Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Детально
16 Февраля , 11:11

Руководитель транспортной полиции Уфы: «К нам идут по зову сердца, по призванию»

В преддверии 105-летнего юбилея транспортной полиции России (18 февраля).

Ксения Калинина
Фото:Ксения Калинина

В Башкирии сотрудники транспортной полиции обеспечивают безопасность на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта. О том, кто и где чаще всего совершает преступления, какие технические новинки есть на вооружении стражей порядка, что чаще всего из запрещенных предметов пытаются перевезти преступники, какие происшествия происходят на железной дороге, в беседе с журналистом информационного агентства «Башинформ» рассказал начальник Уфимского линейного управления МВД России на транспорте полковник полиции Флюр Фасыков.

– Флюр Фирдависович, как получилось, что вы пошли в правоохранители, выбрали профессию полицейского?

– Служебную деятельность я начинал в патрульно-постовой службе в Стерлитамаке. Служить в милиции, носить форму и погоны – это мечта детства, и не только у меня, но и у моих сверстников. Мы смотрели фильмы и читали книги о милиции, в чем-то хотели подражать киногероям, раньше ведь и рассказывалось о службе сотрудников МВД, если можно так выразиться, с долей романтики. И как-то меня затянуло в правоохранительные органы. За 20 лет прошел все ступени – от простого милиционера до начальника управления. Теперь могу уверенно констатировать, что служба в МВД – часть моей жизни. Считаю, что мое призвание – помогать людям. И вроде как до сих пор получается.

Если бы мне предоставили возможность вернуться в студенческие годы, пересмотреть выбор, я бы ничего не поменял. Мне нравится служба в полиции. Каждое утро с удовольствием прихожу на работу и занимаюсь любимым делом.

Служба в транспортной полиции – это для меня новое. Разница огромная. Если территориальная полиция больше работает с населением, с жителями, то полиция на транспорте – с транспортом, с его работниками, либо с теми, кто им пользуется – с пассажирами, перевозчиками. С одной стороны, обе структуры занимаются обеспечением правопорядка, только сотрудники транспортной полиции следят за безопасностью в своих трех стихиях: на земле, в воде и воздухе. С другой – здесь зона оперативной ответственности другая, она более протяжённая и сравнительно масштабнее. В зоне ответственности Уфимской транспортной полиции 26 вокзалов, 55 пассажирских станций, 136 остановочных пунктов, 300 посадочных платформ, 45 грузовых станций, а также международный аэропорт «Уфа» имени Мустая Карима, речной порт и 1414 км Куйбышевской железной дороги. Вокзалы – это места высокой концентрации большого количества людей, материальных ценностей на небольших территориях, большой пассажиропоток и наша колоссальная ответственность. Такие нам доверены стратегически важные объекты. Отмечу, что транспортная полиция всегда на виду и наши сотрудники неспроста с гордостью говорят, что именно они первыми на вокзалах, в аэропорту встречают и провожают граждан, среди которых и гости республики, и туристы, и просто пассажиры, передвигающиеся по своим делам. Именно при встрече с ними у граждан формируется общественное мнение о сотрудниках полиции всей республики.

– Поезда, самолеты, теплоходы – с одной стороны, все так романтично, связано с путешествиями, открытиями; с другой стороны – это трудовые будни, смена места жительства, вынужденное перемещение. Что это для вас?

– Действительно, раньше поезда, самолеты – это был приближающийся отдых, путешествие, психологическая разгрузка. В прошлом году, отправляясь в отпуск, решили семьей воспользоваться железнодорожным транспортом. Мне всегда было интересно, как работают в других линейных подразделениях. Сами понимаете, пока доедешь из Башкирии до Краснодарского края, увидишь много регионов. И на этот раз я больше не ехал-отдыхал, а инспектировал, наблюдал за сотрудниками, которые встречали нас на станциях, проводили обходы. Ничего плохого не заметил. То есть теперь даже и на отдыхе транспорт – это для меня работа. Также и в самолетах – здесь, правда, больше стараюсь помочь, например, стюардессам с сумками на борту.

Ксения Калинина
Фото:Ксения Калинина

– На каком виде транспорта в Башкирии больше всего совершается преступлений, на каком меньше?

– Меньше всего – на воде (31 происшествие за прошлый год). Но если сравнивать с годами ранее, сейчас и водных мероприятий стало больше, и туризм развивается, и пароходство. Как следствие, увеличился пассажиропоток, и увеличилось в два раза число происшествий, связанных с водным транспортом. К сожалению, были и несчастные случаи, например, в Уфе женщина погибла по своей же неосторожности между паромом и причалом, спрыгнув с не пришвартовавшегося к пристани парома раньше времени.

