Новости Башкортостана и Уфы
92.13
-0.37
98.71
-0.2
89.32
+0.21
17+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
2 Ноября 2021, 16:29

Экс-зампрокурора Башкирии о службе: «Ни о какой карьерной лестнице не думала – просто работала»

В преддверии празднования 300-летия российской прокуратуры, которое будет отмечаться 12 января 2022 года, агентство «Башинформ» подготовило большое интервью с заместителем прокурора Башкортостана в отставке, ныне действующим депутатом Госсобрания Гульнарой Бикбулатовой.

предоставлены Гульнарой Бикбулатовой
Фото:предоставлены Гульнарой Бикбулатовой

Гульнара Фаритовна отдала надзорному ведомству республики более 20 лет жизни. Она одна из немногих женщин, кто достиг высокого назначения в прокуратуре РБ.

ВЫБОР

- Гульнара Фаритовна, расскажите о себе, своем профессиональном становлении. Вы сами выбрали такую профессию, или она Вас выбрала?

- Я из творческой семьи, мой папа Фарит Бикбулатов – народный артист РБ, мама работала в школе учителем русского языка и литературы, потом в издательстве «Башкортостан». Папа мечтал, чтобы я пошла по его пути, окунулась в творчество. Какое-то время я даже училась в музыкальной школе, но не окончила её, потому что когда из-под палки, бывает, что возникает чувство сопротивления.

Выросла я на фильме «Следствие ведут знатоки». Следователь, прокурорский работник и эксперт – они все расследовали преступления. К старшим классам у меня возникло желание пойти по пути героев киноленты. Поступила на юридический факультет БашГУ. Предпочтения во время учебы менялись, кем мне быть дальше, но профессия прокурора нигде не мелькала, впрочем, и адвокатом мне стать не мечталось. Я была в раздумьях, кем быть после окончания вуза.

Какое-то время преподавала на юридическом факультете. Потом поняла, что теория теорией, но нужна и практика. Поработала юристом, но мне это было не совсем интересно, это узкая направленность. И так получилось, что моя жизнь связалась с прокуратурой, пришла туда в 33 года с определенным багажом за плечами, что мне, возможно, и помогло. Счастливое стечение обстоятельств – я по-другому это никак не назову. Устроилась прокурором отдела. Моя основная функция была в предъявлении исковых заявлений в суд в интересах государства от имени прокуратуры, поддержание исковых требований в арбитражном суде. Мне это понравилось. Ни о какой карьерной лестнице не думала – просто работала.

Однажды по поручению прокурора республики Александра Коновалова участвовала в сложном арбитражном процессе, когда Минземимущество оспаривало сделки по передаче акций «Башнефти». Это был длительный процесс, каждую свою позицию, естественно, я согласовывала с руководителем прокуратуры. Через какое-то время Александр Коновалов предложил перейти на должность начальника отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства. Отказываться я не стала. Это была новая деятельность, новые горизонты.

Впоследствии, когда прокурором республики у нас был Сергей Хуртин, он предложил мне должность заместителя прокурора. У меня сразу возникли мысли: «Заместителем прокурора какого района? В какой город меня хотят направить?». Сергей Анатольевич продолжил, что речь идет о заместителе прокурора Башкортостана, у нас как раз были вакансии. Для меня это было шоком, стрессом, если хотите. Женщин в заместителях прокурора республики в мою бытность и ранее не было. Были женщины – прокуроры города, района, но чтобы на таком уровне! Я была в трансе. Но мне стало интересно. Раз оказывают такое доверие, почему бы и не попробовать. Назначили меня заместителем прокурора республики приказом Генерального прокурора Российской Федерации в октябре 2007 года.

Это другая должность, другие полномочия, другая ответственность. Мне поручили курировать вопросы надзора за исполнением закона в исправительных учреждениях. Я посетила практически все исправительные колонии. Было тяжело в том плане, что не было понимания между руководителем УФСИН по РБ и прокурором республики. Руководство УФСИН неоднозначно воспринимало  представления об устранении нарушения закона, которые мы вносили по результатам наших проверок. Были и моменты противодействия, вопросы: «Зачем эта женщина ездит по колониям? Что-то там выявляет?». Меня это все подхлестывало, появился интерес, удастся ли эту ситуацию переломить. Удалось. Удалось направить работу с Управлением ФСИН в нужное русло, достигнуть понимания, в первую очередь, благодаря прокурору республики. Полтора года я курировала вопросы по УФСИН, потом дали мне другой фронт работы, более для меня близкий – надзор за исполнением федерального законодательства. Мы проводили проверки в министерствах,  ведомствах, на предприятиях, кто как исполняет законы, выявляли нарушения, вносили акты прокурорского реагирования, контролировали их исполнение. Это объять необъятное: ведомств много, законов много - но было интересно.

