Новости Башкортостана и Уфы
94.09
-0.23
100.53
+0.25
87.47
+0.57
25+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
10 Ноября 2020, 15:29

Руслан Давлетгареев: «Знания, полученные в вузе в Уфе, мне очень пригодились в Австралии»

Руслан Давлетгареев — наш 31-летний земляк, молодой и целеустремленный инженер, забравшийся благодаря учебе и работе, пожалуй, дальше всех остальных — в загадочную Австралию. Но занимается он там, как выяснилось, ровно тем делом, которое является самым традиционным для Башкирии — нефтегазовыми промыслами. Бывший уфимец, специалист по проектированию, сооружению и эксплуатации газонефтепроводов и газонефтехранилищ, Руслан окончил в 2012 году факультет трубопроводного транспорта Уфимского государственного нефтяного технического университета, где получил, как считает сам, отличные знания, которые очень пригодились ему потом для работы на других концах планеты — на нефтегазовом шельфе острова Сахалин и Австралии.
Первый бесценный опыт Руслан получил в международной компании Exxon Mobil, основанной больше 100 лет назад самим Рокфеллером. В России она совместно с «Роснефтью» реализует проект по добыче нефти и газа на Сахалине. Пять лет проработав в дочерней компании Exxon Mobil - Еxxon Neftegas Ltd - инженером по эксплуатации нефтепроводов, нефтеотгрузочного терминала и оборудования, наш земляк решил продолжить обучение в Австралии, да там и обосновался.
Сегодня Руслан живет в Мельбурне, считая его, как и многие другие, лучшим для жизни городом на Земле. Магистратуру он окончил в авторитетном университете Monash, входящем в Top-100 лучших университетов мира, и получил степень магистра передовой инженерии по специальности «инженер-механик» (Master of Advanced Mechanical Engineering). Работает по окончании магистратуры Руслан Давлетгареев в австралийской нефтегазовой компании Jemena инженером по эксплуатации вращающегося оборудования. В период пандемии - на удаленке, а потому нашел время, чтобы рассказать о себе и о тех местах, куда занесла его судьба.
Расскажи, где ты родился-учился? Кого можешь назвать своим «учителем жизни»? Какие в Башкирии есть любимые уголки?
Без сомнений, мои главные «учителя» жизни - мои родители. Все важные решения в своей жизни я принимал, посовещавшись с ними, и всегда ощущаю их поддержку в любом своем начинании - будь это работа в самой удаленной точке России, в 8000 км от Уфы, или переезд в страну в другом земном полушарии.
В последний раз дома был два года назад - пандемия срывает все планы. Но родной дом стараюсь навещать каждый год. Когда приезжаю, в первую очередь всей семьей едем в сад к дедушке, в районе Юматово. Там я проводил и все свои летние каникулы, помогая ему сажать или убирать урожай — прекрасные были, беззаботные дни! Родители живут в Уфе, папа уже на пенсии, мама тоже скоро планирует выйти на пенсию. Старший брат недавно переехал с невестой в Москву. Очень надеюсь, что скоро смогу со всеми ими увидеться.
Твоя альмаматер, Уфимский нефтяной университет, который готовит профессионалов для разных стран. Как оцениваешь сегодня уровень подготовки в нем специалистов в области нефти и газа - после того, как поработал в Exxon Mobil и австралийской Jemena?
Я считаю, что у нас дается хорошая техническая база. Она мне очень помогла на первом этапе. Правда, теперь, после нескольких лет практической работы, я бы мог подсказать, наверное, что можно было бы улучшить в подготовке специалистов в Уфе. Первое - важно привязать теоретическую базу к практическому использованию в индустрии. Я заметил эту разницу, еще работая в Exxon Mobil. Американское образование очень практично: то, что ты учишь, ты должен знать, как применить на практике, в то время как наше образование дает очень много теоретических основ, но ты плохо представляешь, как их использовать. Я думаю, сложнее будет тем инженерам, которые знают 10 формул, но не знают, какую из них использовать в данном конкретном случае, ведь индустрия предпочитает технических специалистов, которые хоть и знают всего одну формулу, но хорошо ее используют.
Еще одна вещь, важность которой нам практически не объясняют в процессе учебы, в отличие от западного образования - это так называемые "soft skills", навыки презентовать себя, работать в команде, коммуницировать с коллегами. Обладание ими необходимо для работы в больших компаниях с очень динамической средой, где решения надо принимать очень быстро и часто коллективно. Ну и, конечно, для всех, кто хочет работать на зарубежные компании, совет самый базовый - учите английский язык!
Общаетесь ли с однокурсниками?
Так получилось, что больше всего я общаюсь с однокурсниками, которые работают в России и Башкортостане. Один из них, Владимир Смердов, кстати, работал со мной на проекте «Сахалин-1» и сейчас занимает там руководящую должность. Среди других однокурсников есть те, кто работает в США на Аляске, Норвегии, Канаде.
Exxon Mobil — американская компания, одна из крупнейших в мире. Какая у тебя была там должность? Какие задачи решал?
Проект «Сахалин-1» - очень масштабный и инновационный, действует по сей день, и заключается в обустройстве инфраструктуры для нефтегазовых промыслов на океаническом шельфе. Я начинал как инженер по эксплуатации трубопроводов и нефтеотгрузочного терминала. Моей задачей было обеспечение бесперебойной работы трубопровода и терминала и повышение работы надежности вспомогательного оборудования. Сначала работал в офисе Exxon Mobil в Южно-Сахалинске, а после двух лет такой работы меня перевели на работу вахтовым методом на завод по добыче и подготовки нефти, с режимом работы - 28 дней на объекте и 28 дней отдыха. Это были лучшие годы моей работы на Сахалине, потому что этот месяц отдыха я много путешествовал по Азии, Европе, США.
Позже я получил повышение, стал старшим специалистом и вернулся в Южно-Сахалинск. В целом о работе на Сахалине у меня остались самые хорошие воспоминания - такие компании, как Exxon Mobil, умеют создавать условия для своих сотрудников. Обучение в тренинговых центрах компании по всему миру, недельные чартеры компании из Южно-Сахалинска в Японию, бесплатный бассейн, тренажерный зал и многое другое. Прекрасна сахалинская природа - горы, море и доступ к отличному горнолыжному курорту прямо в черте города. Зима там очень снежная, что для меня, фаната сноуборда, было огромным плюсом. Единственное, к чему было тяжело привыкать — это к быту в Южно-Сахалинске. Это город намного меньше Уфы, с менее развитой инфраструктурой, но повышенными ценами на продукты и жилье.
В Exxon Mobil на Сахалине, кстати, работает очень много специалистов из Башкирии, большинство - выпускники УГНТУ. В 2013 году, когда я туда приехал, в моем потоке были еще четверо наших выпускников. Думаю, даже в нынешней ситуации с низкими ценами на нефть проект «Сахалин-1» остается очень прибыльным и стабильным. Скоро начнется строительство третьего большого завода по производству сжиженного газа в Хабаровском крае, проект будет расширяться, и будут создаваться новые рабочие места, в том числе наверняка появятся новые возможности для инженеров из Башкирии.
Как пришло решение уехать из родной страны? Чему и где учился в Австралии? Какой опыт, полученный в России, оказался наиболее актуальным там?
Я всегда хотел получить образование в зарубежном вузе из числа входящих в рейтинг Top-100 лучших университетов мира. И меня очень привлекала Австралия своим климатом и высоким уровнем жизни. Я выбрал Мельбурн исходя из того, что он, по мнению экспертов, признается лучшим городом для жизни в мире вот уже 6 лет подряд. Хотелось ощутить, каково это - жить в городе с таким высоким статусом. Здесь сосредоточено огромное количество парков, музеев, культурных и развлекательных заведений, в доступности – пляжи и океан. В этом городе и в стране в целом переплетается множество разных культур, европейских и азиатских, и из этого микста получается что-то новое, уникальное и непохожее ни на один из городов Европы или Азии в отдельности. Главный минус - в высокой стоимости недвижимости в центре города, большинству приходится покупать дом дальше от центра и из-за этого тратить на проезд до работы час-два в день - офисы основных компаний расположены в самом центре.
Я закончил магистратуру в университете Monash по специальности инженер-механик. Своим дипломным проектом я выбрал создание устройства, которое определяет и сортирует разные типы пластика - сейчас в Австралии очень много внимания уделяется уменьшению загрязнения среды и переходу на возобновляемые источники энергии. Здесь уже давно введена система раздельного сбора мусора. В Австралии мне нравится все. Возможно, я субъективен, но мне честно тяжело найти какие-либо минусы. Больше всего мне нравятся отношение людей к друг другу и своей стране. Мне кажется, что каждый тут чувствует себя ответственным за благополучие своего государства. Это касается и эмигрантов - они переезжают в Австралию ради улучшения качества жизни и стремятся соблюдать местные правила и законы.
