- Это трудно совмещать - быть дирижером и солистом, -
признался на пресс-конференции перед самым началом концерта в
Уфе Юрий Башмет. - Но и то, и другое - исполнительская
деятельность, просто инструменты разные. Мне, конечно, многие
могут возражать, но это одна специальность с разными
специализациями. И есть немало успешных примеров, когда солисты
становятся хорошими дирижерами. Это Ростропович, Ашкенази, Вова
Спиваков - мой друг, который у вас родился. Владение
инструментом только подспорье им во второй их ипостаси. Мне даже
то, что в детском лагере я когда-то играл на пионерском горне,
помогло многие годы спустя наглядно продемонстрировать
профессионалу-валторнисту - какого же звука я хотел бы, чтобы он
извлек из своего инструмента.
Слушатели, пришедшие вчера на концерт Юрия Башмета и его
камерного ансамбля "Солисты Москвы" в Башкирскую государственную
филармонию, смогли увидеть любимого музыканта как в качестве
руководителя оркестра, так и его солиста. Обе ролевые функции
артист исполнил блестяще. И публика взрывалась аплодисментами
между частями одного и того же произведения. "Я радуюсь, когда
слышу хлопки аудитории, не знакомой с произведением, - это
значит, что у меня появился новый слушатель, - процитировал
Башмет на пресс-конференции высказывание одного из своих коллег.
- Когда на этого зрителя с осуждением посмотрят окружающие, в
следующий раз он уже не будет хлопать там, где не принято. Люди
аплодируют между частями не только в России. Это ошибочно
думать, что только у нас на симфонические концерты приходят
неподготовленные, безграмотные. Да, особая генная подготовка
есть у немцев в Германии. Но я заметил, что реакция слушателей
часто зависит от экологического климата их страны. К примеру,
итальянцы, живущие ближе к границе с Германией - "посуше",
уравновешеннее, а итальянцы подальше - орут на концертах, как
нигде и никто в мире. В Милане, я помню, у меня как-то было
обморочное состояние, я очень плохо себя чувствовал и отказался
выступать. Но через три месяца я вернулся с тем, чтобы отыграть
несостоявшийся концерт. И вот я приехал, нахлынули воспоминания
о том, как мне здесь было дурно - та же сцена, та же программа,
возникли малоприятные мысли, странные ощущения, но когда я вышел,
зал устроил такую овацию перед началом концерта, что я уже не думал
ни о чем плохом".
И в Уфе маэстро терпимо отнесся к хлопкам, немало отвлекавшим
его и оркестр от сосредоточенности на музыке. Единственное, с чем он
обратился в зал, так это с просьбой не фотографировать со вспышкой
во время игры.
А в качестве подарка в конце первого отделения музыканты
исполнили "Моц-арт а ля Гайдн" Шнитке. Первые и последние такты
этого произведения музыканты играли "вслепую" - в кромешной темноте
зала и сцены.
Третье отделение было посвящено полностью Моцарту. Прозвучала
знаменитая "Симфония-концерт Ми бемоль мажор для скрипки и альта с
оркестром". Но публика, к концу вечера уже достаточно продрогшая в
холодном зале, еще долго не отпускала артистов. И гости исполнили
еще несколько произведений на "бис".
"Я люблю выступать в России,
- признался Башмет, - и мог бы рассказать много баек о чудесах,
которые происходят со мной во время гастролей только по нашим
городам. Помню, как-то однажды так совпало, что мне подарили много
спиртного от разных организаций. И я вернулся к себе, открываю
холодильник, а там ничего нет, кроме бутылок. Было очень поздно
идти куда-либо ужинать. И вот я думаю: ну хоть бы бутерброд кто-нибудь
догадался мне подарить. Открываю еще
одно отделение холодильника, а там - стакан лесных ягод, которые
мне днем, встретив на улице, преподнесла одна бабуля. Я еще ей
хотел щедро заплатить за них. А она, увидев деньги, так посмотрела
на меня, замахала руками, что мне стало страшно стыдно за себя. И
вот именно ее угощение спасло меня от голода в ту ночь. На другом
концерте ко мне подошла девушка в платье, которое ее маме сшила моя
бабушка. И показала фотографию из семейного архива, где есть и моя
мама. Здесь, в Башкортостане я тоже заведомо чувствую себя дома,
хотя впервые в Уфе".
А журналисты отметили, что и фамилия маэстро настолько
"наша", башкирская: "Башмет", "Баштрансгаз", что даже удивительно:
почему он до сих пор не выступал здесь с концертами. Ассоциация
с "Баштрансгазом" развеселила музыканта, и инструмент в его руках не
подвел этим вечером хозяина, который признался, что последний раз
играл на нем три дня назад в Индии, где было 30 градусов жары.
"Инструмент - живое существо, если я простужен, то и он шипит,
хотите - верьте, хотите - нет, но он на все реагирует, - заявил
артист, - и как он поведет себя сегодня, в 30-градусный
мороз, я не знаю. Выясним на концерте". Но не зря говорил Башмет
о чудесах, случающихся с ним дома. Все прошло великолепно и для
людей, и инструментов.
Фото Андрея Старостина.
Автор: Алия Давлетшина