В Башкирском государственном театре оперы и балета проходят
спектакли участников XI Международного фестиваля балетного
искусства имени Рудольфа Нуреева. Программа праздника насыщенна
как никогда. Первые пять вечеров сцена была предоставлена каирской
труппе - Cairo Opera House, чье творчество уфимские зрители смогли
оценить на прошлом нуреевском фестивале. На этот раз египтяне
привезли в Уфу пять спектаклей.
Один из них - "Клуб знакомств" на музыку "Венгерских танцев"
Иоганнеса Брамса в хореографии Тьерри Маланден.
Классическая музыка, замешанная на народных мелодиях и
ритмах, современная пластика, романтическое содержание и
простота, демократичность формы - все это соединилось в одно
гармоничное целое.
"Клуб знакомств" был создан в апреле 1987 года. И сейчас
этот балет украшает репертуарную афишу Королевского балета
Фландрии, Столичного балета Тулузы, балета Авиньона и
Королевского хореографического училища Фландрии. Благодаря
каирцам, его увидели и уфимцы.
В другой постановке гостей - "Кармина Бурана" Карла Орфа
публика получила уникальную возможность оценить соединение оперного
и балетного искусства в творческом альянсе двух разноязыких
коллективов - башкирского и египетского. Хор, детская оперная студия
и симфонический оркестр нашего театра под управлением главного
дирижера каирской оперы Надера Аббасси, вокал: Резеда Аминова,
Альфия Каримова, Раиль Кучуков, Руслан Хабибуллин, Ильшат
Султанбаев, Ильгиз Хакимов, хореография - Абдель Монейм Кэмел и
Эрминия Гамбарелли - вот тот синтез, который помог великолепной
музыке Орфа раскрыться во всей полноте.
Танец здесь - образная интерпретация музыки, обогащающей
хореографию. А в результате возникло многозначное, многоязыкое и
многослойное произведение.
Памяти великого испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки,
расстрелянного фашистами в 1936 году недалеко от его родного
селенья близ Гранады, в Андалузии, посвятил свой балет "Лоркиана"
либреттист и хореограф Марк Мнацаканян.
Тема спектакля навеяна поэзией Лорки, которая неотделима
от культуры и традиций Андалузии. А мир андалузской песни, как
и мир Гарсиа Лорки, соткан из того, что называется жизнью в наивысший
момент ее проявления.
Одиночество - вечный спутник героев Лорки. Однако герои его
в любой, самой безысходной ситуации полны достоинства.
Интерпретация этих образов, предлагаемая Марком Мнацаканяном и
труппой Cairo Opera House, впечатлили сценической яркостью.
"Корсар" Адольфа Адана по одноименной поэме Джорджа Байрона
в гастрольной афише Cairo Opera Hоuse - единственный классический
балет. Каирцы показали фрагмент из II акта "Волшебный сад" и
целиком III акт, называемый "Остров", объединенные под общим
условным названием "Женитьба корсара". В оригинальной версии
либретто Абделя Монейма Кэмела изменены даже имена героев:
Конрад - Нур-эль-Дин, Медора - Жасмин, Исаак Ланкедем - Ахмед.
Египетский "Корсар" поставлен в лучших традициях русского
балета, всегда представляющего собой синтез сюжета, оформления
спектакля, музыки, света и, конечно, хореографии, что неудивительно,
поскольку балетмейстер - наш соотечественник, художественный
руководитель балетной труппы Новосибирского государственного
академического театра оперы и балета Сергей Крупко.
И последнее название в списке гастрольных спектаклей Каирского
оперного театра - одноактный балет "Болеро" Мориса Равеля в
постановке выдающегося французского хореографа, режиссера и
педагога Мориса Бежара. Уфимцы уже видели эту работу на
прошлом фестивале, но количество зрителей, пришедших на него
снова, от этого не убавилось.
Все выступления египтян проходили в музыкальном сопровождении
оркестра Башкирского государственного театра оперы и балета. А
дирижировал им главный дирижер каирской оперы - Надер Аббасси.
Фото Андрея Старостина.
Автор: Алия Давлетшина