Новости Башкортостана и Уфы
93.44
-0.65
99.58
-0.95
87.39
+0.28
18+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
31 Мая 2021, 10:47
Земляки

Ильдар Абдразаков: В следующем году будет 25-летие моей оперной карьеры

На днях в Уфе грандиозным гала-концертом с участием звезд оперной сцены открылся IV Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова. Накануне уфимского выступления заслуженный артист России, обладатель двух премий Грэмми, народный артист Башкортостана и Татарстана, один из самых востребованных российских оперных певцов Ильдар Абдразаков рассказал «Башинформу» о фестивале, коронных фразах своего педагога, плюсах локдауна, недавней премьере «Бориса Годунова» и характере кочевника.
- Добрый день, Ильдар! География и формат #Abdrazakovfest с каждым годом расширяются, и в этом году в фестивальную программу добавились новые города: Новосибирск, Томск, Тюмень, Тобольск и Астрахань. Как они были выбраны?
- Прежде всего, хочу поблагодарить свою команду, потому что один в поле не воин. Благодаря моим помощникам, благодаря нашей сплоченной работе мы подали большое количество заявок и приняли около 25 приглашений в города, где есть концертные залы и оперные театры. Всё упиралось в логистику. Наша страна большая, и, к сожалению, ещё не во всех регионах удобная для проведения фестивалей транспортная логистика. Мы, музыканты, концертируем, и из-за нашего графика хочется как можно меньше передвигаться из одной точки в другую, потому что после концерта нужно дать голосу отдохнуть, подготовиться, порепетировать. Так как в этом году мы взяли часть Сибири, а в разные города Сибири приходится летать через Москву, мы выбрали те дни и те театры, куда в этот раз можем удобно добраться и где нам было бы приятно отдохнуть и выступить перед зрителями. А потрясающих мест в России невероятное множество.
- Каковы итоги образовательной части фестиваля, которая уже состоялась в феврале?
- Да, в феврале прошла образовательная программа, на которую мы получили 478 заявок. Первый отбор я сделал сам лично – всех прослушал от начала до конца. Были разные голоса, были записи, про которые я думал – неужели так здорово поют? Действительно, голоса у ребят прекрасные, многие показали себя действительно на высоком уровне. Самое главное – мастер-классы проводили и я, и мои коллеги, мы работали и с женскими, и с мужскими голосами. В этом году мне пришла идея. При первом прослушивании я отобрал около 230 певцов и распределил их по голосам. Затем оставил где-то 15 теноров, около 20 басов и баритонов, порядка 50 сопрано и пригласил своих друзей. Перед приездом в Москву я попросил их прослушать тех певцов, кого я уже отобрал. Меццо-сопрано слушала Катя Семенчук, теноров – Дмитрий Корчак, баритонов – Василий Ладюк, сопрано – Вероника Джиоева. И они уже сами для себя отмечали, с кем из ребят хотели бы работать. Мне кажется, это было очень интересно, потому что для сопрано более ценно получить советы от сопрано, чем от меня. Я, конечно, много работаю в разных театрах и много что знаю, могу дать советы по стилю, по акцентам, но именно по голосу – это лучше делают мои коллеги – мастера оперной сцены, которые давно выступают.
- В одном из ваших прежних интервью вы говорили, что ваш фестиваль всегда будет начинаться в Уфе. Вы свое слово держите, чему мы очень рады. В этом году он стартует с гала-концерта, посвященного вашему педагогу, профессору Миляуше Галиевне Муртазиной, у которой вы учились в Уфимском институте искусств.
- Так получилось, что день 27 мая у меня в графике оказался свободен. Вы знаете, что у меня позавчера и вчера были концерты. Сейчас я приехал в Уфу, потом 29 и 31 мая еще концерты в Москве. И когда выбрал дату 27 мая, смотрю – это же день рождения Миляуши Галиевны, да еще и юбилей, а значит – его надо провести грандиозно! Собрал ее учеников – конечно, не всех, но тех, кто поет в оперном театре и с кем сложились теплые отношения. Мне кажется, мы достойно выступим, поблагодарим нашего педагога и поздравим с днем рождения.
- Вспомните, пожалуйста, самые яркие фразы Миляуши Галиевны, которые она произносила на уроках.
- «Не суетись!». «Не торопись, каждый звук должен быть пропет, чтобы это всё звучало благородно, чтобы был благородный, красивый звук». Вот чего требовала Миляуша Галиевна всегда. И пение, обязательно звуковедение.
- Пандемия коронавируса совершила переворот во всем мире, локдаун перемешал все карты и планы…
- Да, у меня отменился сольный концерт в Берлине. Отменился «Дон Карлос» в Берлине и Мюнхене. Где-то ситуация уже налаживается, в разных регионах, разных странах по-разному, где-то оранжевый, красный, синий режим.
- У многих случилась переоценка ценностей, а как у вас?
- Я даже благодарен тому, что всё остановилось, и я мог спокойно посидеть дома, побыть в семье. Хотя обычно моя семья итак ездит со мной, но я все время ухожу на репетиции. А тут было время, что я просыпался, играл с детьми, гуляли вместе. Это был прекрасный в этом отношении период.
- Ваши дети занимаются музыкой, пробуют петь?