Во время учебы в Уфе и работы в Exxon Mobil я достаточно хорошо овладел английским языком. Здесь пришлось привыкать к местному акценту, но, если ты активно общаешься с местными — это не проблема. Мне очень пригодился опыт, полученный в России на проекте «Сахалин-1» - Exxon Mobil известна во всем мире, и в Австралии тоже есть ее объекты по добыче газа. Это стало плюсом для моего дальнейшего трудоустройства. Здесь нефтяная индустрия находится не в лучшем состоянии, и основная отрасль добычи — это добыча газа, она есть почти в каждом штате. А так как Австралия - большой материк, сырье приходится транспортировать на большие расстояния через трубопроводы. Сейчас я работаю в газотранспортной компании Jemena, занимающейся перекачкой газа по трубопроводам. Это одна из крупнейших энергетических компаний в Австралии, занимающаяся транспортировкой газа по трубопроводам, сооружением и эксплуатацией газораспределительных и электрических сетей. Мой отдел базируется в Мельбурне и оказывает инженерную поддержку в эксплуатации нескольких магистральных трубопроводов, проложенных по всей территории Австралии – в штатах Виктория, Квинслэнд, в Северной территории Австралии.
Планируешь ли возвращаться в Россию?
Пока трудно сказать. Я вложил много времени и средств, чтобы получить образование и работу здесь , поэтому, думаю, будет логично отработать вложенные инвестиции, а уж потом решать, что делать дальше. Возможно, вернусь обратно, а, может, судьба занесет меня куда-нибудь еще.
Австралия — материк обособленный, удаленный от других континентов, что, очевидно, стало плюсом в пандемии. Какова сейчас обстановка там с Сovid-19?
Сейчас ситуация налаживается. В нашем штате Виктория были введены одни из самых жестких и длинных ограничений, начиная с июля, но с помощью этого удалось добиться уменьшение дневного прироста новых случаев заболеваний с 700 в день до 0. На прошлой неделе впервые с начала пандемии у нас не было зарегистрировано вообще ни одного случая не только в штате, но и уже по всей стране. Из главных ограничений для жителей Мельбурна пока остались ограничение передвижений в радиусе 25 км от дома, обязательный масочный режим и закрытые границы между штатами.
Говорят, получить австралийскую визу труднее, чем во многие другие страны. Почему? При этом об этой стране, о которой нам мало что известно, ходит немало мифов. Правда, что на улицах там настолько чисто, что люди в магазин ходят в домашних тапочках?
Меня действительно удивило, что люди здесь ходят в магазин даже босиком - не знаю, то ли потому, что на улицах так чисто, то ли это местная культура, «не париться ни о чем». Перед тем, как приехать в Австралию, я слышал, что здесь можно встретить кенгуру и коал на каждом шагу. Оказалось, это такой же миф, как и про медведей в России. Кенгуру, коал, вомбатов, эму и других местных животных можно увидеть только в национальных парках. А вот какаду и зеленые попугаи часто прилетают ко мне на балкон и в городе. Что касается виз - думаю, тут, как и в США, местное правительство хочет быть уверенным, что люди, въезжающие в страну, не планируют остаться здесь нелегально, оттого и такое большое количество требований и отказов в визе. Основное требование — это наличие необходимых денежных средств, так как нахождение и проживание в стране достаточно дорогое.
Правда ли, что большинство населения в Австралии сегодня - китайцы? Как там относятся к русским эмигрантам?
Насчет выходцев из КНР - неправда. На самом деле этническое большинство тут — представители белой расы с английскими или европейскими корнями. Конечно, среди эмигрантов много китайцев и индусов, но по официальной статистике первое место среди переселенцев занимают выходцы из Англии. Что касается коренных австралийцев, они очень приветливы и дружелюбны ко всем нациям, всегда с интересом относятся к России, нашей культуре, традициям и кухне. Окрошка кажется им очень необычным блюдом, а многие австралийцы хотели бы прокатиться по Транссибирской магистрали.
Удалось ли увидеть австралийских аборигенов? Покидать бумеранг, проехать по знаменитому побережью 12 апостолов?
Аборигенов увидеть удалось – некоторые уже давно ассимилировались к завезенной западной культуре и их так же можно встретить в офисе в центре города. На апостолов, конечно, посмотрел. К сожалению, их осталось сейчас только 8, поэтому если собираетесь посетить Австралию и увидеть это необыкновенное творение природы, советую сделать это побыстрее. Поездка от Мельбурна до Сиднея по побережью океана была одним из самых моих ярких впечатлений. Многие представляют Австралию как тропическую страну, но на самом деле здесь бывает много снега, и горнолыжные курорты с июня по август полны любителей покататься. Только в этом году не получилось поехать туда из-за ситуации с вирусом.
Блиц-вопрос — три главные вещи, которые необходимо знать россиянину перед поездкой в Австралию.
Знать английский, любить кофе и уметь широко, приветливо улыбаться!
Автор:Гульчачак Ханнанова
Читайте нас: