В ежегодном Послании Президент России Владимир Путин обратил
внимание на важнейший вопрос - ремонт и восстановление жилья.
Глава государства не просто поставил задачу перед соответствующими
министерствами и ведомствами, а назвал объем выделяемых на эти
цели средств. На ремонт и восстановление жилфонда направляется
150 миллиардов. Это говорит о том, что государство, наконец,
повернулось лицом к давно назревшей проблеме.
В ходе приватизации государство должно было передавать
собственникам только отремонтированное жилье. Этого не произошло.
Каждый получил то жилье, в котором он жил. Это упущение
государство сейчас пытается исправить. Данный момент является
очень важным, можно даже сказать, ключевым для процесса реформирования
жилищно-коммунального комплекса в целом. Собственник сам зачастую
не в силах отремонтировать жилье, построенное до 1980 года.
На эту животрепещущую тему обозреватель агентства "Башинформ"
беседует с министром жилищно-коммунального хозяйства РБ Геманем
Асадуллиным.
- Гемань Гибадуллич, есть ли у Башкортостана шансы получить
поддержку федерального бюджета на восстановление жилфонда?
- Одним из главных условий выделения средств из федерального
бюджета на капитальный ремонт жилфонда является наличие у региона
реальной программы по сносу ветхого жилья. Приветствуется также
софинансирование программы из региональных и местных бюджетов,
участие самих жильцов в ее реализации. Приоритет отдается тем
регионам, где в жилищно-коммунальный комплекс активно привлекают
частные инвестиции.
В нашей республике в этой области сделано достаточно много. В
Башкортостане принят ряд уникальных документов, в частности,
разработана правительственная программа по привлечению частных
инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс. Последовательно
ведется реформирование отрасли. Поэтому у нас большие шансы с
помощью федеральной поддержки восстановить имеющийся жилфонд.
- Как идет реформирование предприятий отрасли в республике?
- Реформы жилищно-коммунального комплекса мы проводим
последовательно, в соответствии с долгосрочными программами, рассчитанными
на 2002-2010 годы: по реформированию и модернизации предприятий, по
обеспечению населения качественной питьевой водой, модернизации
теплоисточников и систем теплоснабжения. За прошедшие пять лет на
реализацию этих программ направлено и освоено из всех источников
около 5,5 миллиарда рублей капитальных вложений. Строительство и
реконструкция систем жизнеобеспечения велись во всех городах и районах
республики.
За эти годы введено 162 объекта тепловодоснабжения, что
позволило, повысив надежность коммунальных систем, вывести отрасль
из зоны вероятных аварий и остановить износ.
Там, где это необходимо, мы продолжаем перевод жилищного
фонда и объектов соцкультбыта на индивидуальные (автономные)
источники теплоснабжения, с установкой бытовых котлов и
отключением от централизованного теплоснабжения. На данный
момент переведены на индивидуальные источники отопления около 5300
квартир и индивидуальных домов, 114 объектов социально-культурного
и бытового назначения, смонтировано 38 автономных мини-котельных.
В качестве примера можно привести полную реконструкцию
системы теплоснабжения рабочих поселков Большой Куганак
Стерлитамакского района, Бурибай Хайбуллинского, Тирлян
Белорецкого и так далее.
Реформы в отрасли невозможны без внедрения приборного учета
ресурсов. Почти половина всех домов уже обеспечены средствами учета
воды.
- Каково на сегодняшний день финансовое положение
предприятий отрасли?
- Положительные результаты достигнуты и в финансово-экономическом
оздоровлении предприятий, повышении эффективности
их деятельности. Если в 2000 году доля убыточных предприятий
составляла 47 процентов, то к концу 2006 года она снизилась до 8,4
процента. В целом отрасль работает рентабельно. Причем эти
показатели предприятий отрасли республики достигнуты на фоне
минимальной среди регионов России стоимости жилищно-коммунальных
услуг (в целом по России в 2007 году - 36,72 рубля на один метр общей
площади, в Башкортостане - 30,99 рубля).
В последние годы большое внимание уделяем установлению и
укреплению договорных отношений между собственниками и
управляющими организациями, а также между управляющими организациями
и поставщиками ресурсов на основе требований нового жилищного законодательства.
- Привлекается ли частный бизнес для оказания услуг в
жилищно-коммунальном комплексе?
- В настоящее время из 1256 предприятий, предоставляющих
услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, 836, или 66
процентов, - негосударственной формы собственности. У нас не осталось
ни одной отрасли, куда бы не пришел частник. Например, даже в таких
монопольных сферах, как водоснабжение и водоотведение, доля
негосударственных предприятий составляет 41 процент, в
теплоснабжении - 58 процентов.
В соответствии с Жилищным кодексом в прошлом году началась
реорганизация существующей системы управления жилищным фондом.
В 72 процентах многоквартирных домов прошли собрания собственников
жилья.
При этом непосредственный способ управления выбран в 41,8
процента домов, определившихся со способом управления жилфондом.
2,6 процента выбрали товарищество собственников жилья и
жилищный кооператив, а 55,6 процента - управляющую организацию.
Необходимо отметить, что появилось 15 новых частных
управляющих организаций в Давлеканово, Салавате, Мелеузе,
Стерлитамаке.
- Реализуются ли новые интересные проекты, используете ли опыт
других регионов?
- Мы стараемся внедрять у себя все новое, прогрессивное. В
2003 году республика среди десятка регионов включилась в
эксперимент по предоставлению субсидий по оплате жилищно-коммунальных
услуг через персонифицированные счета граждан.
Эксперимент прошел успешно. К концу 2005 года завершен
повсеместный переход на новую систему предоставления субсидий.
Интересный эксперимент проводим в Салавате совместно с фондом
"Институт экономики города" (Москва). Существующая структура
управления жилфондом преобразуется в товарищества собственников
жилья. Жилье передается новым управляющим организациям, а в каждом
многоквартирном доме создаются свои ТСЖ. Таким образом, здесь
начата отработка новой модели, отвечающей требованиям Жилищного
кодекса, и наработанный здесь опыт предполагается распространить
повсеместно.
В текущем году нами разработан и находится на рассмотрении
республиканский законопроект о проведении в Уфе, Агидели,
Салавате, в Туймазинском и Кармаскалинском районах эксперимента по
замене натуральных региональных льгот по оплате жилищно-коммунальных
услуг денежной компенсацией.
- Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг сохранятся?
- Реформа невозможна без социальной поддержки населения. Около
60 тысяч семей получают субсидии в денежной форме для оплаты
жилого помещения и коммунальных услуг, за истекший год эта сумма
составила около 420 миллионов рублей, или в среднем на семью около
600 рублей в месяц. Кроме этого, более 978 тысяч граждан
воспользовались установленными законодательством льготами. Сумма
государственной помощи составляет около 1,7 миллиарда рублей в год.
- Так может ли, на ваш взгляд, республика рассчитывать на помощь
федеральных властей в восстановлении имеющегося жилфонда?
- В жилищно-коммунальном хозяйстве республики имеются
проблемы, характерные для предприятий жилищно-коммунального
комплекса всей Российской Федерации. Прежде всего, это большой
износ основных фондов и накопившийся недоремонт жилья. Они
сдерживают продвижение реформ. Законопроект по финансово-экономическому
оздоровлению предприятий, рассматриваемый сегодня в
Госдуме России, не устраняет причин возникновения задолженностей, а
направлен только на погашение кредиторской задолженности перед
федеральным бюджетом.
Проблемы отрасли требуют выработки и финансирования программ
по восстановлению жилья и объектов коммунального комплекса из
федерального бюджета.
Автор: Галия Набиева