- Да, тихонечко что-то поют, но они же еще маленькие. А младший так пищит, что ого-го! У него такой писк – не знаю, сколько децибел, но прямо уши закладывает, свист такой. Думаю, что будет бас. Я так предполагаю: чем выше голос в детстве, тем ниже он становится после ломки в переходный период.
- Одной из ваших недавних премьер стал «Борис Годунов» в Монте-Карло. Какие у вас впечатления от этой работы? Заметила, что там состав артистов был в основном русским.
- Действительно, в основном пели русские певцы, было только три иностранца. Прекрасная была постановка и очень интересная идея режиссера Жана-Ромена Весперини. Прежде мы с ним делали «Фауста» в Париже, так что это наша вторая совместная работа. Надеюсь, в будущем еще посотрудничаем. Был очень увлекательный постановочный период, хорошая команда. Прежде всего, было весело и душевно. Мы приходили на репетицию, как на праздник. Видимо, еще и потому, что все соскучились по репетициям за время карантина. В течение прошлого года это была моя первая премьера. Вы знаете, что я пел в Большом театре в «Борисе Годунове», «Севильском цирюльнике», в Мариинском театре пел спектакли репертуарные, а «Борис Годунов» в Монте-Карло – это новая постановка. Что касается режима – нас всех просили никуда не выходить, стараться не посещать места скопления людей, потому что боялись, что кто-то заболеет. Всех артистов проверяли каждую неделю, водили сдавать тесты. Слава Богу, все обошлось, никто не заболел, выпустили премьеру. Спели четыре спектакля при 50-процентной рассадке зала, всё прошло на ура. В это время еще был заезд «Формулы 1», и даже один критик написал: Если бы «Формулу 1» проводили в опере, то этот состав с Борисом Годуновым получил бы Гран-при.
- Какова дальнейшая судьба оперы «Аттила», поставленной вами в Башкирском театре оперы и балета? Есть ли планы вывозить ее для показа в других театрах?
- Знаю, что она несколько раз за год шла. Я поставил этот спектакль и сейчас он принадлежит театру, так что этот вопрос лучше адресовать художественному руководству.
- Вы уже смотрели «Дон Кихота», поставленного вашим братом Аскаром Абдразаковым?
- Пока только на видео и фотографиях. Очень красивый спектакль.
- Киностудия «Башкортостан» носит имя вашего отца – выдающегося режиссера Амира Абдразакова. У вас нет идеи совместного проекта с киностудией?
- У моего брата есть фонд, который занимается новыми проектами, в том числе с киностудией. Поскольку Аскар живет здесь, является советником главы и художественным руководителем, думаю, для него все двери открыты.
- Недавно вы попробовали себя в роли телеведущего в Большом балете. Труднее петь или говорить?
- Труднее говорить, конечно. Легче было бы спеть пять спектаклей, чем провести пять этих передач. К этому нужно прийти, видимо. В первом выпуске я привыкал, второй уже был чуть легче, в третьем пошло уже как по маслу. Это был мой первый опыт телеведущего. Тем более, что в балете я не эксперт, так что мне было несколько сложно. Если бы это был проект «Большая опера», думаю, я бы как сыр в масле катался.
- Ильдар, в этом году исполняется 30 лет, как вы впервые вышли на сцену, сначала как артист миманса. Что за это время изменилось в вашем характере?
- Естественно, стало больше уверенности и знаний в музыке, театре, работе с залом, с оркестром, багаж набирается – 30 лет немалый срок. В 1997 году в Уфу приезжала Ирина Константиновна Архипова с фестивалем «Ирина Архипова приглашает» и была, по-моему, постановка «Пиковой дамы». Так что на следующий год уже будет 25-летие моей оперной карьеры.
- В этом году в нашей республике Всемирный курултай башкир объявил Год башкирской истории. Что вы знаете о своих корнях, своей родословной?
- Кое-что знаю о корнях с папиной стороны – отец был из рода табын. К нему относились те люди, которые жили в Оренбургской области, где находится село Каипкулово. Там и по нынешний день живут башкиры. Читал в исторических заметках, что они в Китай продавали лошадей, а китайцы обменивали товар на шелк, который шел в Россию. Не знаю достоверно, занимались ли этим именно мои предки, но, если они там жили, наверняка, они входили в этот клан.
- Вы чувствуете у себя характер кочевника?
- Ну конечно, а куда деваться? (смеется)
- Ильдар, что бы вы пожелали жителям Башкортостана, тем, кто каждый год с нетерпением ждет ваш фестиваль?
- Хочется всегда сделать что-то новое, интересное, привезти, показать выдающихся исполнителей — и певцов, и музыкантов. Хочется, чтобы Уфа не была в стороне, о которой говорят «ладно, туда потом доедем», а чтобы она также стремительно развивалась и входила в состав городов и театров на высоком уровне (тем более, что у нас прекрасный театр и люди, которые в нем работают). Мы в принципе всё имеем для этого, чтобы мы гордились нашими музыкантами, творческими личностями. Желаю, чтобы в Башкирии всё процветало – и не только в Уфе, но и в других городах, например, в Стерлитамаке. Чтобы мы не ограничивались одной Уфой, а могли поехать по республике и выступать и в других залах, куда бы могла прийти публика, послушать и насладиться классической музыкой.
Беседовала Лейла Аралбаева.
Читайте нас: