В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество с ограниченной ответственностью должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Законодательство не запрещает включать в печать общества и иные реквизиты (например эмблемы, надписи, изображения и т.п.). Само по себе это не противоречит законодательству*(1). Однако при этом необходимо учитывать, что размещаемое на печати изображение может являться объектом интеллектуальной собственности (товарным знаком), которому предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК РФ).
Исключительное право использования товарного знака принадлежит лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю). Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (ст. 1484 ГК РФ).
Как показывает анализ судебной практики (смотрите также п. 2 ст. 1484 ГК РФ), если на печати размещен товарный знак, исключительные права на который принадлежат другому лицу, то использование такой печати без разрешения правообладателя в зависимости от обстоятельств может быть квалифицировано как незаконное использование товарного знака (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16 июля 2009 г. N Ф04-4053/2009(10189-А75-23), Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2011 г. N 13АП-1153/2011), Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2008 г. N 15АП-492/2008, ФАС Московского округа от 20 августа 2008 г. N КГ-А40/7457-08, ФАС Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А45-6990/2010, ФАС Уральского округа от 17 сентября 2009 г. N Ф09-6952/09-С6, ФАС Северо-Кавказского округа от 26 октября 2005 г. N Ф08-5168/05-2042А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 октября 2007 г. N А74-1248/2006-Ф0-7416/07-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 29 июня 2006 г. N А79-12929/2005, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 3094/09).
В этом случае правообладатель может обратиться в суд с требованиями, предусмотренными ст. 1252 ГК РФ (смотрите также ст. 1515 ГК РФ).
Вместе с тем, по нашему мнению, изображение богини правосудия Фемиды может рассматриваться как общепринятый символ. Такие символы не подлежат регистрации в качестве товарных знаков и могут быть включены в товарный знак лишь как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения (п. 1 ст. 1483 ГК РФ). Однако для того, чтобы получить точный ответ, зарегистрировано ли соответствующее изображение в качестве товарного знака (может ли оно в принципе быть зарегистрировано в качестве такового), Вы можете обратиться с запросом на проведение поиска с использованием автоматизированной системы "Товарные знаки Российской Федерации" в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент, адрес в сети Интернет: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content.ru/ru/tarif/tarif3) или к патентному поверенному (ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 316-ФЗ "О патентных поверенных").
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