Новости Башкортостана и Уфы
94.32
+0.25
100.28
+0.34
87.26
-0.03
16+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
30 Марта 2021, 10:46

Артур Назиуллин: «Я сконцентрирован на качестве работы Госоркестра Башкортостана»

Владимир Подкользин, Евгений Евтюхов, Валерий Шахов
Владимир Подкользин, Евгений Евтюхов, Валерий Шахов
Национальный симфонический оркестр Башкортостана – один из самых ярких, ведущих творческих коллективов республики. Сегодня Госоркестр находится на новой стадии своего развития, наращивая качество исполнения и расширяя географию своих выступлений. Уже третий год коллектив возглавляет молодой амбициозный руководитель – солист программ Московской филармонии, лауреат международных конкурсов, заслуженный артист Башкортостана Артур Назиуллин.
- Артур Искандарович, очень здорово, что Национальный симфонический оркестр становится одним из главных поставщиков новостей для культурной информационной повестки. Недавно мне посчастливилось освещать ваше выступление в Москве, и уже появился новый интересный повод пообщаться – предстоящий гастрольный тур.
- После яркого концерта в Московской филармонии нам поступило предложение о гастрольном туре в города Татарстана и Удмуртии. Это огромная честь для нашего коллектива – выступать в программе Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». Такие поездки показывают, что главное академическое учреждение нашей страны – Московская филармония обращает внимание на региональные коллективы. Раньше оркестр не выезжал в эти города, это впервые в истории коллектива, тем более при федеральной поддержке. Мы также очень благодарны Главе Башкортостана Радию Фаритовичу Хабирову за финансовую поддержку – вывезти такой большой коллектив стоит достаточно дорого. Мы готовы и дальше доказывать, что достойны этого внимания.
- В каких залах вам предстоит выступать?
- Мы будем выступать в главных концертных залах этих городов. 14 апреля в Ижевске это будет филармонический зал, 16 апреля в Казани – знаменитый зал им. Сайдашева, 17 апреля в Набережных Челнах – Органный зал, который всегда принимает академические коллективы, в Нижнекамске – 18 апреля Дом народного творчества. Интересно, что это новая площадка, там новый руководитель. Изначально Нижнекамска не было в нашем туре, и директор, узнав, что мы едем в их края, сам вышел с инициативой, чтобы мы выступили и у них. Тур будет непрерывным. Мы выезжаем 13 апреля и возвращаемся 19 апреля, за неделю сыграем четыре концерта. На данный момент не везде разрешена 100-процентная посадка, но мы работаем согласно ситуации и требованиям Роспотребнадзора.
- Кто из солистов примет участие в ваших концертах?
- Большой поддержкой от Московской филармонии станет то, что они дают нам двух замечательных солистов – Филиппа Копачевского, одного из самых ярких российских пианистов, и Константина Емельянова, лауреата последнего конкурса им. Чайковского. Филипп Копачевский выступит с нами в Ижевске, Константин Емельянов – в Челнах. Во всех городах тура я сам буду солировать с оркестром, сыграю концерт для кларнета с оркестром Оскара Наварро. Премьеру этого концерта мы с Дмитрием Крюковым играли в 2018 году, когда я только приступил к должности руководителя.
- Какую программу вы готовите?
- Наш главный дирижер, заслуженный артист Башкортостана Дмитрий Крюков выбрал очень масштабную программу – Респиги: «Царица Савская», «Витражи собора». С пианистами будут исполнены Рапсодия на тему Паганини Рахманинова и Вальс Равеля. Когда обсуждали программу с филармонией, там очень удивились: даже наши знаменитые, всеми любимые федеральные коллективы не ездят с такой глобальной программой. Берут популярную классику, что можно играть небольшим составом. А мы выезжаем в гастрольный тур всем составом.
- Для таких серьезных проектов, несомненно, требуется очень качественное исполнение. Слышала, что в коллективе недавно прошла аттестация.
- Это неизбежно в плане того, что нам надо расти. Я очень благодарен нашим музыкантам, которые делают невозможное для себя. За последнее время они настолько выросли над собой, выросли профессионально! Мы ездим, смотрим, добавляем музыкантов в группы, уплотняем их. Есть свободные позиции, на которые мы ищем высококлассных музыкантов. Аттестацию мы проводим с пониманием. К каждой программе у нас проводится индивидуальная сдача партий, которую тоже можно трактовать как некую аттестацию. Мы прекрасно знаем, кто чего стоит, кто как играет. Если у нас есть результаты – значит мы на правильном пути.
- Если Росконцерт нас возьмет – а я надеюсь, что в перспективе мы будем и с ними сотрудничать, для нас это будет только плюс. Московская филармония уже помогает нам в решении в том числе финансовых вопросов. Так, в предстоящем туре Ижевск и Набережные Челны Москва целиком взяла на себя, мы даже не думаем ни о чем. Казань и Нижнекамск мы делаем сами при поддержке Главы нашей республики и Министерства культуры. Чем больше у тебя друзей, тем жить и творить гораздо проще.
- В сентябре предстоит концерт в Берлинской филармонии, который широко анонсировался, но был перенесен на целых полтора года. Как идет подготовка к выступлению?
- Мы сейчас думаем над тем, чтобы поменять берлинскую программу. В 2020 году музыка Чайковского была актуальна ввиду юбилейного года. Теперь мы сможем на еще более качественном уровне презентовать наш оркестр. Коллектив должен находиться в постоянной работе, труде, тогда будет какой-то результат. Сейчас другая эпоха, другое время.
- Как в целом вы представляете систему жизнедеятельности оркестра? Сколько раз в году коллектив должен выезжать на гастроли?
- Мы сейчас ведем переговоры с нашим учредителем и правительством республики о том, что нам нужны две европейские поездки в год, три российских тура и четыре концерта в год в Москве и Санкт-Петербурге. Тогда оркестр будет на слуху. Госоркестр Татарстана через месяц играет концерты в Москве. Хочу отметить тот факт, что наши коллеги играют концерты в основном в Казани. Они визитная карточка Татарстана и работают на пропаганду республики вне ее территории. Мы же ведем работу с нашим зрителем в провинциальных городах, много ездим по республике, даже во время пандемии старались давать нашему республиканскому зрителю настоящую высокую культуру.
- С какими известными именами связан текущий концертный сезон НСО?
- Программа «Всероссийские филармонические сезоны» действует у нас с начала 2019 года. Мы будем только наращивать, развивать наши отношения. Когда я только приехал сюда, я понимал, что без поддержки федерального центра далеко мы не уйдем. Помните, первым ярким проектом был приезд Хоровой капеллы им. Юрлова? Со своим худруком Геннадием Дмитряком капелла приехала в Башкирию на два концерта в Уфе и Нефтекамске и исполнила ошеломительную программу – «Александра Невского» Прокофьева. Это послужило фундаментом в развитии наших отношений с Московской филармонией, уже не с точки зрения меня как солиста, а руководителя коллектива.
После этого яркие, востребованные музыканты приезжают к нам каждый сезон. Этот год у нас начался гастролями, продолжается приездами двух блистательных пианистов. Алексей Мельников – мой сокурсник, ставший обладателем третьей премии конкурса Чайковского, недавно приезжал в Башкирию по филармонической программе. 30 марта к нам приезжает Никита Мндоянц, который в прошлом году выступал у нас с дирижером Мариусом Стравинским. В этот раз Никита с дирижером Дмитрием Крюковым исполнит знаменитый третий концерт Рахманинова, который является определенным апогеем или Эверестом для пианистов по степени музыкального материала, глубине музыки.
В мае у нас планируется фестиваль с разноплановыми концертами русской музыки в честь Победы в Великой Отечественной войне. Начнется фестиваль 8 мая с легендарной Седьмой симфонии Шостаковича, которая каждый год звучит на Поклонной горе. Мы тоже в 2019 году исполняли ее на площадке перед ГКЗ «Башкортостан», в этом году решили вновь исполнить это произведение, только уже в зале. В прошлом году мы не смогли должным образом отпраздновать 75-летие Победы из-за пандемии, но вы, наверное, помните, что мы записали ролик, где каждый музыкант оркестра сыграл песню «День Победы».
