Долгое время считалось, что вскоре после добровольного
присоединения Башкирии к России Уфу основали в 1574 году
(по другой версии в 1586 году) русские стрельцы во главе с
воеводой Михаилом Нагим. Однако в результате археологических
раскопок, произведенных в Уфе в рамках подготовки к празднованию
юбилея вхождения Башкирии в состав России, оказалось, что крепость
Уфа была основана в непосредственной близости от древнего городища,
имеющего на момент строительства крепости более
чем тысячелетнюю историю. Согласно общепринятой номенклатуре
именования археологических памятников обнаруженное городище
получило название "Уфа-II". Древнее поселение, обнесенное
крепостной стеной, непрерывно просуществовало с IV по XVI век,
считают ученые.
- Обнаружено невиданное, мы даже сами не подозревали, что
сможем найти такие убедительные доказательства того, что
на месте современной Уфы в древности располагался крупный
политический и торговый центр. На месте раскопок обнаружен
участок крепостной стены, сложенной из 30 слоев саманного
кирпича, глины и бревен, - говорит один из руководителей
раскопок, вице-президент Академии наук РБ, доктор исторических
наук Нияз Мажитов.
Высота стены достигает 2,5 - 3 метров. Таких сооружений
на Урале никогда не было. Использование таких материалов
характерно для культур Средней Азии и Ближнего Востока.
Рядом обнаружены золотые заготовки для изготовления ювелирных
изделий. По-видимому, здесь была ювелирная мастерская.
Кроме того, найдено более 50 женских украшений из золота
и серебра, позолоченные и золотые накладки на ножны,
датируемые VII-VIII веками. Характерной особенностью памятника
является и то, что здесь широко представлена керамика,
получившая распространение практически во всех археологических
культурах Южного Урала. Кроме того, в большом количестве
представлена керамика среднеазиатского и кавказского
происхождения, что свидетельствует об обширных связях жителей
городского поселения. Глубина культурного слоя в этом месте
достигает четырех метров. Также среди находок есть золотоордынские
монеты.
По словам Нияза Мажитова, последние открытия археологов
подтверждаются свидетельствами арабских и европейских письменных
источников XIV-XV веков о существовании города Башкорт задолго
до "официального" основания Уфы русскими поселенцами. Остатки
древней крепостной стены и рва указывались еще и на плане Уфы,
составленном в 1745 году.
Два небольших мыса, ограниченных ручьями в квартале улиц
Пушкина-Новомостовая-Воровского, и на Монументе Дружбы,
составляли древнее поселение, являющееся торгово-политическим
центром. К поселению относились и курганы, в большом количестве
возведенные вокруг него на небольшом отдалении.
Один из приглашенных для оценки памятника экспертов -
сотрудник Института археологии РАН, профессор Игорь Кызласов
убежден, что городской характер поселения подтверждается наличием
всех признаков, которые современная наука выдвигает
для характеристики городов - столетие за столетием это был крупный
административный, ремесленный и торговый центр, отличавшийся
наличием монументальной архитектуры, включая инженерно-
фортификационные сооружения. Особенно показательно, что названные
признаки обнаруживаются уже сегодня, когда раскопки памятника
проведены на небольшой части первоначально занимаемой им площади.
В официальном заключении экспертного совета Института
археологии Академии наук РФ, отмечено, что памятник имеет
"несомненную высокую научную и культурную значимость", и
принадлежит к разряду "наиболее ценных исторических источников
дописьменной истории Башкортостана и Южного Урала".
По мнению доктора исторических наук, профессора БГПУ Владимира
Иванова, обнаруженное поселение является одним из серии городищ
на территории современной Уфы, которых на сегодняшний день
обнаружено пять. Уфа-II просуществовала дольше всех. С разной
степенью интенсивности поселение функционировало в течение всего
отрезка времени с IV по XIV века. "Это хорошо укрепленный населенный
пункт", - говорит ученый, - "ничего подобного не территории Башкирии
и в прилегающих областях я не видел. Здесь обнаружен мощный,
насыщенный культурный слой с очень сложной стратиграфией".
Владимир Иванов расходится с коллегами относительно "верхней"
границы датировки памятника. Он считает, что XIV-XVI века
прослеживаются слабо.
В связи с этим возникает вопрос, почему город прекратил
свое существование незадолго до вхождения Башкирии в состав
Русского государства. Связывать эти два события напрямую
невозможно, русские войска не вели вооруженных действий
на территории Башкирии. После взятия Казани, преследуя татарские
войска, они обошли земли башкир с севера. Возможно, прекращение
функционирования городища Уфа-II связано с противоречиями
золотоордынского периода истории края. Три века, предшествовавшие
вхождению Башкирии в состав России, являются очень сложным
временем в истории башкирского народа.
В середине XIII века башкиры после ожесточенных сражений
с монголами были вынуждены признать их власть. В легенде
"Муйтэн" и шежере (родословной) усерганских башкир
рассказывается, что Муйтэн-бий, которому подчинялись все
башкиры, ездил на переговоры к Чингиз-хану. Монгольский хан
сохранил за башкирами их владения на условиях несения
последними определенных повинностей: выплаты ясака и участия
в военных кампаниях монгол. Как известно, после нашествия
Батыя русские князья ярлыки на княжение тоже получали
на условиях выплаты ясака.
В конце 50-х годов XIV века в Золотой Орде наступил период
феодальных смут. Практически все народы, входившие в состав
Золотой Орды, отпали от ее власти. Известно, что хану Тохтамышу
пришлось повторно восстанавливать власть на Южном Урале.
Башкиры оказали упорное сопротивление монголам, но все же
вынуждены были подчиниться. Последовавший затем распад Золотой
Орды привел к тому, что башкиры оказались разделенными между
тремя государствами: Ногайской Ордой, Казанским и Сибирским
ханствами. Основная часть башкир оказалась в составе Ногайской
Орды.
Вполне возможно, что именно эти обстоятельства (войны
и политическая нестабильность в регионе) привели к тому,
что город был заброшен. Вместе с постепенным угасанием
политической и хозяйственной жизни отпала необходимость
в существовании административно-хозяйственного и торгового
центра на Южном Урале, каким мог являться город, обнаруженный
археологами на территории современной Уфы. Также возможно,
что в результате одного из выступлений башкир против ногаев
им запретили селиться в городе. Известно, что завоеватели
нередко срывали города и укрепления на покоренных территориях
и запрещали местным жителям селиться в этих местах. Может быть,
такая судьба постигла Уфу-II?
После завоевания Казани в октябре 1552 года правительство
Ивана Грозного обратилось к народам ханства, в том числе
к племенным объединениям западных башкир, которые были
в составе Казанского ханства, с предложением принять подданство
русского царя. В это же время Ногайская Орда была охвачена
междоусобной смутой и голодом. Большинство ногаев мигрировало в
южные степи, и их кочевья опустели, но опасность их набегов постоянно
сохранялась. Западные башкиры, приняв подданство русского царя,
получили от него ярлыки не только с подтверждением вотчинных
прав на собственные старинные земли, но и с закреплением
опустевших ногайских кочевий.
Судя по башкирским шежере, переговорам с представителями
русского правительства предшествовали всенародные собрания,
на которых обсуждались составы делегаций к "белому падишаху"
и условия присоединения. "Человеку, не знавшему молитв
и своей родословной, не пристало говорить речи перед падишахом",
- сказано в шежере. Башкир на переговорах представляли самые
уважаемые люди: бии, тарханы и другие знатные люди. Полученные
от русского правительства жалованные грамоты, в которых
подробно излагались условия вхождения, определялись размеры
земельных угодий и ясака, затем вновь обсуждались на всенародных
съездах. Скорейшему решению вопроса о присоединении
к Русскому государству способствовало и то обстоятельство,
что на земли башкир начали притязать калмыки, а позже
и казахи. В 1555-1557 годах родовые объединения башкир
центральной и южной Башкирии направили свои делегации
в Казань с прошением к царю принять их под свою защиту
и покровительство. Башкирские шежере сохранили имена четырех
биев, прибывших на переговоры в Казань, - Татагач бий (племя
юрматы), Буранкул бий (бурзян), Кракуджак бий (кипчак)
и Канзарфар бий (племя мин). Достоверность поездки башкирских
биев в Казань подтверждается также сообщениями русских
летописей и свидетельствами современников. Приняв подданство
русского царя, они подтвердили свои вотчинные права на землю
и обрели защиту от посягательств на нее со стороны ногаев.
Между тем, в историографии проблемы присоединения
Башкирии к Русскому государству существует точка зрения,
согласно которой никакого добровольного вхождения не было,
а Башкирия была завоевана. Она получила распространение,
прежде всего, на Западе. Американский историк Алтон Доннелли,
исследовав факторы присоединения к России, пришел к выводу,
что край был фактически завоеван и превращен во внутреннюю
колонию. К такому выводу он пришел, исследовав политику
царизма, последовавшую вскоре после принятия башкирами
русского подданства. Обратив внимание на то, что одной
из основных причин башкирских восстаний XVII- первой
половины XVIII вв. было нарушение условий вхождения башкир
в состав России, Алтон Доннелли заключил, что политика Русского
государства по отношению к недавно присоединенной территории
носила характер "империализма" и выражалась в последовательном
ущемлении прав башкир. Отечественные исследователи также
отмечают, что одной из причин башкирских восстаний были
нарушения царским правительством условий вхождений Башкирии
в состав России. Но, в целом, данное обстоятельство,
по их мнению, не может служить причиной для пересмотра оценок
вхождения Башкирии в состав России, потому что именно
о добровольном его характере свидетельствуют как русские,
так и башкирские исторические источники.
Если первоначально вхождение Башкирии в состав России
заключалось только в получении жалованных грамот на владение
землей и определении размеров и форм ясака, который башкиры
должны были платить, то основание русской крепости
в Уфе и расквартирование в ней стрелецкого гарнизона воеводы
Михаила Нагого (в 1574 или 1586 году), а затем учреждение
особого Уфимского уезда знаменовали собой уже фактическое
распространение юрисдикции российского правительства
на эти территории. Строительство крепости позволило обезопасить
земли башкир и, тем самым, границы Русского государства
от набегов из степи. В свете последних открытий археологов
Михаил Нагой перестает быть основателем города Уфа, как это
считалось до недавнего времени. Он становится основателем
крепости, положившей начало русскому городу, возникшему рядом
с древним городищем.
Как бы то ни было, в настоящее время главная проблема
заключается не в том, чтобы установить дату основания Уфы
или определить городской статус изучаемого археологами поселения.
Был ли на территории Уфы крупный башкирский город или всего
лишь временная стоянка ногайского наместника - это предмет
споров, которые могут прекратиться, не успев начаться.
Согласно планам строителей, на месте раскопок планируется
начать возведение двух 25-этажных домов.
- Думаю, что Правительство Республики Башкортостан пойдет
нам навстречу и поможет сохранить памятник для будущих
поколений... Может быть, в XXII-XXIII веках, когда методы
археологии будут более совершенными, мы сможем полностью
изучить его, - надеется Нияз Мажитов.
Автор: Булат Юлбарисов