СТАТУС

- О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто решил стать прокурором?

- Те, кто желает пойти в органы прокуратуры, должны знать, что это работа сложная по своим психофизическим нагрузкам. Нужно понимать, что основная функция прокуратуры – это укрепление законности, защита и восстановление нарушенных прав граждан, общества и государства. Байство, кумовство – не проходят. Должность прокурора это не повод, чтобы чувствовать себя барином, «пупом Земли», делать все, что захочешь. Так не пойдет. Тут нужно работать, и работать ответственно, зачастую не считаясь с личным временем.

- Какие, с Вашей точки зрения, есть в данной профессии плюсы и минусы?

- Один, самый большой плюс, в том, что это действительно хорошая школа. Профессиональные навыки, полученные в прокуратуре, неоценимы. Компетенции прокурорского работника достаточно широки. Минус же, если можно его назвать минусом, в том, что не у всех, кто работает в органах прокуратуры, получается устроить свою личную жизнь. Уходишь на службу рано, приходишь поздно. Никуда особо не ходишь, весь в работе. Если семья есть, бывали, к сожалению, и разводы.

- Назовите основные качества характера, которыми должен обладать прокурор.

- Порядочность, честность. Может, это прозвучит высокопарно, но желание беззаветно служить тому делу, которое тебе поручено. Ответственность и дисциплинированность. Исполнительность. Умение построить взаимоотношения в коллективе таким образом, чтобы не доводить до конфликтов.

- Что именно для Вас означало быть прокурором?

- Работы было столько, что когда я в нее погружалась с головой, для меня вопрос не возникал, что значит быть прокурором. Я старалась соответствовать этой должности, работать и жить так, чтобы не ударить в грязь лицом. В первую очередь, старалась не подвести руководство и коллег.

- У прокуроров чаще какое «лицо» - мужское или женское?

- 50 на 50. Но если брать руководящие должности, то тут перевес у мужчин.

- Был ли в Вашей трудовой практике случай, после которого Вам захотелось уйти из профессии? У Ваших коллег? Какие люди уходят из Вашей профессии и почему?

- Были моменты, когда хотелось все с себя скинуть, потому что накапливается определенная усталость. Если что-то не получалось, то это прямо до слез. К критике я отношусь нормально, но если вышестоящее руководство делало замечание, со временем, я стала воспринимать это болезненно. В моем компьютере много было рапортов, то есть я напишу рапорт об увольнении, потом думаю: «Нет, утро вечера мудренее». В итоге, я себя переломила и сказала: «Твое место здесь».

Коллеги уходили: кто-то на заслуженный отдых, кто-то по собственному желанию, решив, например, стать судьей. Но уходили и те, кто неправильно понимал свои задачи, не добросовестно относился к своей работе, в моральном плане не соответствовал,  был нечист на руку.

- Кто был с Вами в команде? Была ли в рядах коллег конкуренция? Завидовали ли Вам, Вашему взлету по карьерной лестнице?

- Мы работали в тандеме, не было такого, что кто-то ослушался, не исполнил поручение. Был сформирован работающий опытный коллектив. Каждому доверяла, но проверяла. И не было такого: «Я – начальник, ты – дурак». Мы каждый вопрос, особенно сложный, решали, советуясь, горячку не пороли, хотя времени на раздумья особо не было. Кто-то шел на повышение, приходила достаточно обучаемая молодежь. Они сейчас уже на высоких должностях, за них душа радуется.

Я не сторонник жестких методов, потому что это не всегда приводит к желаемым результатам. Мой стиль – демократично-властный. Если что-то не нравилось, голос поднять могла, но до конфликтов не доходило, по столу руками не стучала.

Что касается зависти, я тут больше друзей потеряла, чем коллег. Причем друзей, с которыми общалась с молодости – здесь зависть себя показала во всей красе. Зато появились те, о ком я уже и забыла, с какими-то своими просьбами. Но общение с такими я сразу отсекала, как говорится, «на корню». Коллеги восприняли повышение нормально, искренне порадовались.