- Посещая ваши концерты, обратила внимание, что каждый концерт снимается на камеру. Вы создаете собственный архив?
- Самые успешные концерты мы публикуем в наших аккаунтах в соцсетях. Я очень рад, что наша команда обрастает людьми, которые горят деятельностью оркестра. Я надеюсь, что рано или поздно мы выйдем на запись своего диска, это тоже важная структура нашей работы, на хорошем лейбле. Диски востребованы в плане имиджа. Если коллектив записывает на «Дойче Граммофон», значит, коллектив находится на вершине своего роста. Мы к этому стремимся, надеюсь, что когда-нибудь до чего-то подобного дойдем.
- В прежние годы коллектив делал запись Антологии башкирской симфонической музыки с ушедшим в этом году основателем оркестра Тагиром Камаловым. Госоркестр Татарстана также записывал Антологию музыки композиторов РТ.
- То же будем делать и мы, мы уже это с Дмитрием Крюковым обсуждали не раз. Просто хочется сделать на качественно другом уровне. Если записывать Антологию башкирской музыки, которая, безусловно, богата, интересна и красива, есть ярчайшие композиторы, которых хочется записать, то не самопальным способом. Это надо делать на одном из ведущих лейблов нашей страны. Это должно быть представлено серьезно и авторитетно. У нас очень добрые дружеские отношения с Союзом композиторов, с председателем союза Лейлой Загировной Исмагиловой, чем я горжусь, для меня честь общаться с известным деятелем и талантливым композитором. Я убежден, что мы это сделаем. Мы проводим совместные проекты, думаю, что выйдем и на фестиваль башкирской музыки совместно с Союзом композиторов.
Сейчас мы находимся в стадии восстановления всей сферы деятельности после пандемии. Еще полгода назад всё было закрыто, целый год выпал из культурной жизни. Слава богу, оркестр прожил этот год более чем достойно, в огромном объеме работы, было записано и сыграно огромное количество концертов, программ. Мы этот год провели успешно, хотя коронавирус, к сожалению, не обошел стороной и наших музыкантов.
- Большой интерес вызывают концерты, когда Национальный симфонический оркестр играет со своими солистами-музыкантами.
- Для меня, как руководителя, это победа, что концертмейстеры и музыканты имеют потенциал выйти сыграть соло с оркестром, это дорогого стоит. И это, конечно, событие в жизни музыканта-инструменталиста. Причем многие музыканты играют на очень высоком уровне. Это Ильшат Муслимов, Айгуль Муратова, Светлана Воронина, Анна Козловская, Татьяна Брыкова, Аяз Нухов и другие солисты. Концерт тромбониста Загира Ласынова планируем поставить в рамках фестиваля, посвященного Победе. Далеко не каждый коллектив может похвалиться, что его артисты играют соло с оркестром.
- Заметила, что проектов, связанных с масс-культурой, в НСО стало меньше. В прежние годы были популярны киносаундтреки, также вы участвуете в «Башкорт йыры».
- Если взять афишу оркестра – вы не увидите ни одного проекта, связанного с развлекательным контентом. Мы максимально от этого уходим, понимая специфику работы. Госоркестр – это тот коллектив, который должен соответствовать своей уставной цели, а его уставная цель – играть симфонические произведения великих композиторов. Этих произведений великолепной музыки, которую мы даже не знаем, – бесчисленное количество, тем более что Уфа не избалована академическим искусством.
Мы поддержали только один проект, связанный с эстрадной музыкой, – это «Башкорт йыры». Руководитель проекта, профессионал и человек очень неравнодушный, Рита Уметбаева обратилась ко мне, мы провели взаимовыгодную работу. Этот проект, я уверен, должен продолжаться с разными коллективами, не только с Госоркестром. В нашей республике есть Национальный оркестр народных инструментов, есть Эстрадно-джазовый оркестр – думаю, они даже больше подходят для подобного рода деятельности.
- Из каких источников формируется бюджет оркестра?
- Мы ведем диалог с нашим учредителем и правительством, и нас слышат, что для главного оркестра республики, чтобы быть конкурентными в российской действительности, приближаться к среднему экономическому положению по стране, нам необходимо увеличение финансирования. В соседней республике блестящий оркестр, и их бюджет в три раза превосходит наш. Верю, что при нашей большой совместной работе мы добьемся достойного внимания. Я всегда подчеркиваю: чтобы нас поддержали, мы должны давать тот уровень, который достоин финансовой поддержки. Мы это показываем качественным наращиванием работы оркестра.
- Руководить таким большим коллективом – дело непростое и очень ответственное, чем вы мотивируете себя?
- Работа всегда занимает большую часть жизни, а руководитель работает 24 часа и 7 дней в неделю. Мы отвечаем за учреждение и днем и ночью, за каждого сотрудника. Просто прихожу и делаю то, что должен делать. Стараемся, чтобы всё, к чему прикасаемся, было сделано на высоком качественном уровне. Я очень радуюсь, когда мои музыканты на репетициях будут выдавать тот необходимый позитив, тепло, трепет, полет души и мысли. Мой настрой сконцентрирован на качестве работы.
Мне, концертирующему артисту, пришлось быстро переформатироваться, чтобы не упустить возложенную на меня задачу. Когда я в 2018 году приехал, столкнулся с непростыми задачами. Эмоциональная задача была непростая, столкнулся с непониманием части общественности. Конечно, пришлось «утолщать» части тела, чтобы не реагировать, но худеньким я остался (смеётся). Я никогда не был чиновником и всегда сторонюсь видения себя как номенклатурного работника.
- Действительно, большой плюс, что удается совмещать работу руководителя ведущим коллективом и собственную концертную деятельность.
- Продолжаются мои концерты в разные регионы России в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» как артиста, чем я очень дорожу. Я бы не смог жить только должностью гендиректора, потому что я был рождён играть. Очевидно, я республике интересен, как артист, который находится в концертной обойме для того, чтобы помочь нашему академическому искусству. Мне приятно быть в числе артистов, которые играют с нашим оркестром. 19 марта прошел концерт в моем родном Стерлитамаке, где я выступал как солист. Апрель тоже будет насыщен моими выступлениями. 8 апреля я буду играть с нашим оркестром в Уфе – мы обыграем программу нашего тура. 10 апреля предстоит концерт в Малом зале Московской консерватории с легендарным, выдающимся виолончелистом Александром Князевым. Потом я буду играть в нашем туре по городам Татарстана и Удмуртии. 27 апреля я буду исполнять Квинтет Брамса на концерте, который я очень жду. Солисткой выступит также пианистка Шаура Сагитова с первым концертом Брамса. Практика приглашения солистов будет продолжена.
- В эти дни состоялось еще одно выступление, которое, возможно, откроет новые интересные страницы в вашей музыкальной биографии.
- 28 марта я сыграл в Нур-Султане с Государственным струнным квартетом Казахстана им. Газизы Жубановой в зале театра «Астана опера», исполнили Квинтет Брамса. Это было наше первое взаимодействие. Впечатления потрясающие! Абсолютно европейского уровня квартет, который является яркой визитной карточкой страны и, очевидно, всей Средней Азии. Мы намечаем плотное сотрудничество с Казахстаном, есть творческие предложения с их стороны. Есть и встречное предложение о приезде Госквартета Казахстана в Россию, будем прорабатывать и вместе расширять культурное взаимодействие наших стран. Сегодня прошла встреча с директором филармонии Нур-Султана, где мы уже наметили точки соприкосновения и сотрудничества между нашими академическими коллективами.
- Артур Искандарович, спасибо за беседу, желаю вам и Госоркестру Башкортостана дальнейшего развития и процветания, пусть все намеченные цели и проекты осуществятся!
Беседовала Лейла Аралбаева.
Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас: