В прошлогоднем Послании Президента Республики Башкортостан
Муртазы Рахимова народу и Государственному Собранию - Курултаю
говорилось, в частности, что одной из приоритетных задач является
развитие транспортного комплекса. В нынешнем Послании Президента
этому вопросу тоже уделено большое внимание. Особенно актуален
он для Башкирского Зауралья, где основной транспорт - именно
автомобильный.
Невольно вспоминается такой эпизод. Весной 1985 года, когда
я стал работать в Башкирском Зауралье, звоню первому секретарю
Хайбуллинского райкома партии. Мол, так и так, приеду знакомиться.
Ладно, отвечает тот, приезжай, только в дорогу белую рубашку
не одевай. Думал, пошутил он. Оказалось, в Акъяр вела более чем
ухабистая стокилометровая полевая дорога. По ней наш "ПАЗик"
добирался с остановками - люди просто не выдерживали качку - полдня
ехать нужно было! И в Акъяре первым делом пришлось искать воду,
чтобы смыть с себя слой дорожной пыли, которая даже на зубах
скрипела!
Сейчас же в Акъяр с ветерком по хорошей дороге можно доехать
немногим более чем за час. Так что большие расстояния в зоне
самими зауральцами уже не ощущаются, это лишь гости, спрашивая,
где, дескать, находится та или иная деревня и услышав, что
поблизости, округляют удивленно глаза при словах о двадцати - тридцати
километрах. В зоне за последнее десятилетие значительно расширилась
сеть асфальтированных дорог. В автотранспортных предприятиях - а
их здесь несколько - используются современные комфортабельные
автобусы, в том числе и западного производства - даже двухэтажные.
В городах и районных центрах построены новые типовые автовокзалы
со всеми удобствами для пассажиров.
В любую сторону в Зауралье ведут уже хорошие дороги. И
на них всегда оживленно. Особенно много автобусов. И это не
только автобусы АТП Зауралья, но и соседних регионов, поскольку
географически зона находится на стыке юго-востока Башкортостана,
запада Челябинской и востока Оренбургской областей. В поездках
по зоне бываю часто. И вот на какой еще нюанс обратил внимание.
Наши, зауральские, автобусы выглядят как с иголочки - чистые,
аккуратные. На них приятно смотреть.
- Культуре обслуживания всегда уделяем большое внимание, - рассказывает
директор Баймакского автотранспортного предприятия Рафинат
Валиев. - Да и как иначе? Ведь работаем в рыночных условиях,
в состоянии конкуренции с частным извозом. У нас опыт и профессионализм.
Нашему АТП уже более чем полвека. История его началась в 1951
году, когда в Баймак прибыла сводная колонна автомобилей ЗИС-5
и была образована авторота. В 1954 году приказом министра автомобильного
транспорта и шоссейных дорог РСФСР на базе этой автороты была организована
автотранспортная контора в составе управления дорожного и транспортного
хозяйства Башкирской АССР. Именно тогда, в 1954 году, пришли
сюда на работу наши заслуженные ветераны Зайнулла Зиннатович
Артыкаев, Сагит Сагитович Гареев, Федор Иванович Пелогеин, Зуфар
Мугалимович Уразбахтин, Хабиб Губеевич Мурапталов, Иван Семенович
Мочалкин. Впрочем, наше АТП - это не только автобусы, но и грузовой
транспорт. Стараемся добиваться и там и тут хороших показателей.
Хотя сложности есть. Сильно подводят постоянно растущие цены
на горючее. Как выходим из ситуации? Большую помощь оказывает
Правительство РБ, которое в целях возмещения дополнительных
расходов автотранспортных предприятий, обусловленных ростом цен
на продукцию промышленного производства и энергоносители, достаточно
оперативно принимает те или иные важные для нас решения. В частности,
об изменении стоимости проезда на маршрутах городского автомобильного
транспорта общего пользования. Есть и другая поддержка. К примеру,
в постановлении Правительства Республики Башкортостан от 31 мая
ГУП "Башавторанс" разрешено использовать на коммерческих маршрутах
автобусы марок "ПАЗ" и "ГАЗель", не задействованные на маршрутах,
имеющих социальное значение.
Пока говорим с Рафинатом Тимерьяновичем, на факс приходит еще один
документ - из ГУП "Башавтотранс".
- Да, проблем прибавилось, - произносит директор АТП, читая
его. - Но ничего, преодолеем и эти трудности. В конце концов,
были периоды куда хуже. Конечно же, основной упор у нас по-прежнему
на свои возможности и резервы. Прежде всего, это - экономия
средств. В разумных, разумеется, пределах и там, где возможно.
Многое давно уже ремонтируем сами. Но главная наша традиция - не
доводить до ремонта, а за счет регулярной качественной профилактики
предупреждать неисправности.
На снимках: автобус маршрута "Баймак-Уфа;
Фото автора.
Автор: Анатолий Пастухов