По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По общему правилу закупка должна осуществляться в указанные в плане закупок сроки. В случае переноса сроков проведения закупки в план закупок должны вноситься соответствующие изменения. Срок корректировки плана закупок определяется положением о закупке заказчика.
Одним из основополагающих принципов, которому должны следовать заказчики, руководствующиеся Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), является информационная открытость закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 этого Закона).
В частности, в силу ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки), размещенным в единой информационной системе (далее - ЕИС), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций. Данную норму саму по себе можно понимать как указание на необходимость соблюдения при осуществлении закупок, за исключением перечисленных в ней "чрезвычайных" в сроки, установленные планом закупок.
На основании ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 утверждены правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) (далее - Правила).
Как буквально указывает п. 8 Правил корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае:
а) изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
б) изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;
в) в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика".
Оборот "корректировка может осуществляться" может толковаться так, что корректировка, то есть внесение изменений в план закупок, в принципе необязательна, а только возможна. Однако, на наш взгляд, по общему контексту норм, прежде всего учитывая сочетание указанной формулировки с приведенным в пп. "в" п. 8 Правил, напротив, в данной норме имеется в виду, что корректировка плана закупок в иных, не указанных в ней случаях невозможна.
Иными словами, из п. 8 Правил буквально следует, что:
- во-первых, план закупок должен корректироваться в случаях, указанных в пп.пп. "а" и "б" этого пункта, независимо от того, предусмотрено это положением о закупке или нет;
- во-вторых, план закупок корректируется в иных, то есть не предусмотренных вышеуказанными подпунктами, случаях, предусмотренных положением о закупке и другими, связанными с порядком проведения закупок документами заказчика;
- в-третьих, в иных, не поименованных в пп.пп. "а", "б" и "в" п. 8 Правил случаях план закупок корректироваться не может.
Аналогичное по сути толкование указаний законодательства по данному вопросу дано в письмах Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-1001, от 26.04.2016 N Д28и-1049, от 26.04.2016 N Д28и-1068, от 17.05.2016 N Д28и-1364, от 16.06.2016 N Д28и-1628, от 16.03.2017 N Д28и-1362.
Таким образом, заказчик должен осуществлять закупки в соответствии с планом закупок - в сроки, предусмотренные планом закупок, указанными в плане закупок способами, по начальной (максимальной) цене, зафиксированной в нем или отличающейся не более чем на 10%. В случае изменения параметров закупки, зафиксированных в плане закупки, возникновения потребности в новой закупке или, напротив, отпадения потребности в одной из предусмотренных планом закупки, заказчик должен внести соответствующие изменения в план закупок.
Заметим, что формой плана закупок указание срока проведения закупки определено как "планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц)" (пп. 9 п. 1 Требований к форме, столбец 12 образца формы). Соответственно, если срок начала закупки определен в плане закупки определенным месяцем и дата переносится внутри этого месяца, вносить изменения в план закупки не требуется. Внести изменения в план закупки необходимо в том случае, если срок закупки определен конкретной датой или начало закупки - размещение извещения о ней - переносится на другой месяц.
Конкретной ответственности за невнесение или несвоевременное внесение изменений в план закупок в случае, когда оно было необходимо в соответствии с законодательством или положением о закупке, не установлено. В зависимости от ситуации полагаем, такое бездействие может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 или ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Кроме того, ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрено право обжалования в судебном порядке действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 03.06.2015 N Д28и-1422).
Вместе с тем ни Закон N 223-ФЗ, ни Правила не устанавливают сроков, в течение которых должны быть внесены соответствующие изменения в план закупок, в том числе в связи с необходимостью корректировки сроков той или иной закупки. Единственным исключением является закупка путем проведения конкурса или аукциона: в отношении такой закупки внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений (п. 9 Правил). В иных случаях сроки внесения изменений в план закупки должны определяться заказчиком самостоятельно (пп. 7, 10 Правил).
В связи с этим заметим, что в разработанном ФАС России Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц рекомендовано с целью своевременного ознакомления заинтересованных лиц с условиями проведения закупки и установления реальных сроков для подготовки качественной заявки, предложения на участие в закупке заказчикам в положении о закупке установить единые сроки и порядок формирования, корректировки плана закупки, а также обязанность внесения изменений в план закупки до размещения извещения о проведении закупки в ЕИС (смотрите п. 1 раздела II указанного документа). При этом отмечается, что своевременное формирование и корректировка плана закупки товаров, работ, услуг являются механизмами, способствующими достижению указанных целей Закона N 223-ФЗ, на стадии планирования закупочной деятельности.
Следует учитывать, что информация о внесении изменений в план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение 10 календарных дней с даты внесения в него изменений (смотрите в связи с этим п.п. 14-19 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908). Отметим также, что законодательство предусматривает сроки размещения информации о закупке, в том числе извещения о закупке и проекта договора, только для закупок, осуществляемых путем проведения конкурса или аукциона: такой срок не должен быть менее 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
Многоканальный телефон: (347) 292-44-44