Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Детально
19 Октября 2007, 17:14

Годовые кольца национального образа башкир

Республика в течение двух лет готовилась к праздничным торжествам, посвященным 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Сделано многое - построены социальные объекты, проведено заседание Госсовета России в Уфе, праздничные торжества прошли практически во всех городах и селах Башкортостана. Но, пожалуй, самый значимый итог праздника...

Республика в течение двух лет готовилась к праздничным торжествам, посвященным 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Сделано многое - построены социальные объекты, проведено заседание Госсовета России в Уфе, праздничные торжества прошли практически во всех городах и селах Башкортостана. Но, пожалуй, самый значимый итог праздника заключается в том, что была предпринята попытка осмыслить прошлое и настоящее башкирского народа.
Одну из таких попыток предпринял резчик по дереву Багдасар Фатихов, автор двух скульптурных композиций из дерева, украшавших ворота в "медовый городок", где проходили главные юбилейные торжества в Уфе. Средствами декоративно-прикладного искусства он попытался выразить национальный характер башкир.
- Создание национального художественного образа имеет большое значение для любого народа, для его самосознания, - говорит Багдасар Фатихов.
Мастер постарался уйти от ярмарочных, лубочных шаблонов, выставляющих башкир в потешном, комичном виде. Такие образы почему-то очень часто встречаются в сувенирной продукции, выпускаемой в республике.
- Я хотел показать достоинство и силу духа, присущие башкирскому народу, - говорит Багдасар.
Мастеру удалось это в полной мере. Два персонажа - пожилые мужчина и женщина, бабай и авей. Каждая фигура вырезана внутри ствола полуторавековой сосны. Резчик намеренно избегал внешней декоративности. Его герои сделаны с предельным лаконизмом, который граничит с примитивизмом или минимализмом в искусствоведческом смысле этих понятий. Такой подход позволил уберечь образ от всего наносного и неподлинного и обнажить его в изначальной, незамутненной простоте.
Художественное воплощение мастеру подсказал сам материал. Когда Багдасар принимался за работу, он еще не знал, что для изготовления женской фигуры он использует относительно мягкую породу сосны (так называемая, козырьковая сосна, она отличается наличием чешуек на коре). Она сравнительно легка в обработке. В итоге материал позволил ему передать в женской фигуре материнскую теплоту, нежность и заботливость. Сосна же, из которой была сделана фигура бабая, продемонстрировала свой характер. Дерево было свилеватым и очень плотным. По прочности и долговечности такие сосны не уступают лиственнице, из которой, как известно, делают даже сваи под фундамент. В итоге внешний облик мужчины демонстрирует крепость характера, своенравность и достоинство.
Сосна чрезвычайно редко используется в декоративно-прикладном искусстве. И виной тому не только строптивый характер материала. Для изготовления человеческих фигур сосна трудна еще и тем, что у нее очень сильно выражена текстура - годовые кольца. Тем не менее Багдасар решил использовать именно этот материал, потому что сосна, по его мнению, является "самым башкирским деревом".
И "башкирское дерево" не подвело. Наоборот, использование сосны позволило раскрыть образ башкира во всей его символической полноте. Подобрав диаметр головы и туловища фигур соответствующим образом, Багдасару удалось добиться необычного и практически не используемого в декоративно-прикладном искусстве эффекта - годовые кольца превратились в морщины. Тонкие и по-матерински мягкие на лице женщины, и довольно резкие и грубые у мужчины. Багдасару пришлось выверять каждый миллиметр поверхности, чтобы годовые кольца проявились на фигурах необходимым образом. Малейшая ошибка - и годовые кольца могли проявиться коричневыми линиями, уродующими лицо. Багдасару же удалось сделать даже однотонные поверхности на деталях лица и одежды.
Особое место в композиции занимают руки. У мужчины они сращены в локтях с сосной и являются ее продолжением. Этой деталью мастер подчеркнул силу башкир и особенность труда бортника, которому часто приходится буквально обниматься со стволом дерева. А руки женщины как бы произрастают из сердцевины дерева. От них исходят теплота и мягкость. Пальцы имеют почти младенческую припухлость. Когда Багдасар их делал, он говорит, что вспоминал руки своей матери.
Над головами каждой из фигур в стволе дерева образован свод, на котором обильно проявлены те же годовые кольца. Он украшен расходящимися от сердцевины лучами, а годовые кольца, сходясь к центру, приглашают зрителя погрузиться в глубину дерева... к первоначалам жизни.
Бессознательно мастер воспроизвел очень древние представления о мироздании, центром которого является дерево. Мировое дерево - порождающее праматерь и праотца. До недавнего времени у каждого башкирского рода были представления о своем дереве. Это дерево обеспечивает мировой порядок и связь между верхним, средним и нижним мирами, оно же разграничивает пространство и время, разделяет добро и зло, хорошее и плохое. В руках у героев Багдасара сосуды - раскрытая чаша у женщины и прикрытый бочонок у мужчины. Это древние символы жизни.
Архетипические представления о мировом дереве воспроизводятся на протяжении всей истории человечества. Однако, если в древности это была практика осмысления бытия, на сегодняшний день мировое дерево превратилось всего лишь в праздный символ Нового года. Тем не менее представления о дереве-матери сохраняются в памяти народа и время от времени вновь и вновь воспроизводятся в культуре. Этот же образ был описан Мустаем Каримом в автобиографической повести "Долгое-долгое детство". В виде дерева главному герою привиделась умершая Старшая Мать (отец главного героя имел двух жен - старшую и младшую): "Над самой головой колышутся ветви дуба, а вокруг него, взявшись за руки, ведут хоровод малыши... И не только мы - кружится земля вокруг дуба, небо. Солнце кружится, луна, проглядывающие звезды... Только дуб стоит, не шелохнется. Но дерево уже не дерево, а моя Старшая Мать. И не одни малыши, вся наша семья - отец, Младшая Мать, мои старшие братья, сестры кружатся вокруг нее. Даже пара наших серых коней, две пестрые коровы, телята, овцы, куры, гуси в этом хороводе. Вокруг нее вращаются все наши счастья-радости, беды-горести, заботы каждодневные и долгие мечты - мир и судьба наши кружатся. Старшая Мать - незыблемый ствол этой жизни, и потому стоит она спокойно и надежно, будто неведомы ей печаль и страдания, старение и смерть, только мягкая улыбка на лице..."
Фото автора. Автор: Булат Юлбарисов
Читайте нас: