Авиационное направление по-прежнему остается приоритетным
для ФГУП "Уфимское приборостроительное производственное
объединение". Несмотря на ряд трудностей, на предприятии
делается все возможное для развития и расширения авиационного
производства.
Накануне Дня Военно-Воздушных Сил России агентство "Башинформ" попросило
рассказать о перспективах выпуска изделий по так называемой авиационной
тематике заместителя главного инженера объединения Валентина Носкова.
Он - ветеран предприятия, в УППО работает с 1965 года и проблемы отрасли
знает как нельзя лучше.
Валентин Андреевич начал с того, что без мощной авиации России
не обойтись. Наша страна велика во всех отношениях, в том числе и
по территории. Из одного ее края в другой, а также в некоторые
труднодоступные географические точки, как в песне, "только
самолетом можно долететь". Между тем с каждым годом происходит
старение самолетного парка. Пройдет еще несколько лет, и "Ту-154",
"Ту-134", наши основные авиаперевозчики на сегодняшний день, будут
полностью изношены и не пригодны к полетам. На чем тогда будут
летать россияне? На старых "Боингах"? Или все же на наших новых
самолетах - "Ту-204", "Ан-140" и самом крупном из отечественных
авиалайнеров - "Ил-96-300"? К сожалению, за последние 15 лет,
с тех пор, как рухнул российский оборонно-промышленный
комплекс, а с ним и авиапром, таких самолетов произведено лишь
несколько десятков. Вспомним, однако, что в Советском Союзе
выпускалось до ста самолетов гражданской авиации в год.
Почувствовали разницу? А если углубиться еще дальше в историю,
то можно вспомнить, что наша страна всегда занимала передовые
рубежи в авиастроении, с момента его зарождения.
- Так что же в этих сложнейших условиях удается выпускать
уфимским приборостроителям? - был мой первый вопрос Валентину
Носкову.
- Если раньше авиационная продукция занимала в УППО более 90
процентов всего объема изделий, то сейчас она составляет примерно
половину. Мы стараемся во что бы то ни стало сохранить авиационное
направление, создать предпосылки для его развития в будущем. В
условиях отсутствия госзаказа на подобную технику это невероятно
трудно. Выручают нас крепкие связи, которые много лет назад
установились с разработчиками таких изделий. В авиастроении всегда
была развита кооперация, самолет в одиночку построить невозможно.
Произошло укрупнение родственных организаций, продолжается
консолидация сил производителей авиатехники.
Наиболее крупным объединением в авиастроении является ОАО
"Авиаприбор-Холдинг", в который входит и наше предприятие, а также
основной разработчик холдинга - Московский институт электроавтоматики
(МИЭА), ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование",
объединяющее множество производителей авиатехники. Научный центр
корпорации - Санкт-Петербургское ОКБ "Электроавтоматика" и
ОАО "Научно-производственный центр "Технокомплекс" с его
основным разработчиком - Московским научно-производственным
комплексом "Авионика". Благодаря этим наработанным годами связям
с упомянутыми разработчиками, нашему предприятию удается обеспечить
свое присутствие в выпуске почти всей новой авиатехники. Традиционно
УППО производит навигационную аппаратуру, бортовые вычислительные и
пилотажные системы.
- Валентин Андреевич, не могли бы вы привести более конкретные
примеры?
- Как вы уже знаете, на смену отлетавшим свое "Ту-154" и "Ил-86"
идут ближнемагистральные "Ту-204" и "Ту-214", дальние "Ил-96-300". Их
пилотажные системы комплектуются нашими приборами. Это
автоматизированная система штурвального управления, блоки для
вычислительной системы управления полетами и вычислительной
системы управления тягой.
Осваиваем аппаратуру систем автоматического управления для
перспективных самолетов "Ан-140", "Ан-148" (на 50 и 70 мест
соответственно). Первый российский "Ан-140" будет поднят в воздух
в Самаре на днях - 11-12 августа.
Хорошую перспективу имеет региональный реактивный самолет
"Ан-148", для которого мы изготавливаем бортовые вычислители ВЦ-2,
ВЦ-3, блок БПС-11 и блоки электродинамической системы ЭДСУ-140.
На УППО освоена большая номенклатура модулей, разработанных ОКБ
"Электроавтоматика". Они применяются для модернизации многих
объектов: ночного вертолета "Ми-24Н", штурмовиков "Су-24", "Су-25",
стратегического бомбардировщика "Ту-160", а также для комплектации
новых самолетов, в том числе гражданского регионального "С-80".
Можно добавить еще, что завод занял свою нишу на рынке
приводов рулевого управления, и здесь у нас прочная репутация.
А наши заводские разработчики совместно с Ульяновским ОКБ создали
наземную автоматизированную систему контроля - НАСК-1, которая
предназначена для диагностики эксплуатируемой техники,
проверки бортового оборудования. Сейчас НАСК-1 проходит испытания
на объектах "Аэрофлота".
- Из приведенного перечня видно, что разработчики и
эксплуатационники не сидят сложа руки. Почему же у нас так мало
новых отечественных самолетов?
- Все дело в том, что и на разработку новых моделей, и на
выпуск опытных образцов государство практически не выделяет
денег. Предприятия должны все это осваивать за счет собственных
средств, а они, особенно у федеральных государственных
предприятий, весьма скудные. Хорошо уже то, что мы сохраняем
свой производственный и научный потенциал, не растеряли опытные
кадры. Хотя не секрет, численность работников авиапрома в годы
кризиса сократилась в несколько раз. В УППО, например, раньше
коллектив был вчетверо больше. Но что поделаешь, нынешняя
зарплата в авиапроме не устраивает многих. Производство
держится на энтузиастах, настоящих патриотах, которым обидно за
сегодняшнее состояние авиационной промышленности и которые
верят в ее возрождение. Иначе и быть не может. Без обновления
самолетного парка России не обойтись. Сама жизнь подталкивает к
этому простому выводу.
- Что для вас значит приближающаяся календарная дата?
- Этот день мы называем Днем авиации, и с давних пор это наш
традиционный праздник. 11 августа в Уфе, на стадионе спортивно-оздоровительного
комплекса имени Салавата Юлаева, как всегда, состоится яркая
культурно-развлекательная программа - с показательными выступлениями
парашютистов, большим концертом, спортивными соревнованияим, ведь нынче
наш профессиональный праздник совпадает с Днем физкультурника.
Автор: Любовь Колоколова