- Расскажите об атрибутике прокурора, есть ли отличительные знаки в зависимости от стажа работы?

- Форма у нас традиционная – синяя, с погонами. На уровне Генеральной прокуратуры есть медали «За безупречную службу», «За верность Закону» трех степеней, звания «Почетный работник прокуратуры России», «Заслуженный работник прокуратуры России», «Ветеран прокуратуры». В своё время я была удостоена некоторых из этих высоких наград. И на пенсию ушла с правом ношения формы.

Нас не обязывали, как сотрудников таможни или полиции, постоянно ходить в форме. Но на любое судебное заседание, тем более в качестве гособвинителя, надо было быть в форме. Совещания, коллегии, проверки, торжественные мероприятия – тоже в форме.

СЛУЖБА

— Согласно законодательству, прокурорский работник должен быть беспристрастным и следовать букве Закона. Но нельзя списывать со счетов и тот факт, что все мы люди. Была ли такая категория дел, которая больше всего затрагивала Вас, как человека, как женщину?

— Ежедневный конвейер, конечно, «замыливает» память. Сегодня одному помогаешь, завтра — другому. Например, если после прокурорского вмешательства выплачиваются большие долги по зарплате, или если обеспечиваются жильем инвалиды, или восстанавливаются права наиболее незащищенных слоёв населения, это да, запоминалось.

— На всю страну прогремело дело о прокурорах Башкирии. Ваше мнение: подорвало ли это, хоть и на время, авторитет остальных сотрудников ведомства?

— Всех фигурантов уголовного дела я знаю, работала с ними. В 2018 году я уже была в Госсобрании. Узнала о случившемся из интернета, который будто взорвался этими новостями. Для меня это был шок. Даже представить такого не могла, что вот так можно уронить авторитет органов прокуратуры. По-иному я это не восприняла. Прогремели на всю страну, как дело «золотых прокуроров».

Все коллеги в Госсобрании стали спрашивать, как такое могло произойти. Я отвечала: «Ребят, я сама ничего не знала, узнала из интернета». Ничего не спрашивала, так как тайна следствия. Но мне стало очень обидно за нашу систему, за прокуратуру  Башкирии. Авторитет упал ниже плинтуса. Столько комментариев, столько статей, столько всего.

— Ведется ли в ведомстве профилактика, либо борьба с коррупцией?

— В прокуратуре есть служба собственной безопасности, много жалоб туда поступало, в частотности, на сотрудников. Какие-то жалобы по результатам проверок находили своё подтверждение, какие-то нет. Кого-то наказывали в дисциплинарном порядке. А от особо провинившихся и освобождались. Профилактика проводится, когда людей принимают на работу в прокуратуру, говорят об этом. Ограничений очень много, только нужно их соблюдать.

ЛИЧНОЕ

— Сложно ли дома забывать о том, что вы при погонах, абстрагироваться от работы? Удавалось отдыхать?

— Когда я работала в прокуратуре, времени не было вообще: приходила на работу к восьми часам утра, уходила, зачастую в полночь. Дома было ни до книг, телевизора. Крестиком я не вышиваю. Было одно желание — лечь, уснуть, чтобы утром снова спешить на службу. Зачастую и заснуть сразу не удавалось — «работа не отпускала». В голове выстраивала план действий на «завтра», что надо сделать в первую очередь, какие результаты проверки докладывать руководству прокуратуры, как подготовиться к докладу и т. д. и т. п.

Отпуска были. С трудом отпускали, так как отсутствие сказывалось на работе. Когда была в отпуске, главное желание было уехать, чтобы полностью перезагрузиться. Дачи у меня нет, иначе я бы ее запустила. Нравится морской воздух, климат, но больше всего люблю горы. Я не альпинистка, но мне нравятся скалистые горы. Люблю Эльбрус, Домбай — это для меня места силы.

— Есть ли у Вас хобби, увлечения?

— Люблю петь. Выступала на профессиональных праздниках пару раз. Если получается, хожу с друзьями в караоке, мы с ними в какой-то степени схожи в этом увлечении, они тоже петь любят.

— Что считаете самым большим успехом? Или, может, он еще впереди?