На втором месте – самолеты – порядка 17% или 82 происшествия. В последние годы, в связи с уравниванием стоимости билетов, на авиатранспорте стало больше правонарушений дисциплинарного характера. Это и нетрезвый вид, мелкое хулиганство, нецензурная брань, непристойное поведение граждан, которых принято называть авиадебоширами. Некоторые пассажиры берут с собой запрещенные средства, чтобы скоротать время в пути, но курить и пить на борту самолета и в поезде категорически запрещено.

На первом месте – поезда – 77% или 380 инцидентов. Самые распространенные – это кражи в поездах дальнего следования. Но их процент снижается благодаря профилактической работе с пассажирами. Поезда перевозят грузы, тут преступления больше связаны не столько с человеком, сколько с имуществом. Бывает, как в кино: зимой, когда состав идет медленно, его могут догнать на снегоходе и похитить имущество. Либо преступники подсаживаются на станции, когда состав пропускает другой поезд: залезают, прячутся, потом совершают противоправные деяния. В основном борьба идет с хищением металлолома.

Сколько преступлений удалось раскрыть в прошлом году?

В 2023 году раскрываемость составила 67%. Всего зарегистрировано 493 преступления по нашей зоне обслуживания. Если раньше чаще всего совершались кражи, то сейчас, по данным статистики, больше всего выявляется преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (31%). «Закладки» прячут вдоль железнодорожных путей, находим «запрещенку» в сумках пассажиров, между вещами. Например, житель республики, задержанный нашими сотрудниками патрульно-постовой службы, получив задание от незнакомого лица через одну из соцсетей, организовывал «закладки» в полосе отвода железной дороги. При досмотре у него нашли и изъяли 40 фольгированных свертков, а в тайниках – еще 20 свертков с запрещенным веществом. Следующими по количеству идут кражи (28%) – не так лежит, не там положил. Мы советуем гражданам не оставлять ценные вещи без присмотра, не сообщать попутчикам персональные данные, а также разъясняем ответственность за такие преступления. Далее сфера экономики (24%) – мошенничество. Что касается преступлений против личности, то таких в прошлом году зафиксировано не было.

Достаточно много на учете «207-х» – это заведомо ложные сообщения об акте терроризма, о якобы заложенных взрывных устройствах в аэропорту, на железнодорожном вокзале. Мы на все эти сообщения реагируем, принимаем все меры. Несмотря на их «ложность», практически во всех случаях возбуждаются уголовные дела.

– Какие города и районы Башкирии можно назвать антилидерами по количеству совершенных преступлений?

– Тут есть своя специфика. Начало преступления может быть в одном городе, например, в Уфе, а конец – в Давлеканово. И мы не можем сказать, что около Уфы совершается больше преступлений, так как тут и населения больше. Все в динамике. Пассажирские поезда мы стараемся брать под сопровождение, смотрим по их криминогенности. Если в поездах часто совершаются преступления, особенно которые прибывают с севера, летом – с юга, мы их берем на контроль.

– В республике действует система «Безопасный город». Помогает ли она в работе транспортной полиции? Все ли поезда и самолеты, вокзалы и аэропорты оснащены системами видеонаблюдения?

– Эта система идет в помощь всей полиции. Она себя зарекомендовала, ее нужно развивать, наращивать количество камер по всей территории республики. Думаю, все в этом заинтересованы.

Аэропорт «Уфа» полностью под видеонаблюдением. Поэтому здесь процент раскрываемости преступлений гораздо больше. В том году с помощью камер вычислили похитителя сувенирной продукции – злоумышленник украл из бутика башкирскую шапку. По камерам системы «Безопасный город» установили его личность, нашли и задержали. Он признался в содеянном, дело ушло в суд.

В железнодорожном транспорте сейчас повсеместно внедряется видеонаблюдение. Так, мужчина ехал покупать машину в Самаре, с собой вез крупную сумму денег, порядка 1,5 млн рублей. Сосед по купе его отвлек и смог похитить средства. По камерам подозреваемый был установлен, его задержали, деньги вернули, дело передали в суд. Еще был случай – мужчина украл два телефона у спящих пассажиров поезда, сошел на станции Уфа, сел в такси и уехал. По камерам мы отследили его путь, номер такси – так и вышли на вора.

Повторюсь, мы являемся «воротами» республики – всех встречаем, и гостей, и отдыхающих. И также провожаем. Кто едет к нам законно, с миром – добро пожаловать. Нарушители же без внимания не останутся.

телеграм-канал Главы РБ Радия Хабирова
Фото:телеграм-канал Главы РБ Радия Хабирова

– Какие технические новинки внедряются в работу транспортных полицейских?

– Для поиска запрещенных веществ полицейские используют такие приборы, как «Кербер» и «Пион». Но наши собаки из кинологической службы лучше любых технических средств. Среди них овчарки, русский охотничий спаниель и бигль, специализирующиеся на поиске запрещенных и взрывчатых веществ, оружия. У транспортных полицейских есть все необходимые спецсредства для задержания преступника.

На данный момент мы плотно работаем с представителями транспортных предприятий по внедрению автоматической системы распознавания лиц, которая отслеживает нарушителей и оперативно передает информацию полиции. Эта система уже действует в режиме диагностики на одном из объектов транспортной инфраструктуры. Это обеспечит безопасность самого объекта и поможет с розыском опасных преступников.

– Как в Башкирии обстоят дела с зацеперами? Изменилась ли ситуация за последние годы?

– В 2023 году таких фактов не зарегистрировано. Но при мониторинге интернета выявляются факты видеофиксации подобных нарушений. Тогда мы проводим все мероприятия, чтобы данный сайт заблокировать, а «героев» роликов найти. В основном это молодежь до 18 лет. Проводим большую и кропотливую профилактическую работу, чтобы не было нехороших историй травмирования. Всего за преступления на транспортных объектах к административной ответственности привлекли 227 подростков и 131 законного представителя несовершеннолетних.

– Почему происходят несчастные случаи на железной дороге? Как можно не заметить, не услышать приближающийся поезд?

– В прошлом году произошло 35 случаев травмирования, из них погиб 31 человек. Если сравнить с прошлым годом, это на два человека больше. В основном это люди, которые переходят железнодорожные пути в неположенном месте, либо находятся в нетрезвом состоянии. Идут вдоль путей, думают, что пронесет. Но надо понимать, что на скорости едет тепловоз, за ним 25 вагонов, и если даже идешь рядом с железнодорожными путями, то «волной» может затянуть. Серьезная проблема и причина травмирований – прогулки в наушниках, в капюшонах. Люди идут и не слышат шума приближающегося поезда. Ну и, конечно, мода на селфи, которой подвержены как взрослые, так и дети. Например, был случай, когда 40-летняя женщина делала селфи на пути пригородного поезда Улу-Теляк – Уфа. Несмотря на то, что машинист, увидев ее, экстренно начал тормозить, избежать трагедии не удалось.

Профилактическая работа с населением, рейды, разъяснительные беседы проводятся постоянно, особое внимание уделяется молодежи, школьникам. Но, к сожалению, в прошлом году не удалось избежать случаев смертельного травмирования несовершеннолетних. Каждый инцидент проходит через наши души. Мы проводим разборы, почему это произошло, делаем все возможное, чтобы таких происшествий было меньше. Например, требуем, чтобы работники железной дороги ставили ограждения, проводим беседы в организациях, профилактическую работу в школах.

– Авиадебоширы. Кто они, почему так себя ведут в самолетах?

В прошлом году зарегистрировано 53 административных правонарушения. Авиадебоширы отделались штрафом. Был один случай, который дошел до уголовного дела, возбужденного по статье «умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью». В августе в самолете Анталья – Уфа подрались двое нетрезвых пассажиров. Одного из них госпитализировали с переломом челюсти. В основном дебоширят отдыхающие. Они в расслабленном состоянии либо раньше времени начинают, либо после отпуска продолжают отдыхать. Слово за слово, и доходит до потасовок.

И авиакомпании, и мы стараемся предотвращать инциденты в самолетах. Если видим, что пассажир нетрезвый, его на борт не пускают, чтобы далее не произошло более тяжких преступлений.

Ксения Калинина
Фото:Ксения Калинина

– Вспомните самое необычное происшествие. Чем оно вам запомнилось?

– Нигде на транспорте такого преступления еще не совершалось. Гражданин, находясь на танкере, двигался по судовому ходу около села Миништы Дюртюлинского района. Увидев переплывающего реку Белую лося, он из оружия незаконно отстрелил животное, при этом разрешения на отстрел у него не было. Мы узнали о совершенном преступлении благодаря неравнодушным жителям нашей республики, которые сняли его на видео и обнародовали в соцсетях. В течение нескольких часов злоумышленник был задержан, наши дознаватели возбудили и расследовали уголовное дело по статье «незаконная охота, совершенная с причинением крупного ущерба». Этот случай вызвал большой отклик и резонанс у населения.

– Есть ли проблема нехватки сотрудников?

– Мы обеспечиваем правопорядок в Башкирии. Плюс захватываем небольшую часть Татарстана, Челябинской и Оренбургской области. Проблема некомплекта есть, как и текучесть кадров, когда уходят на заслуженный отдых, а новые ребята, проработав небольшой период времени, понимают, что это не их направление. Кто-то, может, и мечтал носить форму, а тут ее выдали, начал разбираться, но стал понимать, что служба тяжелая.

Идут к нам по зову сердца, по призванию. Например, есть случаи, которые мы особо не афишируем, считая, что так и должно быть. Это оказание помощи попавшим в беду людям. Часто пожилые граждане забывают, как оказались в вагоне или на железнодорожных путях. Помогаем найти родственников. Обучаем оказывать доврачебную медпомощь. Бывает, что пассажиры в панике прибегают к нашим сотрудникам с криками, что их поезд ушел. Полицейские разбираются, объясняют, что поезд на перроне, что все в порядке. Граждане со слезами на глазах обнимают стражей порядка, благодарят. Упустить свой рейс – одна из фобий людей, с которой помогают справляться именно наши полицейские, выступая порой в качестве психологов. Помогаем найти багаж, вернуть вещи пассажирам, для которых это немалый стресс. А также приходится помогать находить самих пассажиров, которые по каким-либо причинам не выходят своевременно на связь с родными. Сейчас время мобильной связи, и люди постоянно звонят в транспортную полицию, просят выяснить, все ли в порядке у их близких, не случилось ли с ними беды, если не могут до них дозвониться. Причем такие случаи происходят практически ежедневно. И сотрудники полиции начинают искать этих пассажиров, чтобы помочь и успокоить людей. Так что приходится искать все: и потерявшихся пассажиров, и потерянные вещи.

Как обстоят дела с противодействием коррупции?

– Преступления коррупционной направленности носят скрытый характер, поэтому для борьбы с ними, в первую очередь, необходима помощь общественности и сознательность граждан. Чем чаще люди будут сообщать в органы внутренних дел о фактах вымогательства взяток и вознаграждений, тем больше шансов привлечь правонарушителей к ответственности. Один из примеров: в прошлом году много внимания было уделено противодействию взяточничеству в вузах. Весной в ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции линейного управления выявили факт получения незаконного денежного вознаграждения заместителем руководителя транспортного университета. Мужчина брал взятки от студентов за изготовление выпускных квалификационных работ, положительные рецензии, а также дальнейшее способствование получению положительной оценки на государственной итоговой аттестации при защите дипломного проекта. Общая сумма взяток составила 160 тысяч рублей: возбуждено несколько уголовных дел. Работа была продолжена, в результате уже в этом году в отношении другого преподавателя транспортного университета следственные органы возбудили еще 8 уголовных дел по фактам получения взяток на общую сумму более 250 тысяч рублей. События происходили в 2020 году. Возможно, если бы раньше поступила информация, например, от студентов, то совершение последующих преступлений было бы предотвращено.

Есть у нас специфическое подразделение транспортной полиции – отдел по борьбе с преступными посягательствами на грузы, специализирующееся на грузоперевозках. Сотрудники отдела раскрыли факт хищения дизельного топлива объемом около 10 тонн должностным лицом транспортной организации. Подозреваемый, будучи капитаном теплохода, использовал служебное положение и пытался совершить хищение дизельного топлива, которое вверялось ему как материально ответственному лицу. По данному факту в декабре возбуждено уголовное дело по статье «присвоение или растрата».

– Что делать сотруднику полиции, чтобы не выгореть на работе?

– Уметь чередовать работу и семейные дела, соблюдать баланс. Со своей стороны, я стремлюсь, чтобы личный состав своевременно уходил в отпуск, чтобы не откладывал отдых. Считаю, что это один из плюсов, чтобы сотрудники не выгорали. Если работник не отдыхает, значит, не будет сил на дальнейшую службу.

В случае болезни сотрудника, моя позиция, пусть лучше он дома неделю побудет, пойдет на поправку и потом выйдет с новыми силами, чем придет в коллектив, всех перезаражает. Кому от этого будет хорошо?

– Удается ли дома абстрагироваться от рабочих будней?

– Раз мне доверили данное управление, я полностью в работе. Но когда есть время – в выходные, в отпуске – читаю исторические книги, изучаю историю страны. Занимаюсь плаванием, если удается выделить время. А вот зарядка каждое утро – обязательно. Конечно, считаю, что нужно бы больше и чаще общаться со своими детьми. Пока тоже не очень получается. Вижу, что сын уже склоняется пойти по моим стопам. Где-то это меня радует, где-то хочется, чтобы он себя попробовал в другой стихии. Но я считаю, что родители не должны вмешиваться – что выберет, так и будет. 14-летняя дочка тоже читает книги правоохранительной направленности. Возможно, в нашей семье с меня начнется династия полицейских.

– Что обычно желают транспортные полицейские друг другу в свой профессиональный праздник?

– Благополучия, здоровья. Больше сил. Пользуясь случаем, поздравляю ветеранов и действующих сотрудников со 105-летием транспортной полиции.

Ксения Калинина
Фото:Ксения Калинина
Автор:Ксения Калинина
Читайте нас: