Все новости
Детально
18 Января 2007, 12:49

Крепкие корни Фаиза Усманова

В январе этого года общественная организация РОСТО - ДОСААФ будет отмечать 80-летие со времени основания. В связи с этой датой центральное правление общества готовит к изданию книгу, в которой будут собраны рассказы о лучших людях организации, оставивших заметный след в ее жизни. В числе таких единственным, получившим право представлять...

В январе этого года общественная организация РОСТО - ДОСААФ будет отмечать 80-летие со времени основания. В связи с этой датой центральное правление общества готовит к изданию книгу, в которой будут собраны рассказы о лучших людях организации, оставивших заметный след в ее жизни. В числе таких единственным, получившим право представлять Башкортостан в книге, стал бывший преподаватель Белорецкой автошколы РОСТО-ДОСААФ Фаиз Вагизович Усманов. Корреспондент агентства "Башинформ" встретился с этим уникальным человеком. И вот какой разговор состоялся.
- Наверное, мне на роду написано всю жизнь быть связанным с машинами, - улыбается Фаиз Вагизович. - Еще в детстве, перед Великой Отечественной войной, я уже понемногу "рулил". Мой дядя Усман-хамза был единственным колхозным водителем в нашей отдаленной деревне Зякишметово, что в затерянном в отрогах Уральских гор Куюргазинском районе Башкирии. По принципу родства я часто оказывался единственным мальчишкой в ауле, с которым дядя якшался (то есть допускал к себе). Пользуясь такой добротой, я помогал ему мыть машину, особенно старался до блеска протирать стекла кабины и фар. А он за это меня довозил до околицы. Когда началась война, Усман-хамза все на той же машине ушел на фронт. А когда вернулся, то снова стал работать водителем. И я около него по-прежнему крутился.
Фаиз Вагизович Усманов - представитель древнего башкирского рода. Как-то он решил восстановить свою родословную - шежерэ. И неожиданно выяснил, что он уже 17-е колено потомков Ишмухамета, выходца из Казанского ханства, который в середине 1500-х годов поселился в степях близ будущей казацкой крепости Оренбург. А потом его потомки перебрались на территорию современного Башкортостана, где и живут до сих пор.
- У нас в деревне на майдане стоит родовой дуб. Как определили специалисты, ему уже около 500 лет. И каждый раз, когда я приезжаю в Зякишметово, обязательно кланяюсь этому великану, - говорит Фаиз Вагизович. - Душа моя всегда там, где живет дух моих предков.
Интересуюсь, как же Усманов с такими глубокими родовыми корнями оказался в нескольких сотнях километров от отчего дома. Оказывается, все произошло довольно давно, как и у сотен тысяч таких же мальчишек послевоенной поры. Чтобы как-то устроить получше судьбу сына, родители в 1947 году выхлопотали у председателя колхоза направление для Вагиза на учебу в соседнее Ермолаево - там был сельскохозяйственный техникум. А спустя три года новоиспеченный техник-механик получил распределение на работу в далекий от светлых вод реки Куюргазы глухой, таежный Учалинский район Башкирии.
- Не поверите, но и с будущей женой я познакомился благодаря транспорту, - рассказывает Усманов. - Вернее, лошади с тарантасом. С Шарифой мы оказались в одной деревне. Она после окончания медтехникума, а я как молодой механик. Ей, фельдшеру, приходилось обслуживать много деревень, разбросанных далеко друг от друга. А мне по должности полагался конный экипаж. Вот она частенько и просила меня попутно довозить ее до отдаленных аулов. Я не отказывал. А когда задумал познакомиться в "неформальной обстановке", пожаловался фельдшеру на боли в спине. Она сразу схватилась за шприц. А я от укола отказался, попросил мне выписать какие-то растирания. Это, значит, чтобы почаще с ней встречаться. Первый фильм мы вместе с ней посмотрели "Аршин мал алан". В декабре 1950 года поехали на той же лошадке в Белорецк просить согласия ее родителей на женитьбу. Как раньше говорили, получили благословение и вскоре "сошлись".
Осенью 1951 года Фаиз получил повестку в армию. Шарифа к тому времени ждала первого ребенка. И молодая семья была вынуждена уехать на родину Фаиза. Но случилось так, что медики обнаружили у будущего воина болезнь, и солдатом ему тогда стать не удалось. Когда родилась дочь, Усмановы решили перебраться в Белорецк, к родителям Шарифы.
Там Фаиз долго не раздумывал о будущей работе. И сразу же отправился в автошколу ДОСААФ, на курсы шоферов. Познакомился с парнями, которые уговорили его все-таки попытаться стать военным. И целым квартетом, как вспоминает Фаиз Вагизович, они отправились покорять Челябинское военное автотракторное училище. И поступили. И когда казалось, что Фаиз непременно будет офицером, снова вмешалась судьба. Первые месяцы в училище они жили в палатках. Осень выдалась сырая и холодная. И в парусиновом жилище Фаиз "крепко простыл". Неожиданно отказали ноги. Когда после госпиталя добрался в Белорецк, военком заглянул в документы и коротко сказал:
- Ищи место на гражданке, воин, про армию забудь.
Фаиз все понял. Пошел в райсельхозуправление. Там с большой радостью приняли молодого дипломированного механика. А вскоре из Уфы приехал полковник Марголин из республиканского ОРУДа. Фаиз оказался в числе тех выпускников автошколы, которых он решил лично проэкзаменовать. После дотошных теоретических и практических испытаний собственноручно выписал Фаизу Усманову документ, дающий право преподавания в автошколе.
Сначала новоиспеченный педагог вел уроки с курсантами как внештатник. А в 1961 году Иван Тимофеевич Васильев, один из опытнейших наставников будущих водителей, представил Фаиза Вагизовича как законного работника автошколы ДОСААФ.
- Вот с тех пор больше 30 лет я и не уходил из автошколы, - с грустью говорит ветеран.
Интересуюсь, почему Усманов тяжело вздохнул, когда назвал дату ухода на заслуженный отдых.
- Так ведь у меня же еще много что осталось только в мыслях, не смог я все сделать. А все эти инфаркты...
Более чем за три десятка лет, отданных обучению водителей, Фаиз Вагизович подготовил в стенах белорецкой автошколы ДОСААФ - РОСТО более 15 тысяч специалистов. До 1968 года был преподавателем, а потом поднялся на очередную ступеньку - стал мастером производственного обучения. С этой должностью у него связана главная страница работы. В середине 70-х годов прошлого века на дорогах страны появились первые "КамАЗы". Это было новое слово в автомобилестроении. А для шоферов, даже опытных, совершенно непонятное явление в технике. Вскоре с увеличением числа новинок в Башкирии было решено готовить специальные группы "камазистов". А на чем готовить? Поручили решить этот ребус руководству одной из лучших в то время в республике белорецкой автошколе. Ее начальник назвал фамилию Усманова.
- С чего браться за новое дело? Думал я, думал - и поехал к знакомому директору дорожно-строительного управления Генералову. У него в хозяйстве "КамАЗы" первыми в городе появились. Упросил я Юрия, чтобы он мне отдал выработавший свой ресурс самосвал. А по тем временам это было непросто. Но он, с уважением относившийся ко мне, рискнул, передал приговоренный к сдаче в лом автомобиль. Я на нем приехал в автошколу, загнал в бокс. И вскоре разобрал до винтика. Потом целый год собирал. И восстановил, только уже как действующий стенд в одном из классов. Вскоре в Белорецк приехали руководители всех автошкол Башкирии. И Усманов учил их как курсантов. Ничего, утверждает Фаиз Вагизович, слушали, задавали вопросы. А вскоре после их отъезда зачастили в Белорецк коллеги из других школ. Учиться, как надо оборудовать наглядными пособиями классы.
Всего за годы работы Усманов изготовил для родной школы действующие стенды в шести классах. А уж сколько агрегатов в разрезе и по "запчастям" сделано его руками и которые до сих пор остаются самыми востребованными курсантами, - он им уже и счет не ведет.
- Я жил в школе, - вспоминает ветеран. - Жена, скончавшаяся четыре года назад, говорила мне: "Уж возьми подушку, да и перебирайся к себе на работу, все равно дома не бываешь". А мне нравилось. И если бы не инфаркты и смерть любимой Шарифы, я бы и сегодня преподавал. Интересное это дело, когда приходят ребятишки, некоторые даже русский язык плохо знают, а уходят в армию и благодарят за знания. Потом встречают, интересуются делами, здоровьем. А я, признаться, порой, и не помню, что когда-то он у меня учился... Но все равно приятно.
В домашнем архиве Фаиза Усманова хранятся десятки свидетельств о его успехах и признании заслуг мастера. Наиболее ему дороги Почетные грамоты и благодарности, на которых стоят подписи трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Покрышкина, дважды Героя Советского Союза генерала армии Мусы Гареева и других знаменитых людей, возглавлявших союзную и республиканскую организации ДОСААФ.
На рабочем столе ветерана белорецкой автошколы Усманова много различных книг и журналов. Поверх стопки книг лежат учебники по устройству машин.
- Да вот коллеги попросили помочь в оборудовании нового стенда. Думаю, как лучше скомпоновать агрегаты.
Фаиз Вагизович недавно встретил свое 75-летие. Несмотря на столь солидный возраст, ветеран полон душевных сил и неуемной творческой энергии. Автор: Александр Урцев