Новости Башкортостана и Уфы
94.09
-0.23
100.53
+0.25
87.13
+0.02
24+ °C
Ясно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
13 Апреля 2012, 17:05

Андрей Агапов: «Досудебное урегулирование налоговых споров – выбор современных налогоплательщиков»

Споры налоговых органов с налогоплательщиками должны и могут эффективно решаться без суда. Об этом свидетельствует практика распространения в налоговых правоотношениях досудебного аудита. О преимуществах подобного способа решения проблемных ситуаций рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан Андрей Агапов.
- Андрей Владимирович, что такое досудебный аудит и кому он нужен?
- Досудебный аудит – это часть системы внутреннего контроля налоговых органов, позволяющая при наличии жалоб налогоплательщиков устранять имеющиеся нарушения в работе налоговых органов. Это та система, которая позволяет налогоплательщикам защищать свои права сравнительно простым и быстрым способом, не прибегая к долгосрочной и дорогостоящей судебной процедуре. Повышение открытости и выход на качественно новый уровень работы налоговой службы как «сервисной компании» выводит на новый уровень и работу по досудебному аудиту. Мы ставим перед собой цель и предлагаем налогоплательщикам решать все спорные вопросы в самих налоговых органах. Только неразрешимые противоречия могут вести в суд. Более того, можно сказать, что, если налогоплательщик действительно хочет решить спорную ситуацию и не желает ее повторения в дальнейшем, он сначала придет именно к нам. Сразу в суд в значительном числе случаев идут те, кто хочет не урегулировать спор, а напротив, желает затянуть его по тем или иным причинам. Это не очень добросовестные лица. В последнее время у нас в практике появился и другой термин – внесудебный аудит: жалобу налогоплательщика можно рассмотреть и в том случае, если он уже обратился в суд. Управление может даже на стадии судебного разбирательства поправить нижестоящую инспекцию, тем самым ликвидировав причину обращения в судебные органы.
- С какими вопросами к вам могут обратиться налогоплательщики – как граждане, так и организации, предприниматели?
- Налоговые споры – это все, что связано с Налоговым кодексом, налогообложением, налогами. Любой, кто считает, что инспектор лично, его руководство или инспекция в целом нарушили налоговое законодательство любым решением, действием или, наоборот, бездействием, может заявить об этом. Все доводы заявителя будут независимо и объективно рассмотрены подразделениями налогового аудита инспекций, а при необходимости и Управления по республике.
- На что чаще всего жалуются налогоплательщики?
- Наибольшую часть споров составляют жалобы на решения, принятые по результатам налоговых проверок. В числе иных спорных вопросов - принудительное взыскание налоговой задолженности. Налогоплательщик имеет право обжаловать во внесудебном порядке любое требование, решение, постановление налоговой инспекции, как непосредственно направленные на взыскание налогов, так и имеющие обеспечительный характер: постановления об аресте имущества, решения о приостановлении операций по счетам в банке, например. Если будет установлено, что задолженности у заявителя нет или нарушена процедура взыскания, права налогоплательщика будут в кратчайшие сроки восстановлены. Обращения граждан можно разделить на следующие группы: исчисление, порядок и сроки уплаты имущественных налогов - транспортного, земельного, налога на имущество физических лиц, льготы по налогообложению, налоговые вычеты, возвраты излишне уплаченных в бюджет сумм. По каждому обращению проводится скрупулезное изучение всех особенностей ситуации. Кроме того, сотрудники подразделений досудебного налогового аудита на постоянной основе ведут работу по предупреждению возникновения налоговых споров.
- И все-таки, насколько эффективно жаловаться на налоговые органы в сами же налоговые органы? Есть ли статистика о результатах поданных в досудебном порядке жалоб?
- Во-первых, здесь необходимо отметить, что жалобы рассматривает вышестоящий орган, а не то должностное лицо, действия или решения которого обжалуются. Во-вторых, надо учесть, что существует специальная утвержденная Федеральной налоговой службой Концепция развития налогового аудита, в соответствии с которой и выстроена система специализированных подразделений, занимающихся досудебным рассмотрением жалоб. Предприняты все возможные меры для того, чтобы эти работники имели возможность для реализации независимой позиции по рассматриваемому ими налоговому спору в строгом соответствии с законодательством и с учетом сложившейся судебной практики. Стоит подчеркнуть также, что основной критерий оценки эффективности их работы - отсутствие отмены вынесенных решений в судах. Таким образом, данные лица максимально заинтересованы в том, чтобы налогоплательщик остался удовлетворен результатами рассмотрения его жалобы.
