоваться до 1 июля 2019 г.
*(2) В отличие, например, от положений ч. 3 ст. 7 Закона N 290-ФЗ и ч.ч. 9, 11 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, в которых содержатся условия, связанные с деятельностью организации или ИП на определенную дату.