Локальным нормативным актом бюджетного учреждения (положением о командировках) предусмотрено оформление командировочных удостоверений и служебных заданий, в том числе и в 2015 году. Исходя из специфики учреждения не всегда возможно подтверждение командировки, например, документами по проезду.
Может ли бюджетное учреждение в 2015 году продолжать оформлять командировочные удостоверения и служебные задания, несмотря на изменения, внесенные в положение "Об особенностях направления работников в служебные командировки", не будет ли это считаться нарушением?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оформление командировочных удостоверений и служебных заданий, предусмотренных локальным нормативным актом учреждения (положением о командировках), не будет являться нарушением действующего законодательства.
Согласно части первой ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Особенности направления работников в командировки установлены положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение о командировках).
Положение предусматривало необходимость оформления таких документов, как командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о выполненной работе в командировке.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1595 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1595) в Положение о командировках внесены изменения: п.п. 3, 7, 19, 26 Положения о командировках изложены в новой редакции. В результате внесенных изменений из Положения о командировках исключены все упоминания о командировочном удостоверении, служебном задании и отчете о выполненной работе в командировке.
Постановление N 1595 опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31.12.2014 (первое официальное опубликование) и согласно п. 2 и п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 вступило в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня первого официального опубликования, то есть 08.01.2015. Следовательно, с указанной даты оформлять указанные документы, в том числе и командировочное удостоверение, при направлении работника в командировку не требуется, их отсутствие теперь не является нарушением порядка оформления служебной командировки. Однако и запрета на их составление не установлено. Какие именно дополнительные документы и по каким формам они должны составляться при командировках - каждый работодатель вправе решить для себя самостоятельно.
Так, ст. 8 ТК РФ позволяет работодателю принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах его компетенции, в том числе конкретизирующие обязанности работника при исполнении им трудовой функции, если они не ухудшают положение работника. Полагаем, что в целях оптимизации рабочего процесса и документооборота в организации работодатель вправе установить в своем локальном нормативном акте правило, предусматривающее необходимость издания при направлении сотрудника в командировку командировочного удостоверения, а также обязанность работников отмечать эти удостоверения в месте командирования, а по
возвращении из командировки - сдавать их работодателю (учитывая, что ранее данная обязанность исполнялась сотрудниками на основании требований законодательства).
Таким образом, оформление командировочных удостоверений и служебных заданий, предусмотренных локальным нормативным актом учреждения (положением о командировках), не будет являться нарушением действующего законодательства.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ http://www.garant.ru