Всего в прошлом году мы рассмотрели почти 800 жалоб налогоплательщиков, при этом в судах было рассмотрено в 1,6 раза меньше исков налогоплательщиков к налоговым органам. Таким образом, доверие налогоплательщиков к такому методу защиты своих прав явно возросло. Из рассмотренных жалоб более 40 процентов Управлением налоговой службы по республике были удовлетворены полностью или частично. Приведем и другие цифры - в тех случаях, когда причиной нарушения прав налогоплательщиков явились неправомерные действия конкретных должностных лиц, были назначены служебные проверки. В этом году к дисциплинарной ответственности за нарушение прав налогоплательщиков привлечено 49 сотрудников из разных налоговых инспекций республики. Эти цифры говорят сами за себя. Мы не намерены скрывать нарушения, мы намерены их устранять.
- Расскажите налогоплательщикам, как следует грамотно обращаться с претензией в налоговые органы, повысив тем самым свои шансы на успех.
- Налоговый кодекс Российской Федерации во всех случаях несогласия с налоговой инспекцией предоставляет налогоплательщикам право обжаловать акты налоговых органов и действия должностных лиц. Я не буду сейчас говорить о подаче жалоб по спорам, связанным с обжалованием решений по результатам налоговых проверок. Для таких жалоб предусмотрена специальная процедура и сроки обжалования, в том числе обязательный досудебный порядок обжалования.
Все иные жалобы подаются в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Но в случае, если пропущен срок по уважительной причине, мы обязательно примем жалобу и рассмотрим ее. Жалобы могут быть направлены как через инспекции, действия которых обжалуются, так и непосредственно в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан. Каждая жалоба регистрируется, находится на строгом контроле и рассматривается в порядке очередности по датам поступления. Решение принимается в течение одного месяца со дня получения жалобы. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней. О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия заявителю сообщается в письменной форме. Жалобу следует подавать в пределах срока, установленного законодательством - в противном случае даже ваша абсолютная правота не позволит вышестоящему органу рассмотреть жалобу и принять по ней необходимое решение. В случае подачи жалобы представителем заявителя, его полномочия должны быть документально подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью, в том числе нотариально заверенной доверенностью для физических лиц – это прямое требование Налогового кодекса. Обязательно следует подписывать жалобу – мы не имеем права рассматривать то, что не является документом. Подписать жалобу помимо самого налогоплательщика может его законный представитель. Жалобу подавать именно в тот налоговый орган, который уполномочен ее рассматривать, а апелляционную жалобу подавать через налоговый орган, вынесший решение. Подавать жалобу на районную или межрайонную налоговую инспекцию, минуя Управление по Республике Башкортостан, непосредственно в ФНС России, в Правительство, Президенту и так далее, в большинстве случаев бессмысленно, поскольку надлежащим органом, рассматривающим жалобу, является именно непосредственный вышестоящий налоговый орган. И даже если подобные жалобы не направляются в Управление, запрашивается заключение Управления по существу вопросов.
- И все же, почему бы налогоплательщику сразу не пойти в суд, если он считает, что налоговая инспекция нарушила закон?
- Процедура досудебного аудита очень удобна обеим сторонам спора и имеет ряд преимуществ перед судебной тяжбой. В частности, можно сохранить в неприкосновенности деловую репутацию, так как решения не будут носить протокольного характера и не отразятся в базе данных судебной системы. Представьте себе, как могут отреагировать потенциальные контрагенты налогоплательщика, если после несложных манипуляций увидят в базе данных арбитражного суда, что их предполагаемый деловой партнер имеет конфликт с налоговыми органами. Далее. Не придется нести значительных материальных трат, связанных не только с уплатой госпошлины, но и оплатой услуг юристов. Экономия времени опять же: процессуально судебное рассмотрение более громоздко по срокам. Длительность досудебного разбирательства сейчас составляет один календарный месяц, а в перспективе может быть сокращена до 15 дней. Подумайте еще и о том, что даже если вы не найдете правды в вышестоящем органе, еще одна предсудебная процедура позволит укрепить для суда вашу позицию дополнительными аргументами, учесть и позицию вышестоящего налогового органа при формировании доводов для суда. У вас будут дополнительные возможности представить налоговому органу доказательства, которые ранее не были представлены, что обеспечивает полное и объективное рассмотрение налоговых споров. Здесь стоит учесть и предварительную позицию Высшего арбитражного суда в проекте постановления Пленума о том, что дополнительные доказательства могут быть представлены в суд лишь в том случае, если суд сочтет уважительными причины, по которым они не представлялись налоговому органу не досудебных стадиях. Следует также понимать, что именно посредством внутриведомственного обжалования налогоплательщик добьется более эффективного реагирования на допущенные системные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, добьется прекращения практики, которая не соответствует закону. Процедура внесудебного обжалования решений и действий налогового органа, с которыми не согласен налогоплательщик, направлена также на формирование правоприменительной практики, устранение противоречий норм действующего законодательства. Любой плательщик может быть уверен, что если рассмотрение его жалобы вскроет системную ошибку, она будет устранена. То есть и ему, и любому другому налогоплательщику в дальнейшем не придется конфликтовать в аналогичных ситуациях с налоговиками, его права больше нарушаться не будут. Поэтому мы считаем, что потенциально каждый вынесенный на рассмотрение в наши подразделения досудебного аудита спор влечет уменьшение количества конфликтов с налогоплательщиками в будущем. И, пожалуй, самый веский аргумент: от того, что налогоплательщик пожалуется в вышестоящий орган, хуже ему стать не может - может стать только лучше. Мы руководствуемся этим, как общим принципом – в результате рассмотрения жалобы не может быть ухудшено положение налогоплательщика, а только улучшено.
- Предпринимает ли налоговая служба какие-то меры по дальнейшему повышению открытости и доступности для налогоплательщиков процедуры обжалования?
- Есть законопроекты, направленные на то, чтобы максимально упорядочить процедуру досудебного обжалования, чтобы каждый участник процесса четко знал, что, как, в какой форме он может сделать и какой реакции ожидать от других. Планируется создать и узаконить стандартные формы, требуемые в процессе досудебного аудита, в юридической сфере – предоставить некоторые дополнительные права сторонам и возможности предъявлять новые доказательства, в области коммуникаций – расширить возможности электронного документооборота. С учетом положительной роли, которую сыграл досудебный аудит в снижении конфликтности налоговых отношений, планируется распространить его обязательное прохождение для всех лиц, обжалующих решения, действия или бездействие налоговых органов. Одновременно гарантируется ускорение разбирательства в вышестоящем налоговом органе – до 15 дней с безусловным сохранением во всех случаях права на судебную защиту. На своем уровне мы сейчас предлагаем воспользоваться новым удобным электронным сервисом «Жалобная книга», имеющимся на нашем интернет-сайте www.r02.nalog.ru. Каждый, кто считает, что его права нарушены, может разместить обращение, указав в нем наименование конкретного территориального органа и существо налогового спора. Для регламентирования сроков и порядка рассмотрения поступивших на форум обращений в Управлении разработан внутренний документ, обязывающий сотрудников налоговых органов рассматривать обращения в кратчайшие сроки. Специалисты Управления ведут постоянный мониторинг обращений и контролируют деятельность инспекций по вопросу урегулирования налоговых споров. Для тех, кто по тем или иным причинам не хочет или не может воспользоваться электронными сервисами, в каждом налоговом органе республики организуется телефонная «горячая линия» по спорным вопросам. Звонки будет принимать именно специалист по досудебному аудиту. При необходимости будут подключены и другие специалисты, а если налогоплательщик сочтет нужным лично присутствовать при разбирательстве и принести дополнительные доказательства своей правоты, ему предложат в удобное для него время прийти на личный прием, где в том числе будет рассматриваться вопрос об отмене принятых решений, постановлений, требований налогового органа. Управление обязывает все инспекции проводить приемы налогоплательщиков по спорным вопросам специалистами по досудебному аудиту на базе всех территориально обособленных рабочих мест в каждом районе. С учетом нормативного срока подачи жалобы такие приемы будут организованы не реже одного раза в три месяца. Уверен, что такая системно поставленная работа даст свои плоды, и мы выстроим партнерские отношения с налогоплательщиками.
Автор:Альфия Шарафутдинова
Читайте нас: