В Москве на днях прошел II Всероссийский медиафорум "Единой
России", который собрал свыше 300 представителей региональных
СМИ. Круг участников мероприятия, как и первого форума, был
весьма представительным. Помимо руководителей партии, перед
журналистами предстали заместитель руководителя Администрации
Президента РФ Владислав Сурков, президент Фонда эффективной
политики Глеб Павловский, известный
телеведущий Михаил Леонтьев и многие другие. Формат работы,
который выбрали организаторы, оказался очень удачным. За
"круглыми столами", в дискуссионных клубах в течение двух дней
шел оживленный диалог. Разговор затронул самые актуальные темы
современного общества...
Суверенная демократия сегодня, пожалуй, один из наиболее популярных
политических терминов. Он вошел в лексикон относительно
недавно. И тут же вокруг него начались бурные дискуссии.
Некоторым выражение показалось крайне неудачным, неприемлемым с
филологической точки зрения. Ведь демократия, согласно словарям,
это "ведущая форма социальной и политической организации
общества, призванная обеспечивать суверенитет народа...". Словом,
языковеды не могут примириться с очевидной тавтологией. Поэтому
яростные споры между ними и политологами не утихают.
Но, как верно замечает идеолог суверенной демократии
замруководителя Администрации Президента РФ Владислав Сурков,
главное не сам термин, а то, что за ним стоит. "Ну мы же не на
филологическом факультете!" По словам чиновника, за модным ныне
термином стоит необходимость выработки курса, который вернет
стране статус великой державы.
Дискуссии, возникшие вокруг этого понятия, ценны, признает
Владислав Юрьевич, они "актуализировали темы личной свободы,
национальной свободы, справедливости. Совсем недавно разговоры о
реальном суверенитете не вел никто". И добавляет: "Но мало
говорить о свободе, необходимо обеспечить ресурсы для ее
реализации. Главное - быть в состоянии пользоваться свободой.
Свобода - это когда есть на чем ехать, есть что купить...".
А что значит быть свободной страной? - рассуждает далее
господин Сурков. Во всех конституциях прописано понятие
суверенитета. Но самостоятельными могут назвать себя немногие
государства. Может ли Россия считаться суверенной? Все зависит
от того, что мы предпочтем: быть самодостаточными или прибегнуть
к помощи извне? Благоприятная нефтяная конъюнктура - это ведь
ненадолго. Поэтому
экономика в суверенном государстве, по Суркову, должна быть "не
банальной, нефтяной, а несырьевой".
Суверенная демократия, как на трех китах, зиждется на
легитимности, преемственности и эффективности, уверен известный
телеведущий Михаил Леонтьев. Прежде всего, власть должна быть
законной, утверждает он, и тут же аргументирует: "Почему путч
оказался беззубым?" Да потому и оказался, что был
незаконным. "Нелегитимная власть не способна защищаться от
своих противников". Второй "кит" - преемственность - не менее
весомый. Нет ничего хорошего в том, что со сменой власти
меняется политический и экономический курс. "Без преемственности
власти нет стратегии, без нее не решаются никакие задачи". И,
наконец, принцип эффективности власти. Действия власти должны
быть ориентированы на конкретный результат.
Понятие "суверенной демократии" положено в основу идеологии
партии "Единая Россия". Это даже, по словам руководителя ЦИК
"Единой России" Андрея Воробьева, "брэнд" единоросов, "несущий в
себе все, что соответствует целям и задачам партии: построить
сильную, безопасную, комфортную для ее граждан и уважаемую в
мире страну".
О партийной системе, "Единой России" и новом президенте
На политическом поле России может появиться новый субъект. Три
партии - "Родина", партия ЖИЗНИ и партия пенсионеров заявили о
своем объединении в левоцентристский блок. Как говорят
политологи, к этому явлению можно относиться по-разному. С одной
стороны, это позитивный шаг, уверены они. Маленькие партии не
имеют перспектив, поэтому консолидация является для них одним из
условий выживания. Ну, хотя бы потому, что "объединившись, они
перестают растаскивать друг у друга электорат", как верно
замечает член президиума генсовета партии "Единая Россия" Андрей
Исаев. К тому же, по его словам, "возникновение новой
политической силы на "левом" поле - это хороший стимул заставить
КПРФ трансформироваться". Потому что последняя переживает ныне
"идеологическое дряхление". Единственное, благодаря чему она
еще остается на плаву, - это ее мощный брэнд - тоска по советскому
прошлому.
Однако есть и другая сторона пресловутого
объединительного процесса. Смогут ли три столь разные партии -
"Родина", РПЖ и РПП - выработать единую консолидирующую
позицию, не начнется ли спор между ними за первенство - вот чего
очень опасаются эксперты. Если лидеры трех партий не придут к
согласию, то "воз не сдвинется с места".
Как бы то ни было, но возникновение "второй" партии, которая
могла бы составить здоровую конкуренцию доминирующей ныне
"Единой России", неизбежно, заявляют политологи, по сути, это
политическая необходимость. Ведь конкуренция - это двигатель
прогресса, в политике в том числе. Однако у новой партии должна
быть внятная программа и идеология.
- Это не должен быть набор заявлений типа "Мы любим Путина
больше, чем "Единая Россия", - говорит Андрей Исаев. - Партия
должна предъявить детально проработанную программу,
понятную избирателю.
А кто придет на смену Путину? Вопрос сегодня является едва ли не
самым животрепещущим. Это и объясняет различные попытки
спрогнозировать, "вычислить" нового лидера страны. Если это
столь захватывающе, то президент Фонда эффективной политики Глеб
Павловский рекомендует "присмотреться" к парламентским выборам.
Как правило, "там вырисовывается фигура будущего президента".
Пока очевидно одно - это будет президент нового типа. В России
три президента подряд - Горбачев, Ельцин и Путин - были
авторами политической системы.
- И каждый раз уходил президент, с которым была связана
авторитарная политическая система, с большим риском утащить и
саму систему, - говорит Глеб Олегович. - Горбачеву это удалось,
Ельцин прошел, что называется, по краю...
- Путин уходит, чтобы стать независимым лицом с неменьшим
уровнем популярности, - продолжает Глеб Павловский. - Это сильная
позиция, новая, ранее не встречавшаяся. Подобное можно было
наблюдать разве что в 60-е годы прошлого века. Такая позиция
была присуща ученым, литераторам того времени - Сахарову,
Чуковскому, Солженицыну. В российской политике же пока этой
традиции нет. Ее будет создавать Путин.
Итак, президент нового типа, который придет на смену Владимиру
Владимировичу, не будет автором системы, он будет должностным
лицом, которому придется договариваться с различными
политическими институтами.
Перемены, несомненно, коснутся и "партии власти", каковой ныне
является "Единая Россия", считает Глеб Павловский. - Ей заново
предстоит завоевывать общество, ей придется сделать свое предложение
этому обществу. Насколько она готова к этому, мы увидим
скоро...
О новой бюджетной политике и национальных проектах
Партия "Единая Россия" предлагает существенно изменить ныне
существующую бюджетную систему. "Реформа бюджетирования должна
стать приоритетом на начало следующего политического цикла", -
считает член Генсовета партии Андрей Буренин. Сегодня бюджет,
по его утверждению, это вещь в себе, которая развивается в
понятных только для Министерства финансов рамках и мало на что
влияет.
- Бюджет строится на основе затратного принципа. При этом никого не
интересует, сколько людей вылечено, сколько выучено, какое
качество достигнуто. Единственный стимул для руководства
бюджетного учреждения - это полноценно освоить бюджетные
средства. Чтобы их не урезали на следующий период.
Первая задача, которую ставит партия в рамках бюджетной реформы,
это понять сущность бюджета. "В отличие от правительства, мы
исходим из того, что бюджет - это лишь механизм реализации
определенных целей государства". Поэтому "единоросы" предлагают
перейти на бюджетирование, ориентированное на результат,
осуществляемое во многих развитых странах с 50-х годов
прошлого столетия. При таком подходе "бюджетные деньги тратятся
не ради того, чтобы их потратить, а для того, чтобы достичь
конкретного и понятного всему обществу результата".
- Прежде чем перейти к этой реформе, необходимо осуществить
серьезные изменения в законодательстве, - говорит
Андрей Буренин. - Необходимо серьезно расширить горизонты
бюджетного планирования. Государственные цели и задачи редко
охватывают один финансовый год. Мы перейдем к среднесрочному
планированию: это даже не три года, а пять-семь лет.
- Следующий момент - это пересмотр структуры всего бюджета.
Например, в США нет бюджета как такового - это лишь
аналитический документ. Они принимают совокупность программ и
отменяют старые по мере проверки их эффективности.
Первые шаги в этом направлении у нас уже есть, говорит господин
Буренин. Речь идет о федеральных целевых программах. Однако в том
виде, в каком они существуют сегодня, эти программы являются
лишь инструментом для выбивания дополнительных средств.
- Какой должна быть программа в рамках новой концепции? Это
ясно и четко заданные ориентиры не финансовой основы, а
социальной; конкретные, ответственные планы, и самое
главное - механизм контроля за расходами.
Близко к идеалу, по словам Андрея Буренина, стоят национальные
проекты: в них - четкие цели, а деньги под них закладываются не
исходя из нормативов, а из потребности эти цели достичь.
На снимках: моменты медиафорума.
Автор: Снежана Камская