— Наверное то, что я, неожиданно для себя, добилась вот такой карьеры, что меня заметили, удостоили такой чести. Но в этом не только моя заслуга, но и моих коллег, с кем я столько лет работала плечом к плечу. Благодарна своим учителям — Магие Вальшиной, Руслану Насырову, Флориду Байкову, Людмиле Ахметшиной. Могу перечислять до бесконечности…

— Ваше отношение к соцсетям. Прокурор может вести свою страничку, делиться личными моментами?

— Знаете, когда я работала в прокуратуре, был свой аккаунт во «ВКонтакте». Но я его особо и не вела. Как-то было не до этого. Запретов на ведение соцсетей не было, просто не было на это времени. Сейчас знаю, что в Instagram есть аккаунт прокуратуры республики. Периодически в него заглядываю, чтобы быть в курсе новостеq. А в целом, отношение к соцсетям нормальное.

ИЗ ПРОКУРАТУРЫ – В ГОССОБРАНИЕ

- Почему Вы решили уйти из прокуратуры в Госсобрание? Почему именно такое решение – стать депутатом?

- Есть такое выражение, как профессиональное выгорание. Начала чувствовать, что тяжеловато, что устала, что становится неинтересно то, чем занимаюсь, что не получаю удовлетворения от результата. Порой, начинаешь срываться на сотрудниках. Я приняла решение об отставке еще в 2017 году. Мне предлагали уйти в другой субъект, но я на это не пошла.

И тут, как раз, выборы в Госсобрание. Решила попробовать себя в новой ипостаси. Причем решила спокойно: пройду – хорошо, не пройду – ничего страшного. Значит, не готова ещё стать депутатом.  В итоге - получилось, я прошла. Работа существенно отличается от того, что было. Если раньше я была надзорником-правоприменителем, то теперь стала законодателем. Опыт работы в прокуратуре пригодился.

 Как говорят японцы, желательно через каждые семь лет менять работу. Я не через семь лет, чуть больше, но сделала это. Важно уметь вовремя принимать решение.

- Было ли желание вернуться обратно в надзорное ведомство? Или в планах – двигаться дальше – в Госдуму?

- С момента моего ухода из ведомства прошло уже три года. Но я до сих пор скучаю, ведь столько лет проработала в прокуратуре. Скучаю по людям, по коллективу. Если бы мне предложили вернуться обратно, то честно, не знаю, дала бы согласие или нет. Ведь столько времени пролетело. Хотя, как говорится, «бывших» прокуроров не бывает. Кто знает… Насчет Госдумы планов у меня нет, тем более, что выборы уже прошли. Да, в общем то, никогда и не планировала работу в Госдуме.

- Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в преддверии празднования 300-летия российской прокуратуры?

- Всех сотрудников и ветеранов прокуратуры Республики Башкортостан поздравляю с предстоящим профессиональным праздником — Днём работников Прокуратуры. Пусть ваш труд всегда будет в почёте, справедливость будет во главе. Пусть ваш авторитет с каждым годом только укрепляется. Здоровья и успехов в работе!

- Гульнара Фаритовна, спасибо за интересную беседу, с наступающим праздником Вас и Ваших коллег.

СПРАВОЧНО

ГУЛЬНАРА ФАРИТОВНА БИКБУЛАТОВА

Депутат Госсобрания РБ VI созыва, заместитель председателя Комитета Госсобрания по государственному строительству, правопорядку и судебным вопросам.

Родилась в 1964 году в селе Юлдыбаево Хайбуллинского района. Окончила Башкирский государственный университет.

Трудовую деятельность начала в 1981 году секретарем судебного заседания Кировского районного суда Уфы.

В 1982–1984 годах работала секретарем судебного заседания Советского районного суда Уфы.

В 1984–1990 годах – лаборант кафедры юридического факультета БашГУ.

В 1991 году – заведующая канцелярией прокуратуры Кировского района Уфы.

В 1991–1995 годах – ассистент кафедры БашГУ.

В 1995–1997 годах – начальник кадрово-юридического отдела ЗАО Башкирское СРСУ противопожарных работ.

В 1997–2005 годах – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе.

В 2005–2007 годах – начальник отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан.

В 2007–2018 годах – заместитель прокурора Республики Башкортостан.

С 2018 года по настоящее время - депутат Госсобрания РБ.

Заслуженный юрист РБ, почетный работник прокуратуры РФ. Награждена нагрудным знаком Генерального прокурора РФ «За безупречную службу».

Член фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Автор:Ксения Калинина
Читайте нас: