Новости Башкортостана и Уфы
92.26
-0.33
99.71
-0.56
86.97
-0.03
-3 °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
12 Октября 2010, 11:33

Герой России Рафик Ихсанов: Всегда готов служить своей малой родине

Илшат Ханов
Илшат Ханов
Рафик Ихсанов - уроженец Башкирии. Герой России. Высшей воинской награды страны был удостоен 21 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении служебного долга в Северо-Кавказском регионе.
К сожалению, в родной республике немногие знают о подвиге отважного летчика и о жизни полковника запаса в мирное время. Недавно Рафик Рашитович побывал в Башкирии, где живут его родные - отец и три родных брата, и дал небольшое интервью.
- Первый вопрос, как правило, несколько банальный. Читателей интересует, где Ваша малая родина, родительский дом, как поется в песне - «начало начал»?
- Родился я 27 сентября 1965 года в деревне Нижнее Аврюзово Альшеевского района. В крестьянской семье. Аул наш интернациональный: башкиры, татары, русские живут в дружбе и согласии, как говорится, являются соседями по огню («ут куршелэ»). В семнадцать лет окончил сельскую среднюю школу. После получения аттестата не пришлось задумываться над традиционным вопросом «Что делать?». Мне, как и многим одноклассникам, определить судьбу помог наш любимый учитель по начальной военной подготовке - Сиухин Анатолий Петрович. Офицер запаса. Он буквально заворожил нас, мальчишек, военным делом. «Есть такая профессия, - часто повторял он крылатые слова, - Родину защищать!» Еще учась в восьмом классе, я твердо решил осуществить свою давнюю мечту - стать военным летчиком.
- И Вам удалось поймать синюю птицу?
- Представьте, с первого захода, что нечасто бывает. После тщательной придирчивой медицинской комиссии и успешной сдачи экзаменов я стал курсантом Саратовского высшего военного авиационного (вертолетного) училища летчиков. О том, что оказался в семье вертолетчиков, узнал только в училище и был немного разочарован: мечтал стать, как и многие пацаны, летчиком-истребителем. Но в последующие годы никогда не жалел об этом. Вертолет - это «машина», скажем, более широких возможностей по сравнению с самолетом-истребителем или штурмовиком. Он может совершать посадки на неподготовленные площадки, выполнять непосредственно огневую поддержку, перевозку грузов, спасательные работы и другие спецоперации.
- Напрашивается следующий вопрос: как сложилась Ваша служба после окончания училища и получения высшего военного образования?
- Училище окончил в 1986 году. В возрасте 21 года. После налета определенного количества часов подал рапорт о добровольном направлении в Афганистан. Когда меня спрашивали: «Не испытывал ли юный пилот чувства страха, решаясь идти в огонь непонятной войны?» - отвечал откровенно: «Да, испытывал. Но такое было воспитание. К тому же мы, военные люди, понимали, что исполняли интернациональный долг». А чувство страха не раз пришлось испытать при экстремальных ситуациях в боевых операциях. Это, наверное, естественно для каждого нормального человека.
После Афганистана наш полк вывели во Львовскую область. Шел 1988 год - начало перестройки. А по сути, начинался распад великой державы - Советского Союза. Нам предложили принять присягу Украины. Лично мною это предложение было отвергнуто, поскольку испокон веков в русской армии смена присяги считалась предательством. У меня в это время все складывалось благополучно: я стал слушателем Военно-воздушной академии имени Юрия Алексеевича Гагарина.
После ее окончания в 1995 году мне определили место службы в городе Буденновске Ставропольского края - заместителем командира вертолетной эскадрильи. Обстановку в Буденновске и вокруг него иначе как трагической назвать было нельзя. Свирепствовала банда Басаева - захват заложников в госпитале, убийства, грабежи населения.
За семь лет службы в Северо-Кавказском регионе пришлось повидать многое. Мне и моим боевым товарищам пришлось принимать участие во всех операциях двух чеченских кампаний.
- Рафик Рашитович, зная Вашу удивительную скромность, прошу все же, расскажите об операции, за которую Вы награждены Золотой Звездой Героя?
- Мы летели большой группой для высадки тактического десанта в горных условиях. Руководить группой и высадкой десанта было поручено мне. Несмотря на сильное огневое противодействие операция прошла успешно, но один вертолет боевикам удалось подбить. По моей команде экипаж выпрыгнул с парашютами и приземлился на территорию противника. Ребята могли стать легкой добычей боевиков. Экипажи других машин действовали четко и оперативно. За считанные минуты они приземлились и забрали товарищей на свой борт. За успешное выполнение боевой задачи и за блестящий маневр по спасению пилотов командование представило меня к высокой награде.
- Какие чувства испытали Вы, когда узнали о том, что удостоены высшей воинской награды?
- Отвечу коротко на этот вопрос: отваги и мужества, которые проявились в упомянутой операции, моим боевым товарищам было не занимать. Когда командир полка перед строем объявил о присвоении мне звания Героя, в ответном слове я сказал, что эту награду считаю наградой всей своей эскадрильи, и что она всегда будет олицетворять наше воинское братство. Иначе быть не может.
- После службы на Кавказе Вы получили назначение в Забайкальский военный округ в качестве командира полка. Какие задачи пришлось решать в "негорячей точке", если можно так сказать?
- Главная задача состояла в том, чтобы передислоцировать целое военное подразделение с одной базы на другую, на довольно приличное расстояние. Вертолетный полк - сложное хозяйство. Потребовалось немало усилий, чтобы в установленные сроки осуществить перебазирование, а затем обеспечить все условия для боевой учебы, а также нормальной жизни личного состава полка, и членов семей.
После Забайкалья мне пришлось служить несколько лет в системе Главного командования ВВС на должности начальника группы. В 2007 году, согласно заключению врачей, которое не позволило продолжить летную работу, уволился в запас в звании полковника.
- Рафик Рашитович, как прошла у Вас «земная адаптация». Ведь любимому делу – летать - Вы посвятили всю сознательную жизнь?
- Слов нет, непросто остаться без работы в сорок с небольшим лет. Порой стыдно было перед пожилыми пенсионерами, ветеранами, в глазах которых мы по-прежнему выглядели мальчишками. К сожалению, с увольнением в запас у военнослужащих появляется проблема трудоустройства на "гражданке". А ведь это высокообразованные люди, с большим жизненным опытом. Но потенциал, которым они обладают, у нас еще далеко не востребован. Существуют программы, планы, принятые на государственном уровне по решению этой актуальной проблемы, однако действуют они неэффективно. Но это тема для другого большого разговора.
- А как на сегодняшний день лично у Вас решается затронутая проблема?
- Без дела, как говорится, не сижу. С 2004 года с семьей живу в Москве. Работаю заместителем генерального директора Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Минюсте России. На общественных началах являюсь вице-президентом Фонда поддержки Героев Советского Союза и Героев России, созданного в конце 90-х годов. При тесном сотрудничестве с московским правительством занимаемся патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Стремясь пополнить свой интеллект «гражданскими» знаниями, я после увольнения из армии успешно окончил юридический факультет Российской правовой академии.
Постоянно слежу за общественно-политической и экономической жизнью в Башкортостане, поддерживаю тесную связь с Представительством республики в Москве, с башкирским землячеством.
Лично я всегда готов служить своей малой родине, в меру сил и возможностей. Мог бы даже вернуться, если в этом возникнет необходимость. Скажу больше – я в этом не одинок. Такого же мнения придерживаются немало выходцев из Башкирии. Тем более нам есть что предложить. У нас очень много хороших инновационных программ, связанных, в том числе с развитием компьютерных технологий. Так что нам есть с чем прийти.
В отношении последних событий скажу, что смена руководства в органах власти республики, несомненно, внесет новую животворную струю в жизнь башкортостанцев. Я положительно отношусь к назначению Рустэма Закиевича Хамитова Президентом Башкирии. С первых же дней его пребывания на высоком посту понял - это позитивный и открытый человек. Уверен, все, что он задумал, станет жизненной реальностью.
- Спасибо за беседу!
Автор:Сергей Захаров
Читайте нас: