Работа в организации для работника является основной, в трудовую книжку работника внесена запись о приеме на работу, с работником заключен трудовой договор. Данный работник также работает по совместительству у другого работодателя. Данный работодатель настаивает, чтобы трудовая книжка хранилась у него.
Имеет ли право организация передавать трудовую книжку работника иным работодателям? Каков порядок внесения записей в трудовую книжку в данном случае?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ваша организация не вправе передавать трудовую книжку работника иным работодателям.
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (часть первая 66 ТК РФ). В соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ трудовая книжка входит в перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю.
Согласно части третьей ст. 66 ТК РФ работодатель должен вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В том случае, если гражданин, помимо работы по основному месту, работает также и по иным трудовым договорам, такая работа является совместительством (ст. 282 ТК РФ). В данном случае работа в другой организации будет являться для работника совместительством.
По смыслу ст. 66 ТК РФ, положений Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), трудовая книжка должна храниться у того работодателя, работа у которого для работника является основной.
Пунктами 40-43 Правил регламентирован порядок учета и хранения трудовых книжек у работодателя. Работодатель должен выдать трудовую книжку работнику при увольнении либо его родственникам в случае его смерти (часть четвертая ст. 84.1 ТК РФ, п. 37 Правил). Оснований для выдачи трудовой книжки другим лицам, в том числе и иным работодателям, нормы трудового законодательства не предусматривают.
Таким образом, работодатель, у которого работа для работника является основной, не вправе передавать трудовую книжку работника иному работодателю.
В соответствии с п. 45 Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством РФ.
Согласно части пятой ст. 66 ТК РФ сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по желанию работника по месту основной работы сотрудника на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