Заключен контракт на капитальный ремонт актового зала с приложением локально-сметного расчета в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, срок исполнения - 4 месяца. В контракте предусмотрено:
"Изменение существенных условий договора допускается:
- в случае снижения цены договора без изменения предусмотренных договором объема работы, качества выполняемой работы и иных условий договора;
- если по предложению заказчика увеличивается предусмотренный настоящим договором объем работы не более чем на 10% или уменьшается предусмотренный договором объем выполняемой работы не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены договора пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в договоре цены единицы работы, но не более чем на 10% цены договора. При уменьшении предусмотренного договором объема работы стороны договора обязаны уменьшить цену договора исходя из цены единицы работы".
Подрядчик, ссылаясь на ст. 709 ГК РФ и данный пункт контракта, обратился с требованием об увеличении стоимости работ ввиду увеличения стоимости материалов. Увеличение объема работ по договору не предполагается.
Возможно ли удовлетворение его требования в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены договора.
Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 данного Закона), а заключаемые в соответствии с этим законом контракты являются гражданско-правовыми договорами (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Иными словами, к отношениям, связанным с исполнением контрактов, заключенных в рамках Закона N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрено иное.
Отношения по контракту на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд регулируются положениями параграфа 5 главы 37 ГК РФ; в части, не противоречащей правилам указанного параграфа, к ним применяются общие положения о подряде (п. 2 ст. 702 ГК РФ). Кроме того, поскольку в рассматриваемой ситуации предметом договора являются подрядные строительные работы, к этим отношениям применяются также нормы ГК РФ о строительном подряде (параграф 3 главы 37 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. В силу положений п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. А по договору строительного подряда, на основании которого выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы (п. 2 ст. 740 ГК РФ), подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ).
Из ч. 1 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ следует, что в контракте указывается общая цена за весь объем работ, за исключением случаев, прямо названных в Законе N 44-ФЗ, когда цена может определяться за единицу работы. При этом смета, составленная по итогам конкурентной процедуры, не может устанавливать цену, отличающуюся от цены, определенной по итогам такой процедуры. Что касается сметы, прилагаемой к контракту, заключаемому с единственным подрядчиком, то такая смета, независимо от того, какая из сторон ее составила, может иметь силу только при достижении согласия на это обеих сторон, что вытекает из положений п. 3 ст. 709 ГК РФ.
Таким образом, составление сметы является только способом определения цены, иного значения она в соответствии с законом не имеет. Работы же по договору подлежат оплате по цене, указанной в договоре.
Как установлено в п. 6 ст. 709 ГК РФ, при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ. Однако в силу ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по общему правилу цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения договора; изменение цены в случаях, прямо не указанных в Законе N 44-ФЗ, не допускается. Соответственно, в приведенной ситуации стороны вправе изменить цену контракта только по основаниям, предусмотренным ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В свою очередь, в ст. 95 Закона N 44-ФЗ лишь одно из перечисленных оснований связано с изменением цен на работы. А именно согласно п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет место изменение регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, то по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении. Рассматриваемый случай к данному исключению не относится. Соответственно, подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены договора в связи с тем, что цены на используемые в работе материалы возросли.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